Музыка живописи Микалоюса Чюрлёниса

Алина Алексеева-Маркезин
           Сегодня познакомимся с творчеством одного очень необычного человека  Микалоюса  Константинаса  Чюрлениса.Он  был  музыкантом,  художником,  поэтом.Родился в 1875 году в Литве.

     Мечта о единении искусств (идея "синтеза искусств") нашла в Чюрленисе едва ли не лучшее по сей день воплощение. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей "музыкальной живописью".

             Чюрлёнис прожил короткую жизнь. Он умер, когда ему не было и 36 лет.  Но за короткий срок,отпущенный ему судьбой, Чюрлёнис успел сделать очень многое. Он создал свой собственный мир в искусстве.

              Вкусы и увлечения Чюрлёниса нельзя вместить в рамки какого-либо определённого течения в искусстве. Его влекло и восхищало всё, что было по-настоящему талантливым.
         Тем не менее существует немало оснований полагать, что наибольшее воздействие на молодого Чюрлёниса оказал символизм.

               Среди поклонников Чюрлёниса такие деятели искусства, как
Горький, Р. Роллан, А. Бенуа, Мстислав Добужинский, Николай Рерих,  Александр Скрябин,  Игорь Стравинский…

     Прежде,чем мы приступим к рассмотрению его живописи,Хотелось бы обратить внимание на его мысли.Мне они очень понравились.

           "Человек, живя среди   людей, всегда должен вершить добро, и его жизнь никогда не будет прожита зря, даже если в глазах других он – ничто.  Согласитесь,
что порою доброе, благосклонное слово значит больше, чем воз золота, а тёплый искренний взгляд – больше, нежели тома механики».

              Есть у Чюрлёниса и строки, содержащие предсказание собственной судьбы, написанные, когда счастье казалось таким близким, а жизнь обманула: любимую девушку Марию Моравскую родители выдали замуж за другого:

        "Ведь я представлял себе счастье таким близким и возможным. Однако решил: счастлив не буду, это столь же верно, как и то, что «умру». Сие меня как бы утешило несколько… Так и есть, счастлив не буду, иначе и быть не может.

     Слишком легко ранимый,слишком близко всё принимаю к сердцу… Деньги меня не привлекают, ожидает меня нужда. Сомневаюсь в своём призвании и таланте и ничего не достигну… Перестану мечтать, но запомню мечты своей юности».

           Символически-обобщённая, тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки – «Сказка», цикл «Сказка королей», фантастических видений, мистики – «Сотворение мира», «Знаки Зодиака», народных представлений и суеверий «Весна», «Зима», «Жемайские кресты»,  сохраняет связь с музыкальным творчеством Чюрлениса «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звёзд».

Одна из ранних картин художника «Покой»

          Поверх уснувших вод возвышается остров, похожий на притаившееся хвостатое существо, какое-то сказочное чудище,«чудо-юдо рыбу кит».
        Рыбацкие костры  у самой воды напоминают два глаза, которые взирают куда-то в пространство,завораживают, притягивают взгляд. Это знакомая всем игра природы: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах.
             Картина  приобретает драматическое звучание, когда задумываешься над тем, как ничтожно мал человек перед вечным безмолвием. Образ, положенный в основу композиции,навеян Чюрлёнису очертаниями островка, который лежит рядом с Друскининкаем на Немане. Островок этот носит романтическое название - «остров любви».

Чюрлёнис. Истина.

        "Истина". Темно, пусто, холодно вокруг человека с высоким лбом, держащего свечу. Привлечённые пламенем,слетаются мотыльки. Сзывающий их огонь обманчив, неумолим, жесток. Опалив крылья, обгорев, они гибнут, но всё летят и летят. Достижим ли идеал, истина?
Путь к ним тернист. И всё же: "А ты иди, иди без устали...

 
Чюрлёнис. Тишина.
              Картина поражает гениальной простотой замысла и исполнения. На тускло-желтоватом прямоугольнике картона посередине, чуть ниже центра, светятся три маленькие серебристые головки одуванчиков. И всё. Тишина. Малейшей дуновение – исчезнут и они. Глядя на эти беззащитные создания природы, испытываешь горечь, нежность и надежду.

СОТВОРЕНИЕ МИРА Цикл из 13картин

                Холодная безбрежная тьма.  Её властно прорезает исполинская рука – символ созидания и творчества. Внизу надпись по-польски: «Да будет!» И вот хаос рассеивается, из космической мглы возникает небо с рассыпанными по нему мириадами звёзд и планет. Широко разливается море с далёкими, еле видными берегами. И восходит красный диск солнца. Это рождаетсясвет. А свет – это жизнь.


   Жизнь торжествует. Тянутся к солнцу диковинные растения. Возникают лёгкие воздушные города, сказочные замки. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Этот цикл
рассказывает о том, как возникла красота.

  В 1908 году он женился на Софье Кимантайте. В этом же году они уезжают в Петербург.
               В Петербурге у него завязался надежный контакт с кружком Александра Бенуа  в Русском художественном обществе, что позже переродился в общество «Мир искусства». К тому времени Чюрленисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».
ЗНАКИ ЗОДИАКА
«Пожалуй, никто из художников не передавал с таким мастерством ночь и
звёздное небо, как это сделал Чюрлёнис в серии своих картин "Знаки
зодиака"». (К. Паустовский)

            В 1918 году Советское правительство Литвы специальным декретом национализировало картины Чюрлениса, причислив к "творениям гениев человеческой мысли". Вскоре был учрежден Государственный художественный музей Чюрлениса в г. Каунасе.

В 1907 году Чюрлёнис создал симфоническую поэму «Море», которая считается гордостью литовской музыки.Он автор более 300 живописных произведений.
    Чюрленис - уникальное явление в мировом искусстве, его творчество до сих пор вызывает восхищение и споры.

           "Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске!
      Это новый духовный континент, и его Христофором Колумбом, несомненно, останется Чюрленис!", - так оценивал самобытный талант автора музыкальной живописи один из крупнейших писателей нашего века Ромен Роллан.

Посмотреть работы художника,о которых шла речь в статье,можно здесь.
http://maxpark.com/community/6782/content/3711226