Рюрик

Виктор Тельпов
В девяностые годы прошлого века в среде новоиспечённых буржуа появилась модная тенденция восстанавливать или просто причислять себя к дворянскому роду или искать среди своих далёких предков знатное происхождение.  При очередной поездке в родной Борисоглебск, (расстояние в 1000 километров) коротая время мой старший брат (ныне покойный), вдруг завёл речь о нашей родословной. Ты знаешь, говорит он мне, что мы с тобой имеем какое - то отношение к роду Рюриковичей. С чего ты это взял? Удивился я. Ты же помнишь, на малой  родине нашего деда, все называли  «Рюликом»? С определённым деревенским искажением фамилию царского роду Рюриковичей.   Мне очень не хотелось разочаровывать своего старшего брата и «лишать  знатного происхождения» его и его семью, но факты упрямая вещь и я был вынужден посвятить его в историю появления уличного прозвища нашего деда по линии отца.
 Наш дед Телепов Яков Алексеевич служил во флоте царской России в должности кочегара на броненосном крейсере «Рюрик». Он в полной мере хлебнул вместе с экипажем крейсера горечь поражения  в Русско – Японской войне 1904 года. Крейсер Рюрик в составе других трех кораблей шли из Владивостока на помощь  Порт-Артурской эскадре.  В героическом сражении с Японской эскадрой крейсер Рюрик получил серьёзные повреждения,  оставшись практически без артиллерии и потеряв управление кораблём,  команда крейсера  не сдалась на милость победителю,  корабль был затоплен, набрав забортной воды через открытые кингстоны, но с поднятым Андреевским  флагом. Дед был в числе выживших в этой страшной бойне. В родное село Чигорак Борисоглебского района дед вернулся накануне октябрьской революции в форме Российского матроса и с надписью на бескозырке по названию корабля, на котором проходил службу «Рюрик». Уличного прозвища для деда придумывать было не надо, оно было написано у него на бескозырке.  Откуда ты это всё знаешь? Удивился мой старший брат, ведь мы росли вместе в одной семье? Пришлось ему объяснить, что в детском возрасте я был очень любознательным, а наша бабуля Екатерина Фёдоровна была очень рада, что обрела благодарного слушателя. Полученную от неё информацию я уточнял у матери или у отца.  Они, конечно, отвечали односложно на мои вопросы, и делали это с неохотой, казалось, не желая ворошить безрадостное  прошлое. Вот так  я случайно узнал от своего отца, что мой дед на «Рюрике» служил кочегаром, и его любимой песней  была «песня кочегара»,  когда в минуты «расслабухи» или под воздействием хмельного он доходил до слов « устал уж братишка я вахту стоять, сказал кочегар кочегару», по его щекам начинали стекать слёзы. И странно было видеть эти слёзы на суровом лице бывшего матроса крейсера «Рюрик». Видно нахлынули воспоминания о войне, о погибших в боях с японцами его боевых товарищах и жалость к ним и себе переполняла его чувства и находила выход вместе с горькими слезами.  Я с трудом вспоминаю своего деда, мне было чуть более пяти лет, когда он  поинтересовался,  какую профессию я выберу себе, когда вырасту?  Я стану моряком, гордо отвечал я, уже зная тогда, что мой ответ ему понравится. В растроганных чувствах мой дед из старого сундука достал бескозырку с надписью «Рюрик», бережно погладил ленточки с такою же надписью и со словами носи надел мне на голову свою бескозырку. Только сейчас я понимаю, что дед  тогда подарил мне самое дорогое, что у него было, своё боевое прошлое, память о живых и погибших товарищах и память о самом дорогом в его жизни море и погибшем корабле. От радости я был на «седьмом небе». Но радость моя была не долгой. Дома, мать забрала у меня бескозырку и спрятала в шкаф. На следующий день, когда мои впечатления несколько угасли от подарка деда, мать достала бескозырку и так осторожно у меня спрашивает. Ты хочешь, чтобы тебя все здесь дразнили как в Чигораке деда? Нет, не хочу, был мой ответ. Тогда давай сожжём эту бескозырку, чтобы её никто никогда не увидел. Мать видит, что я сейчас расплачусь, снова спрашивает, но ты же не хочешь, чтобы тебя дразнили Рюликом? Нет, не хочу, уже в слезах отвечал я. Тогда её надо сжечь, с этими словами она открыла дверку печи и бросила в пламя бескозырку моего деда. Я видел, как в пламени сгорели ленточки, затем ярким огнём вспыхнула бескозырка. Наверное, также горел израненный «Рюрик», пока его не поглотила морская пучина. Вот так была утрачена последняя ниточка «связывающая наш род»  с царствующей фамилией Рюриковичей.  Давай не будем говорить деду, что мы сожгли его бескозырку, чтобы он не расстраивался, попросила меня мать.  Я обещал молчать.
