Чудеса преподобной Софии

Людмила Коншина
Однако политика политикой, а жизнь продолжалась: после пострижения в монашество София прославилась своей благочестивой жизнью и трудами. В монастыре великая княгиня продолжала вышивать, собственноручно выкопала колодец. Она прожила еще 17 лет и ушла из жизни в возрасте примерно 60 лет – 16 декабря 1542 года, пережив не только мужа и его вторую жену, но и своего сына Юрия.

Согласно монастырскому преданию, царь Иоанн Грозный посетил монастырь в 1552 году, перед походом на Казань. После ее взятия он сделал вклад в монастырь, а царица Анастасия Романова положила на гробницу преподобной Софии пелену.

В 1563 году вторая жена Ивана Грозного царица и великая княгиня Мария Темрюковна и царевич Иван Иванович ездили молиться в Суздальский Покровский монастырь, а на следующий год сам царь Иван ездил «в Суздаль Покрову Пречистой в девичь монастырь на праздник на Покров Пречистый молитися со царицею своею великою княгинею Марьею, с сыном своим со царевичем Иваном». Напомню, что через семь лет этот царевич женится на Евдокии Сабуровой, а через восемь лет она также будет пострижена в монахини (под именем Александра) – в этом же самом монастыре.

В конце XVI века вклад в монастырь сделала царица Ирина Годунова – родственница Софии: «Да государыня царица великая княгиня Ирина прислала на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, покров бархат черн, а на нем крест плащи серебряны позолочены выбиваны, а на плащах резь деисус и избранные святые, а около плащей и копие и трость и подпись у креста низано жемчюгом, а около покрова подписи слова вышиты золотом по таусинному атласу, а около подписи веревочка шита золотом, а подложен тафтою багровою»[42].

В 1598 году, спустя полвека после упокоения Софии, на ее могиле произошло первое известное нам чудо – прозрела жена князя Даниила Андреевича Суздальского княгиня Анна Федоровна Ногтева, бывшая незрячей в течение шести лет. После смерти мужа она также постриглась в этом монастыре и приняла монашеское имя Александра.

В новом веке России предстояли тяжкие испытания. В Смуту, в 1609 году, в Суздаль пришли отряды верного сторонника лжедмитриев князя Александра Лисовского, известного своей беспощадностью при взятии городов и обителей, которые он подвергал полному разорению (не лишне будет отметить, что он был иезуит). Но в этот раз произошло чудо: во сне ему явилась грозная монахиня с горящими свечами в руках и стала опалять его пламенем. На атамана напал страх, и у него отнялась рука. Пораженный гневом Божиим, Лисовский не разорил Суздаль.

Многие чудеса у гробницы Софии известны нам благодаря ключарю Покровского собора священнику Анании Федорову, который записал их и поведал потомкам о всенародном почитании монахини Софии. Чудеса множились, суздальские иерархи стали поднимать вопрос о канонизации. В 1750 году Патриарх Московский и всея Руси Иосиф разрешил почитать ее как святую. Но вскоре Россию потрясли еще более тяжкие испытания, чем Смута: церковный раскол, ликвидация патриаршества, петровские реформы. В итоге более двух столетий имя преподобной Софии находилось под негласным запретом. Но люди продолжали почитать святую.

Только в 1916 году по благословению Святейшего Синода имя преподобной Софии Суздальской было внесено в церковный календарь, а в 1995 году были торжественно обретены ее мощи.

Святая София – одна из тех святых, помощь которых мы ощущаем постоянно: чудеса множатся. Приведу несколько примеров 2001–2006 годов, рассказанных жителями Москвы, Иванова, Владимирской области и Тюмени.

«В середине февраля 2003 года у моей матери случился инсульт, левая сторона лица перекосилась, речь нарушилась, глаза почти не открывались. У меня было освященное маслице от мощей преподобной Софии Суздальской, которое я приобрел в Покровском монастыре, и этим маслом я предложил маме помазать голову и лицо… В
больнице ей приснился сон: она стояла в большом храме, окруженная людьми в черных одеждах, их лица были суровы. Матери стало страшно, она захотела вырваться из этого круга. Вдруг она увидела, как в храме появилась женщина в княжеских одеждах, очень красивая. Легко подойдя к матери, она взяла ее за руку и сказала: “Пойдем”. Утром мама почувствовала себя намного лучше».

