Когда измены не ведут к перемене

Сергей Бурлаченко
        Сериалы стали основным развлекательным форматом современного ТВ. При наличии огромного числа телепродуктов, напрямую связанных с шоу или конкурсами-викторинами-состязаниями, когда зрителя целенаправленно выводят из реальности в мир игры, сериалы хитро нашептывают зрителю, что вот эта многосерийная игра и есть реальность. И как только зритель включается в эту игру, он невольно становится заложником многосерийного и бесконечного однообразия.

        Как правило, все продюсеры требуют от сценаристов перво-наперво предложить им такую идею сериала, которая потрясет зрителя. На самом деле, это вранье. Продюсеры наставляют: «Духовка» - это на «Культуру»,  «половуха» - это к нам». Идея не должна потрясать, а лишь вписываться в уже наработанные схемы. Потрясение, как и катарсис, необходимые для любого произведения искусства, рейтингу ТВ противопоказаны. И это понятно. Если зритель каждый вечер будет падать в обморок от увиденного или разрывать на куски душу, мир потребителей - а каждый из нас давно рассматривается прежде всего как потребитель того или иного созданного цивилизацией продукта - сойдет с ума. Поэтому, освещенные голубым экраном, мы покорно будем жевать одно и то же. Схем немного. Криминал, мелодрама, женская судьба, приключения (возможна «мягкая» фантастика), профессиональная драма. В принципе, это всё. Дальше, как говорят англичане, «it depends» (зависит от обстоятельств). То есть незначительные вариации внутри схемы.

        Прошедшая неделя ознаменовалась выходом на российские телеэкраны сериала «Измены» (режиссер Владимир Перельман, сценарист Дарья Грацевич). Зрителю опять насвистели, что это будет: «Невероятная история молодой женщины, у которой был муж и трое любовников». А дальше: «В сериале рассказывается о том, что происходит с судьбами людей, которые и которым изменяют».  Если кого-то из вас потрясло как первое, так и второе откровение данного анонса, с вами явно что-то не так. Понимаете? После историй мадам Бовари или Анны Карениной мы многое знаем о мужьях, любовниках и о том, что чаще всего происходит с теми, кто изменяет, в мыслях или на деле. В анонсе использована слово «судьба». Так вот, посмотрев «Измены», я понял, что меня опять надули. У героинь сериала, сыгранных актрисами Еленой Лядовой и Глафирой Тархановой, нет судьбы. Не потому что актрисы не доигрывают. Е. Лядова и Г. Тарханова сами по себе, как актрисы и барышни, прекрасны. Можно в них просто влюбиться, ей богу! Дело в том, что там, в этих самых «Изменах», им просто нечего играть. Не потому что истории банальны, а сценарист и режиссер до высот духа не дотягивают. В этих телеиграх играть в реальность по-настоящему нельзя. Потому что при серьезном включении актрисы в создание характера героини игра сразу же перестанет быть игрой, а обернется реальностью. И следом весь сериальный небоскреб рухнет в тартарары. То есть надо как минимум держаться подальше от серьеза. Это тоже закон сериального формата. Мне вообще к третьей-четвертой серии стало казаться, что создатели «Измен» просто дурачатся на съемочной площадке, во всяком случае, актеры. То есть бесконечная история про окололюбовные передряги (как в данном случае), снималась не для того чтобы проследить чью-то там судьбу. На фига? Ведь если режиссер и актеры начнут этим всерьез заниматься, какой-нибудь зритель обязательно рано или поздно задумается о своей судьбе. И чего-нибудь там про свою жизнь и судьбу надумает. А это противоречит главной задаче ТВ.  Как я уже сказал, экран должен убедить зрителя в том, что вот эта самая игра в «измены» и есть реальность. Дальше заходить опасно. Современному обществу нужны спокойные одинаковые члены, а не возбужденные самобытные личности.

        Порционное меню для этой цели создано. Названия блюд: «Любовницы», «Краткий курс счастливой жизни», «Сладкая жизнь», «Измены» etc - сути дела не меняют. Мы все играем во всё. Мы все довольны всем. Мы все верим всему, особенно «Изменам».

        И все едим всё. Потому что: «Лопай, что дают», - как писал в одном из своих рассказов Антон Чехов.