 И всё же я не обманул своего деда, когда ему сказал, что буду моряком. Когда мне исполнилось пятнадцать лет, я сделал попытку поступить в Одесское мореходное училище на судоводительский факультет. Моя самостоятельная поездка в Одессу не увенчалась успехом из-за глупой случайности в кабинете у терапевта при прохождении медицинской комиссии, которому не понравилась моя детская бесцеремонность и врач не пропустил меня, якобы из-за артериального  давления.
               В своём селе дед пользовался определённой популярностью, наверное, как и все матросы в той революционной  России. События в стране развивались стремительно. Октябрьская революция или большевистский переворот, как его называют современные политики, реально повернул  развитие  теперь уже большевистской России по написанному ими сценарию. Заводы и фабрики рабочим, землю крестьянам, красивые лозунги, да и землю на первых порах вроде бы дали. Всё как по сценарию, но это только на первых порах,  а далее мы знаем, как развивались события. А в селе тем временем организовывалась первая коммуна. Возглавить, коммуну было предложено моему деду. Дед согласился, ведь как то надо было налаживать жизнь в новых условиях.
               Помогать продотрядовцам и комбедам изымать хлеб у крестьян, дед категорически отказался.
 Секретаря партийной организации большевиков, дед предупредил сразу, что участия в подобных мероприятиях принимать не будет. Тот неодобрительно побурчал, но настаивать не стал, зная, что селяне уважительно относились в своём большинстве к бывшему матросу крейсера «Рюрик».
            Строительство новой жизни на селе имело множество подводных камней и дед умело лавируя, старался огибать их с наименьшими потерями для себя и селян. Голодные годы 1918-1920 преодолевали  коллегиально, отбиваясь от наседавших продотрядов. Коллективные методы хозяйствования новая власть всячески стимулировала, по – этому хлеб у коммуны забирали не полностью, всегда оставляя и на посевные работы и на пропитание, хотя тоже по минимуму.
 Город Борисоглебск и Борисоглебский район, в том числе и село Чигорак эсеровский мятеж 1919-1921 годов не обошёл  стороной. Кто только не топтал благодатную Воронежскую землю (тогда Тамбовскую губернию) в эти неспокойные годы. Зелёные, Антоновцы, его сподвижник Колесников.  Началась самая настоящая война между регулярными частями Красной Армии и восставшими крестьянами, задавленных  продовольственной развёрсткой  в среднечернозёмной полосе. Бескомпромиссной позицией Ленина, Троцкого, усилиями Тухачевского, Котовского крестьянское восстание было жестоко подавлено, с использованием против собственного народа химического оружия. Село Чигорак было недолгое время под контролем зелёных,  их разгромили части Красной армии на поле между городом Борисоглебск и селом Чигорак. Зелёные – уклоняющиеся от мобилизации крестьяне и казаки. Во время антоновского мятежа, они его поддержали. Ярким представителем зелёных был «Батька Ангел» воевавший под лозунгом «Бей красных, чтобы побелели. Бей белых, чтобы покраснели».
                Новохопёрские казаки, шедшие на соединение с восставшими крестьянами Тамбовщины, в селе Чигорак попутно ликвидировали Советскую власть.  Из рассказов моей бабули Екатерины Фёдоровны. Атаман казаков собрал население села Чигорак на общий сход. Предлагалось решить  судьбу каждого из  арестованных представителей советской власти, бойцов продовольственных отрядов и комбедов, которые не успели сбежать. Сход селян не возражал против их расстрела.  Расстреляли казаки и секретаря парткома большевиков. Моего деда казаки арестовали тоже. Атаман (его фамилию бабуля называла, к сожалению, не могу вспомнить) вывел на круг моего деда вместе с секретарём парткома большевиков. Его предложение было расстрелять обоих и деда как проводника в жизнь идеи большевиков на селе возглавлявшего  местную коммуну.  Рюлика не убивайте, вступился народ за моего деда.
                Атаман не стал спорить с народом, но ему не понравилось решение селян. Не убивать, так не убивать, как бы уговаривая себя, вслух произнёс атаман казаков, но наказать  Рюлика всё - таки надо, он добросовестно «пахал» на советскую власть. Есаул! Всыпь ему двадцать пять горячих и отпусти, указал он рукой на деда. Деда скрутили трое дюжих казаков, сбросили с него верхнюю одежду. Рубаху и штаны сам снимешь? С усмешкой обратился к деду есаул. Ладно, буркнул дед, ещё до конца не сознавая, что остался в живых. Он сбросил с себя рубаху, расстегнул поясной ремень и замешкался. Казаки завалили Рюлика животом на скамейку, кем - то услужливо приготовленную и со смехом стянули с него штаны. Один казак прижал голову деда к скамейке, другой ноги. Есаул вытянул из-за пояса нагайку, лихо взмахнул ею, рассекая воздух, подошёл к распластанному на скамье деду и начал экзекуцию. Первый удар пришёлся по спине, натянутая мышцами кожа треснула и обозначилась багровым рубцом, такой же рубец остался на заднице. Нанеся десять подобных ударов и всем, показав своё мастерство, остальные пятнадцать ударов есаул наносил без энтузиазма, видно пожалел бывшего матроса царского флота.
