Апокалипсис или Откровение[1] Святого Иоанна Богослова - последняя по времени создания из 66 канонических книг Библии. Написана она в 90-х годах от Рождества Христова на о. Патмос, где Его любимый ученик находился в ссылке "за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа"[i]; содержит пророчества о конце света и вот уже более 1900 лет является объектом самого пристального внимания мыслящего человечества...
Её часто и охотно читают, толкуют, причём не только верующие, но и любопытствующие, ибо не знать Апокалипсис – равнозначно тому, чтобы расписаться в недостатке образованности. Между тем даже в этой столь известной популярной книге есть целые главы, незаслуженно обойдённые вниманием.
Конечно, первая глава полна величественных эпитетов, Того, Кто предстал в видении перед Апостолом – Иисуса Христа ("Который есть и был и грядет… есмь Альфа и Омега, начало и конец… Вседержитель"), захватывающих описаний подробностей Его явления любимому ученику. А, начиная от четвертой главы и до конца, Откровение поражает впечатляющими картинами космологии, пророчества конца света. И лишь вторая и третья главы как бы выпадают из контекста эсхатологии, "понижаясь" до уровня едва ли не "бытового" назидательного обращения к далеко не безгрешным верующим семи общин в соседней Патмосу Асии.
Однако эта вроде как инородная ставка, своего рода клин между вселенского масштаба введением и такого же значения основным содержанием Откровения совсем не случайна и вовсе не "приземлена" – но, как и всё в Священном Писании, несёт в себе глубочайший духовный смысл. Признанные толкователи призывают рассматривать послания, по крайней мере, в четырёх аспектах: "1) Как обращение к местных церквям, которым они фактически, и адресованы. 2) Как предостережение всем церквям, на все времена, как средство испытания ими своего духовного состояния в очах Божиих. 3) Как личные, увещевающие, послания к "имеющему уши!" и, одновременно несущие обетования "побеждающему". 4) Как пророческие послания, раскрывающие семь стадий духовной истории церкви (церквей)".
Ч.И. Скоуфилд, который по его собственному признанию отсеял и освидетельствовал "огромное количество комментариев, недоступных рядовому читателю" и чья цитата (с его выделением) приведена выше, в согласии с совокупным мнением многих учёных и исследователей Библии считает, что наиболее завершённым в Посланиях выглядит четвертый аспект – "предвидение всей духовной истории Церкви (церквей)", которая расшифровывается следующим образом (приведу ещё одну цитату полностью).
"Ефес отражает общее состояние церквей в момент написания послания; Смирна символизирует период сильного гонения. Пергам – церковь, основание которой положено в мире – там, где "престол сатаны" (это может быть отнесено ко времени обращения Константина, скажем, к 316-м году н. э.). Фиатир – это период папства, развившегося из состояния, в какое впала Пергамская церковь: восторжествовали учения Валаама (светская традиция) и Николаитов (принятие священства). Подобно тому, как Иезавель ввела идолопоклонство в Израиле, Римское католичество объединило христианское учение с языческими церемониями. Сардис – это протестантская реформация, дела которой не были "совершенны". Филадельфия – всё, что ясно свидетельствует о Слове и об Имени во времена исповедания, довольного собой, которое представлено Лаодикией".
Между тем, не менее, если не более завершённым в Посланиях является указанный выше третий – личностный, увещевающий аспект – обращенный к "имеющим уши" и несущий обетование побеждающему. На этом аспекте акцентирует внимание и всемирно известный современный евангелист Билли Грэм в ярко написанной и посвященной толкованию первых шести глав Апокалипсиса книге "Четыре всадника". Ему было открыто, что эти Послания, взятые каждые по отдельности, могут быть применимы к вполне определённой ситуации и духовному состоянию, в котором находится тот или иной верующий. Впрочем, и Б. Грэм основной упор делает на общецерковные вопросы, которые "любой церкви приходится решать индивидуально" (он разбивает послания на три группы: "Ефес и Лаодикия; Пергам, Фиатира и Сардис; Смирна и Филадельфия").
Однако божественная глубина Посланий проявляется ещё и в том, что не только отдельные, но и все они могут, в принципе, быть применены к каждому верующему, но на определённом этапе его духовного состояния. А все вместе взятые они образуют целостную законченную картину: своего рода инструкцию на все случаи жизни, состоящую из описаний духовных достижений верующих; противостоящих, преодолённых или только поджидающих впереди трудностей, а также наград за преодоление их. При этом последовательность Посланий и разделение их на главы прообразует лестницу духовного возрастания доступного каждому: от начального этапа прозелитства, до полной победы и восседания с Господом на престоле Его!
И поэтому вторая и третья глава Апокалипсиса ничуть не выпадают из эсхатологического величия Откровения Святого Иоанна Богослова, но является необходимейшей и важнейшей его составляющей частью, обращённой ко всем живущим и сейчас, – наставляющей, как во всеоружии подготовиться ко второму Пришествию, дабы не быть брошенными "в озеро огненное", "во тьму внешнюю", где "будет плач и скрежет зубов", но сподобиться участия "в воскресении первом", при котором "смерть вторая не имеет власти", увидеть "новое небо и новую землю… святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Отк. 20:6, 15; 21:1, 2; Мф. 22:13,14). Более того, именно вторая и третья главы Откровения являются наиважнейшими из всего Апокалипсиса! Наиважнейшими для людей. Ибо человеку не дано изменять Божьи планы касательно будущего Земли, обновления мироздания, но он может и должен стремиться и прилагать все усилия, дабы изменять себя, свою несущую отпечаток первородного греха натуру – а значит, волен и избирать себе Судный приговор. И печати, и всадники, и трубы, и язвы, и чаши гнева, и брань с Диаволом, и смерть вторая – всё это в высшей степени грандиозно, впечатляюще, завораживающе. Но это - не главное, не самодовлеющая цель. Это – всего лишь финальный аккорд драмы человеческой истории, "старой" истории – "детоводителя" к новой: под "новым небом" на "новой земле". Это хотя и самая важная в жизни каждого "экзаменационная сессия", по результатам которой будут отобраны достойные новой жизни, – но окончательная оценка будет определяться исходя из зачётов, сдаваемых в течение всей текущей жизни – дарованной и проведённой на сей грешной несовершенной земле...
