гефсимания

Ольга Кургуз
                Новомученнику Исаакию Второму (Бобракову) оптинскому архимадриту последнему настоятелю посвящается.

                «В Церкви должно господствовать свободное исследование Истины,в силу 
этого миряне имеют такое же право на учительство как и иерархи» Иоанн Златоуст
               

 Гефсимания. Моление о Чаше. Иисус Христос пред крестной смертью молит Отца об изменении его Домостроительства. Через сострадательную Любовь возможно ли привести к покаянию и обожению падшую природу человечества? Моление до кровавого пота Богочеловека готового к искупительной жертве…Искупление не как удовлетворение, приносимое Отцу за нарушение послушания творения и в силу этого отпавшего от Бога, а искупление как восстановление Правды Божьей и возможности Богообщения; искупление не как юридический акт, а как акт Любви, как дарованная и восстанавливаемая Творцом изначальная способность человека к обожению, утраченная Адамом  и во Христе восстанавливаемая. Свободная воля Богочеловека молила Отца об изменении его Промысла: ведь, если бы иудейский народ признал Иисуса Мессией, тогда через сострадательную Любовь Христа иудеи вернулись бы к своему Создателю и Богу.   

«Пусть Чаша сия минует меня…но не как я, а как Ты хочешь…»- великое смирение безгрешного Богочеловека пред Отцом Небесным. Спаситель мира как Первосвященник возносит молитвы к Отцу, дабы народ иудейский не был отвержен, не был отдан виноградник духовный другим виноградарям. Кровавый пот – пот смешанный с грядущей кровью на Кресте, пот – предвестник важнейших событий в истории человечества, пот молитвы пред Отцовским милосердием, возможным изменением Промысла.»Моление о Чаше» не явилось иконой в христианской традиции, хотя важность момента потрясает! ( Церковь называет сюжет  - картиной (?), молитвой человеческого естества Иисуса  перед мучительным актом распятия).  Разве грядущие крестные страдания сподвигли Богочеловека к молитве, а не стоящий пред грехом богоубийства народ,   к которому по естеству принадлежал Спаситель? Первоиерарх РПЦЗ Блаженнейший Антоний (Храповицкий) , делясь мыслями о возможном изменении Промысла Отца, не отвергая значения крестной смерти Спасителя, его воскресения, говорит о значении Гефсимании как молитвы за Человечество Бога и Первосвященника Иисуса Христа, образ, дающий надежду на преемственность  Первосвятительства, предстательства пред Очами Всевышнего  за судьбу отдельных чад и мира в целом. Иисус как Глава Церкви в образе Первосвященника оставляет надежду на прощение покаявшемуся грешнику. Какой Великий смысл! Какое живое Наследие!
 
С конца 16 века на земле Святой Руси Патриарх как Печальник пред Господом за народ православный прочно занял место  рядом с царским троном. Духовная власть в симфонии с царской властью («святая двоица») – выразительница божественных норм на земле - возделывала виноградник, и была той лозой, которая приносила плоды. Уничтожение Патриаршества Петром Первым, замена его синодом, назначаемым царём («если духовная власть под мирскую снидет, это не власть, а вертеп разбойников» св. патриарх Никон), разбила на части саму идею личного  Предстательства пред Всевышним, привела   к падению и  царской власти.  При подготовке к священному собору 1918 года, накануне переворота, царь Николай Второй хотел радикально изменить структуру церковного управления, вернуться от «цезаря-папизма» к «симфонии двух властей», восстановить Патриаршество. Он рекомендовал синоду в Патриархи себя с отречением ( в пользу сына) от трона и уходом в монашество Александры Фёдоровны. Идеалом правления, на его взгляд, был симфонизм управления государством юного царя Михаила Фёдоровича Романова и его отца, патриарха Филарета. Синод ограничился глухим молчанием, планам самодержца не удалось осуществиться. Но вернёмся к Гефсимании.

Не страх смерти по человеческой природе, а плач о судьбе грешного народа, предающего Сына Божьего на распятие, - моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Предчувствие предательства учеников («они уснули…веки их отяжелели…»), народа ( приветствующего Иисуса при входе в Иерусалим –«Осанна!»-, и того же народа при кресте, кричащего «распни!»), Богооставленность («Отец, почему ты меня оставил…») – все самые страшные пытки претерпел Спаситель по своей человеческой и Божественной природе. Духовные страдания за своих детей («Отец, прости их… не ведают, что творят…») были выше физических. Неисчислимые бедствия достались народу Завета, распявшего Миссию, народу, продолжающему упорствовать в своём грехе, народу, богоборчество которого не утихает и в наше время.

Сейчас формируется мнение отдельной части иудействующих православных, что, мол, не народ распял Христа, а фарисейская верхушка. Иудеи как бы ни при чём. Ложь. Народу было дано право выбора: отпустить разбойника-убийцу Варавву, по закону приговорённого к смерти на кресте или Иисуса, за которым не было никакой вины. Сознательно был сделан выбор .Или вот. Мол, Иуда Искариот должен был предать ( как бы по судьбе). Тоже ложь. Воля его была свободна: Бог не покушается на свободное волеизъявления творения («лучше было бы этому человеку не родиться…») Иуда сознательно предал Учителя, возможно, из-за зависти, сребролюбия… таковы факты. Покаяние за Богоубийство иудейский народ не принёс, да и не принесёт, считая себя «богоизбранным народом, народом Завета». Упорство в грехе множит грех через века. Духовная битва со Христом не утихает, она меняет лишь формы: от откровенного богоборчества до подмен. Сколько их!!!Велика миссия Предстоятеля Церкви! Не знаю, радоваться ли тому, что в одном из храмов в алтаре пред жертвенником – Образ Спасителя в святительском облачении, держащим в левой руке Чашу для причастия «Х.В.»?! В надежде? В назидание? Может, во вразумление?! Вопрос…Священство как чин равноангельский…Пожалуй, чаще мы видим обратное, но эта тема для других публикаций. Моление о Чаше в Гифсиманском саду даёт надежду, что Первосвященник , Сердцевидец, Господь Иисус Христос ждёт каждого и о каждом заботится, призывая к покаянию, дабы избежать участи богоотверженного народа. Не распинайте Христа!