«В 2002 году врачи поставили мне диагноз: онкологическое заболевание матки; осенью уже должны были делать операцию… Я увидела во сне старинную икону, на которой изображалась неизвестная мне святая, и при этом почувствовала, что должна приехать к ее мощам… В августе на праздник Преображения я приехала в Суздаль… Зайдя в главный собор Покровского монастыря, я увидела на стене ту самую икону, которую видела во сне. Это была икона преподобной Софии Суздальской. В течение трех дней я ходила в монастырь на службы и прикладывалась к мощам святой подвижницы. Когда в сентябре пошла в больницу, выяснилось, что необходимость в операции отпала, а через полгода меня сняли с учета».

«Долгое время у нас не было детей. В 1997 году, оказавшись в Суздале, мы посетили Покровский монастырь. Узнав здесь о преподобной Софии, мы приложились к ее мощам и просили о даровании чада. При этом у нас сложилось твердое обещание назвать ребенка Софией, если это будет девочка… Через пять лет у нас родилась дочь София».

«После женитьбы у моего сына долгое время не было детей. Он усердно молился, наложил на себя обеты: не есть мяса и не пить спиртного. В 2000 году мы посетили с ним Покровский женский монастырь в Суздале и приложились к мощам преподобной Софии. Через три года у сына родилась дочка. Невестка моя… объявила мне, что девочку зовут София и что… решение невестки назвать дочку Софией совпало по времени с нашим посещением Покровского монастыря».

«Моя дочь София родилась в 2003 году, крестили мы ее в честь преподобной Софии Суздальской. В полтора года дочке поставили диагноз – ревматоидный артрит… Мы долго лечились у ревматолога. В мае 2006 года дочка очень плохо ходила, и мы поехали в Суздаль в Покровский монастырь приложиться к мощам преподобной Софии. После этого все пошло на поправку, и скоро она выздоровела».

И, пожалуй, самое удивительное свидетельство:

«Моя бабушка Александра рассказывала мне: когда ей было еще лет 15, она пошла как-то в лес за ягодами и заблудилась. Неожиданно набежала туча, в лесу стало темно, начался сильный ветер. Девочка испугалась и стала усердно молиться. Вдруг она увидела икону Божией Матери, шедшую по небу в ярком свете; своим движением икона указывала ей путь. Очень скоро Шурочка оказалась на светлой поляне и здесь увидела монахиню – она сидела на пенечке. Лицо у нее было как у младенца, очень красивая, глаза необыкновенные, небесной чистоты, очень большие, а взгляд как у старицы, будто насквозь тебя видит, и такое было в ней спокойствие. Шурочка попросила монахиню помочь ей выйти из леса. Та встала, и они двинулись в путь… Напоследок монахиня дала девочке образок и сказала: “Шурочка, этот образок передашь единственной внучке, он ей будет помогать и хранить в бедах”, – и стала быстро удаляться. Девочка очень удивилась, что неизвестная ей монахиня знает ее имя. В ответ она успела крикнуть: “А как тебя звать, и где мне найти тебя?” И услышала: “София в Суздале”. Эту дивную встречу бабушка моя запомнила на всю жизнь. Произошло это приблизительно в 1917 году.
Когда я вышла замуж, то пять лет у меня не было детей. Врачи поставили диагноз – бесплодие. Я не отчаивалась, но постоянно обращалась с молитвой ко Господу, Богоматери и преподобной Софии Суздальской… В 1988 году у меня родился долгожданный сын Иван»[43].

***

Таким образом, впервые в отечественной историографии со всей возможной полнотой мы установили факты биографии преподобной Софии Суздальской (в миру великой княгини Соломонии Юрьевны Сабуровой) и ее сына князя Юрия Васильевича.