И полные любви и назидания Послания к Ангелам семи Церквей во-первых, подбадривают верующих, устами любимого ученика Господа удостоверяя то, чего они добились. Во-вторых, предупреждают и предостерегают от того, чего им опасаться и избегать. И, в-третьих, наставляют как возрастать и достичь окончательной победы над личным драконом и сесть победителем на престоле Господа.
И именно поэтому Послания адресованы не к руководству или к общине в целом, не к отдельно или совокупно взятым, конкретным людям, но к Ангелам Церкви: тому незримому духовному её покровителю, который изнутри, – а не формально и ритуально, – помогает отражать беспрестанные изощрённые атаки лукавого, поддерживает и хранит Веру. При чём не ту, не в немалой степени частную, веру отдельных людей, несущую на себе несмываемый отпечаток индивидуальности. Но Веру соборную, объединяющую разнородную массу верующих церкви в единое духовное тело. Выбор именно этой формы обращения явственно говорит о широком и глубоком духовном значении и смысле Посланий, указывает на их всевечность, универсальность и непреходящую насущность в любой момент настоящего предбытия, обращённость к любому из устремлённых к Богу и употребляющих усилия восхитить Царство Небесное.[ii]
Потщимся же сделать ещё один шаг на долгом трудном, но открытом для всех и славном пути к Господу: трепетно возьмём в руки Слово, духовными очами[iii] прочтём обращённые ко всем нам бессмертные, идущие из глубины веков Послания, постараемся услышать, что говорит Дух.
"Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела" (От. 2:1 – 4, 7).
Ефесская церковь образно символизирует первую ступень на пути к Господу Богу – очень трудную и важную. Живший, а точнее, заживо умиравший во грехе, – истинно, глубоко уверовал, много потрудился и претерпел, превознёсся (отделился, стал выше) над привычной суетой мира, выказал твёрдость в вере, отвергнув искушение лжеучениями. Но, как это, к сожалению, встречается сплошь и рядом, беда и вина его в том, что прежнее начальное рвение неофита исподволь, незаметно оставило его. И пылавший прежде огонь любви угас и уже не полыхает жарким пламенем, с гулом и треском разбрасывая вокруг снопы искр, но, колеблясь на ветру жизненных невзгод, испытаний, искушений и усыпляющей рутины, лишь тускло тлеет. То, высвечивая робким пламенем самые отдалённые потаенные уголки души, то погружая их во мрак, давая возможность "семи духам злейшим" найти впавший в духовную спячку дом "незанятым выметенным и убранным… и бывает для человека того последнее хуже первого"[2] (Отк. 2:2-7, Мф. 12:44:45).
А посему ни в коем случае нельзя угашать первую "юношескую" или "девичью" любовь Бога – и ослаблять рвение. Необходимо изыскивать силы постоянно подпитывать религиозный пыл и вновь и вновь воспламенять в себе первую любовь. И если такие усилия беспрестанно прилагаются, то – верен Тот, "Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение", - в таком случае Он не замедлит придти на помощь и наградит побеждающего: наполнит силою Духа Своего – даст "вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия" (Отк. 2:7, 1 Кор. 10:13).
"Знаю твои дела, и скорбь, и нищету, – впрочем, ты богат… Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни… побеждающий не потерпит вреда от второй смерти" (От. 2:9 – 11).
Послание к Смирнской церкви символизирует испытание веры куда более серьёзное, для человека плотяного – драматическое: речь уже идёт об отказе не просто от образа жизни прежнего ветхого человека, но, при необходимости, – от самой жизни. Готов ли верующий во имя Его пожертвовать ею, или она – ближе, дороже сердцу, и истинным богом для испытываемого является его бренная плоть? Такова ли вера, что она нелицемерно, искренне предпочитает "вечное, но невидимое, временному, но видимому"?
Когда этот вопрос стоит предельно обнажено – не в гипотетической перспективе, но как жестокая альтернатива: отречься от жизни ради Господа или от Господа ради жизни? – всякий ли способен найти в себе достаточно веры, чтобы не предать Его, но продолжать нести добровольно возложенный духом на себя крест и следовать за Ним, пренебрегая сбережением души в жизни этой недолговечной, но данной, ради сбережения её в жизни вечной, но будущей?[iv]...
1] Апокалипсис – это сложное греческое слово, означающее "отбросить завесу", "открыть", "сделать ясным".
[2] О том, что такое возможно для покаявшихся, принявших водное крещение и даже крещение Святым Духом – смотри в книге Дерека Принса "Они будут изгонять бесов".
[i] Отк. 1:9
[ii] Мф. 11:12
[iii] 1 Кор. 2:14
[iv] Отк. 2:8-10, 2 Кор. 4:18, Мф. 10:38,39
ПОЛНОСТЬЮ И В ДОЛЖНОМ ОФОРМЛЕНИИ (фотографии, форматирование, сноски…)
СТАТЬЯ НАХОДИТСЯ НА сайте автора
http://blagog.ru/mir-duha/11-lestnitsa-v-nebo
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!