О телефильме Есенин

Василенко Виктор
ИСКАЖЕНИЯ ПРАВДЫ ПРОДОЛЖАЮТСЯ


          Проходит время после просмотра телефильма, претенциозно названного «Есенин», но не проходят гнев и досада, вызванные увиденным в нём.
          Этот фильм – рассказ о молодом, неуравновешенном человеке со знаменитой фамилией Есенин, жившем в пореволюционное время. Об этом можно было рассказывать, а можно было и не рассказывать – граждане страны от того ничего бы не потеряли, потому что сие киносочинение к подлинному российскому поэту Сергею Александровичу Есенину имеет отношение лишь формальное. Авторы фильма сосредоточились на показе исключительно внешних событий, отчасти имевших место в биографии Сергея Есенина. Не задаваясь целью (или не обладая даром) творить художественное, они не смогли воспроизвести духовную, творческо-психологическую сторону причинно-следственных связей событий из жизни самобытнейшего поэта, выдышавшего поэтическими образами национальные особенности народа, к которому он принадлежал. Есенин был одним из родоначальников имажинизма – творческого метода главной особенностью которого признавался художественный образ. По насыщенности художественными образами творчество Есенина, вероятно, превосходит всё когда-либо писавшееся в российской поэзии. Но вот этого-то главного – поэта-творца в фильме нет.
Отразить на киноэкране психологию творчества поэта, вероятно, возможно лишь используя язык художественных образов. Редкие попытки авторов фильма что-то сказать образно, к примеру, расстрел крестьян вдоль железной дороги, оборачиваются полной неубедительностью, потому что вопиюще ложно исторически. Так можно проанализировать многие эпизоды фильма, да нет охоты ковыряться в подделке.
          Какую цель преследовали авторы, создавая данный телефильм? Представить на экране сложный образ поэта, стихи-песни которого знают миллионы людей нескольких поколений, потому что они удивительным образом озвучивают нечто потаённое в душе российского человека? – нет, явно такой цели не ставилось, потому что фильм о другом. Безнадёжно уйдя в публицистику, остановясь на внешней, плоскостной подаче событий, тенденциозно отобранных, чтоб позадористей, авторы исказили столь любимый в народе образ поэта, достоверно представленный им самим в своём творчестве. 
          Формальная логика работавших над фильмом людей привела к тому, что на экране появился симпатичный внешне, но крайне неприятный, всех раздражающий, необузданный тип. Это главная неправда о поэте – перечитайте сочинения Есенина, его письма и письма к нему, воспоминания знавших его людей, пересмотрите фотографии, – и вы снова убедитесь, что это был до бесконечности добрый и нежный человек, но, правда, воинственно не терпящий всяческой фальши, лжи, пошлости и посягательств на свободу личности. Конечно, показать на экране особенности поэтического творчества поэта в переплетении с событиями из его биографии трудно. Оттого авторы, выбросив из киноповествования Есенина-поэта – в мизере озвучив его стихи, не представили его как творческую личность, а удовлетворились, изобразив хулиганствующего молодца однофамильца. Граждане страны одиннадцать вечеров потратив на глядение этого кинопредставления при первом показе, ничего – спросите, граждане самих себя, – духовного не приобрели. У них осталось двойственное – умилённо-гадливое мнение о киногерое, изображённом Сергеем Безруковым, выдаваемом за бесконечно талантливую знаменитость российской поэзии. Не получилось не только художественного произведения, но представлен искажённый образ любимого общенационального поэта в одном из многих сериалов, влившемся в безликий сегодняшний кинопоток.
          Теперь несколько слов об истории создания телефильма, которая определённым образом отразилась на его содержании, а ещё точнее – на идейности содержания. Всё началось с многолетнего расследования тайны смерти Сергея Есенина профессиональным следователем, подполковником милиции Эдуардом Хлысталовым, у которого были весомые основания усомнится в самоубийстве поэта. В результате трудной работы, связанной со сбором материалов из совершенно секретных архивов и спецхранов фундаментальных библиотек, с риском для должностей людей, помогавших ему, имена которых, чтоб не причинить им вред, он «не может назвать даже сегодня», была издана книга «13 уголовных дел Сергея Есенина». (М., из–во Русланд,1994 г.). Книга эта с автографом Э. Хлысталова есть и у автора этих строк, знание содержания которой даёт весомые основания точнее судить и о телефильме, и о судьбе поэта. Прочитав книгу Э.Хлысталова и ещё раз наполнившись печалью и негодованием за судьбу поэта, я тогда подумал – какой прекрасный материал для создания художественного фильма. Но подумать и сделать – не одно и тоже. А вот В. Безруков-старший реализовал эту идею: на основании исследований Э. Хлысталова он написал совершенно бездарную книгу в стиле, как пишутся бульварные романчики однодневки; по его же сценарию фильм снят режиссёром И. Озеровым вполне в традициях мыльных сериалов. При просмотре фильма и особенно чтения книги никак не удавалось отстранить впечатление, что всё – и книга, и фильм – сделаны ради денег. Декларируемая авторами любовь к поэту, дела не меняет. Не было чистоты побуждений при решении взяться за эту тему и вот – печален итог. Не для авторов, а для памяти великого поэта и для любящих его не рассудком, а душою.
          И самое главное. Из конъюктурно-политических соображений или под давлением русофобского лобби в фильме, в отличии от книги Э Хлысталова, имена убийц поэта названы очень невнятно и как версия. Создатели фильма не воспользовались возможностью навсегда развенчать ЛОЖЬ о самоубийстве поэта, будто бы повесившегося… на вертикальной трубе на высоте трёх метров, да ещё с проломленной лобной костью… Поэтому фильм не извлекает уроков из прошлого, чтоб не давать повторяться издевательствам над русскими гениями в будущем.

          P.S. В преддверии 120-летия со Дня рождения Есенина, этот телесериал Первый канал показал в третий раз; к издевкам над страдальческой есенинской темой добавилась новая – одиннадцати серийный фильм демонстрировался с перерывами через каждые пять минут на показ рекламы. Понятное дело, просмотр фильма занял весь день. Не трудно представить, какая каша образовалась в голове у тех, кто решился этот эксперимент Первого канала выдержать до конца. А с другой стороны – зарабатывание денег на попрании самого святого продолжается во всеуслышанье и всеувиденье. Это при том, что Первый канал должен бы быть застрельщиком в деле возрождения духовности в нации.