Мы выяснили, что эта талантливая и благочестивая женщина была духовной дочерью преподобного Давида Серпуховского и добровольно постриглась в монахини, чтобы дать своему мужу возможность продолжить славный великокняжеский род. При этом она взяла имя в честь матери своего мужа – гречанки и постриглась в греческом подворье в Москве, тем самым давая понять, что всячески поддерживает политику мужа, направленную на принятие византийского наследия.

Мы выяснили, что народный образ атамана Кудеяра является собирательным и, помимо некоторых фактов биографии царевича Юрия, вобрал в себя факты из жизни самых разных людей. Судьба реального Юрия-царевича была недолгой и печальной, но не уникальной – она повторила судьбу Дмитрия Внука, сына Ивана Молодого. Русский народ осмыслил события жизни семьи Ивана Молодого в сказке об Иване-царевиче, а «исчезновение» с исторической сцены царевича Юрия привело к созданию мощного народного образа атамана Кудеяра – как кары небесной за грехи правящего дома Рюриковичей.

Иностранные наблюдатели восприняли судьбу Юрия Васильевича совсем иначе – как повод дестабилизировать Русскую цивилизацию. Это была робкая и неудачная репетиция той драмы, которая разыгралась в конце XVI – начале XVII веков, когда похищенное имя другого царевича – Дмитрия – было «раскручено» самым удачным для врагов России образом. Та драма напрямую связывается с именем царя Бориса Годунова и других потомков Захарии Чета. Насколько это справедливо? На этот вопрос ответим в одной из следующих статей.

В заключение я прошу вас представить себе, какой могла бы быть история блистательного XVI века, если бы Василий III и святая София повели себя не так, как мы знаем, а иначе?

Мы знаем много примеров того, как в европейской истории и в истории России XVII–XX веков правители ставили свои интересы выше интересов своей страны. Представьте себе, что было бы, если бы Соломония Сабурова не захотела постричься и уйти в монастырь? А если бы Василий III не отпустил любимую супругу и Россия столкнулась перед необходимостью выбора новой правящей династии на сто лет раньше, чем это произошло на самом деле? А если бы Василий III приблизил своего сына от Соломонии? Или она сама стала бы бороться за власть под знаменем своего сына, как это было не раз в истории? Если бы, если бы, если бы…

Роль этой великокняжеской пары – Василия и Соломонии – в русской истории явно недооценена. Мы по-прежнему не благодарны им за то, что они поставили интересы России выше своих личных и семейных интересов. Не благодарны за то, что преподобная София, в конечном итоге, спасла Россию от Смуты.

Родившаяся 500 лет назад где-то под Новгородом Соломония Сабурова сделала все для того, чтобы укрепить и украсить русский престол, она стала одной из самых удивительных русских святых, которая не оставляет нас своим покровительством по сию пору.