           Лучше бы уже расстреляли, возмущался после экзекуции дед, так опозорить не сдавшегося японцам матроса крейсера «Рюрик». Казаки ушли, пришли снова «Красные», снова навели свой порядок, кого - то расстреляли, кого - то отконвоировали в Борисоглебск,  для выяснения степени причастности к мятежу.
             Обстановка на селе постепенно нормализовалась. Дед снова приступил к строительству социализма в «отдельно взятом» селе. Дело спорилось, отмена продразвёрстки, а затем введение в стране НЕПА, способствовало подъёму сельского хозяйства в истерзанной войной стране.
             Затем вышли декреты о ликвидации частной собственности на землю и на природные ресурсы.  Далее коллективизация сельского хозяйства. Коммуну деда решением собрания преобразовали в колхоз. В Чигораке создали два колхоза. Один по месту жительства моих родственников по матери назывался «Большевик». Другой, возглавляемый дедом назывался то ли «Путь к Коммунизму» то ли «Молодой Коммунар»,  точно вспомнить не могу.
             Далее в стране развернулись события по ликвидации кулака как класса. Дед остался верен себе. Я хозяйственник, моя задача давать хлеб стране, и я это делаю не жалея своих сил, а на раскулачивание у меня ни сил ни времени не остаётся. Партия большевиков и это стерпела от нахрапистого бывшего  матроса.
 Более тридцати лет Рюлик руководил колхозом. Его хозяйство было крепким и в районе  было на хорошем счету. Мой отец Телепов Николай Яковлевич родился в 1922году. Наша сегодняшняя фамилия Тельповы обязана ошибке Борисоглебского военкомата при  армейском призыве отца 1940 года в южный пограничный военный округ. Ему повезло,  говорили в селе, так как  из призывников 1940 года  попавших в западный  военный округ в село не вернулся никто.  У меня сохранилось свидетельство о рождении моего отца и его орден за Победу в Великой Отечественной войне.  Более семи лет отец отдал службе в пограничных войсках, Кавказ, Советская Молдавия, Прибалтика. В армии отец получил специальность, как говорили тогда «шофёра» и был личным водителем командира части. После демобилизации отец  решил продолжить учёбу в Борисоглебском  Дорожно-строительном техникуме, но как он мне объяснил, за годы службы в армии забыл всё начисто и решил не перенапрягаться и устроился работать водителем грузовика в автотранспортную контору.
            Дед очень неодобрительно отзывался о решении своего сына, бросить учёбу, так у них начались первые размолвки. Рассорились они уже основательно, после решения жениться моего отца на Лукьяновой Марии Сергеевне, дочери Екатерины Фёдоровны из семьи единоличников, вопреки воли деда. Так «классовая» неприязнь, перешла в неприязнь родственную на долгие годы.
 Моя бабуля Екатерина Фёдоровна, когда очень хотела досадить Рюлику, напоминала ему, как казаки отхлестали его по голой заднице нагайкой при «всём честном народе». Неприязнь между сватами сохранялась до самой смерти моего деда Телепова Якова Алексеевича.
            В своём завещании он написал. Комнату в жилом доме по такому то адресу я завещаю своему сыну Тельпову Ивану Яковлевичу, кухню – своей дочери Тельповой Марие Яковлевне, сени-сыну Тельпову Николаю Яковлевичу. Подобное завещание мой отец воспринял как издевательство над собой и написал отказ от сеней 2х2 с земляным полом. Хотя именно в это время отец очень нуждался в финансовой и материальной поддержке, они с моей матерью уже много лет снимали жильё в городе Борисоглебске.
           За тридцать лет председательства, мой дед не заработал при Советской власти ничего, кроме этого домика, построенного им лично, ещё в молодые годы. Воровать, в то время   независимо от уровня  властей чиновники не решались, чего нельзя сказать о нашем времени, когда всех нормальных честных людей называют «лохами», если они не воруют и позволяют себя облапошить  незадачливым пройдохам.  Сегодня у нашей  элиты очень актуально выражение  «если ты такой умный, то почему такой бедный?»
          И последнее, чем мне хотелось закончить это повествование. Пока такие откровенно циничные люди находятся у власти или вблизи неё как Анатолий Чубайс, или бывший министр обороны страны Сердюков и его помощница Васильева, …., список можно продолжить, посему чтоб  нам не вещали с высоких властных трибун, лично я никому не верю.
            28.09.2015г.       Виктор  Тельпов.
            

               
.