[1] Кириченко Л.А., Николаева С.В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 года (Исследование и публикация). М., 2008. С. 134, 362.
[2] да Колло Франческо. Доношение о Московии. М., 1996. С. 66.
[3] Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. 8: Воскресенская летопись. СПб., 1859. С. 245; ПСРЛ. Т. 26: Вологодско-Пермская летопись. М.; Л., 1959. С. 297.
[4] Псковские летописи. Вып. 1. М.; Л., 1941. С. 102–103.
[5] Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III // Труды Отдела древнерусской литературы (далее – ТОДРЛ) ИРЛИ (Пушкинского дома) АН СССР. Т. 25: Памятники русской литературы X–XVII вв. М.; Л., 1970. С. 115.
[6] Там же. С. 116.
[7] Там же.
[8] ПСРЛ. Т. 6: Софийская 2-я летопись. СПб., 1853. С. 264; ПСРЛ. Т 26: Вологодско-Пермская летопись. С. 313; ПСРЛ. Т. 8: Воскресенская летопись. С. 271; ПСРЛ. Т. 13: Патриаршая, или Никоновская, летопись. СПб., 1904. С. 45.
[9] Кириченко Л.А., Николаева С.В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 года. С. 139.
[10] Бегунов Ю.К. Повесть о втором браке Василия III. С. 117.
[11] Зимин А.А. Выпись о втором браке Василия III // ТОДРЛ. Т. 30: Историческое повествование Древней Руси. Л., 1976. С. 132–148.
[12] Псковские летописи. Вып. 2. М., 1955. С. 227.
[13] ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1: Новгородская 4-я летопись. Вып. 3. Л., 1929. С. 542.
[14] Описи Царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 года / Под ред. С.О. Шмидта. М., 1960. С. 23.
[15] Акты исторические. Т. 1. СПб., 1841. С. 192.
[16] «А се грехи злые, смертные…». Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриальной России (X – первая половина XIX века). Тексты. Исследования / Подг. Н.Л. Пушкарева. М., 1999. С. 49, 70.
[17] Сочинения князя Курбского. СПб., 1914. Стб. 290–291.
[18]Леонтьев К. Письма отшельника.
[19] Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 87.
[20] Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетии. М., 1901. С. 215, 271, 214.
[21] ПСРЛ. Т. 8: Воскресенская летопись. С. 272, 278.
[22] Акты исторические. Т. 1. С. 192–193.
[23] Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского монастыря в XV, XVI, XVII и XVIII столетиях. Ярославль, 1881. С. 3.
[24] Описи Царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 года. С. 23.
[25] Хмыров М.Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательных особ их крови. СПб., 1870. С. 75.
[26] Видонова Е.С. Детская одежда начала XVI века // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 36. Л., 1951. С. 68, 68–75, 75.
[27] ПСРЛ. Т. 34: Постниковский летописец. М., 1978. С. 15.
[28] Щеглов С.А. Кладовая запись // Труды Саратовской ученой архивной комиссии. Вып. 30. Саратов, 1913. С. 251–252.
[29] Полное географическое описание нашего отечества / Под ред. В.П. Семенова и под общим руководством П.П. Семенова и В.И. Ламанского. Т. VI. СПб., 1901. С. 410.
[30] Артынов А.Я. История Ростова Великого. 1873 (рукопись). Цит. по: Крупп А.А. К вопросу об историческом прототипе Кудеяра-разбойника // Русский фольклор. Т. XV. Л., 1975. С. 237.
[31] Соловьева Л. Несколько слов о кладах и Кудеяре // Курские губернские ведомости. 1901. № 28.
[32] Крупп А.А. Предания о времени Ивана Грозного. Предания о Кудеяре // Русский фольклор. Т. XVI. Л., 1976. С. 215.
[33] Астафьев А.В., Астафьева Н.А. Писатели Ярославского края. Ярославль, 1974. С. 158–160; Артынов А. Воспоминания крестьянина села Угодич Ярославской губернии Ростовского уезда // Чтения общества истории и древностей Российских. 1882. Кн. 1. М., 1882. С. 12.
[34] Введенский С.Н. «Кудеярова поклажа» (Архивные дела о кладах в XVII в.) // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Т. XXII. Вып. 1. 1906. С. 10, 20–21; Щеглов С.А. Кладовая запись. С. 252.
[35] И-ский Н. Основание Троицкого монастыря на реке Пьяне Иоанном Грозным // Нижегородские губернские ведомости. 1890. № 38.
[36] Из данных священника А. Вознесенского.
[37] Мустафина А. Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой 1551–1561 гг. Археографический очерк. Казань, 2006.
[38] На соответствие жизни Ивана Молодого персонажу сказок об Иване-царевиче мое внимание обратил Интернет-пользователь, известный под именем Mole-man.
[39] Олеарий Адам. Описание путешествия Голштинского посольства в Московию. М., 2003.
[40] Петрей П. История о великом княжестве Московском // О начале войн и смут в Московии. М., 1997.
[41] Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетия. С. 271.
[42] [Тихонравов К.] Царские и другие вклады в Суздальский Покровский девичий монастырь // Тихонравов К. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. М., 1857. С. 90.
[43] http://www.spokrov.ru/shudesa.html.