Мимолетные встречи с великими людьми. Булгаков

Алексей Жуковский
В студенческие годы мы активно посещали библиотеки. Там можно было почитать, пообщаться и выспаться. Тепло,уютно, тихо. Особенно приятно зимой, - на улице снег, мороз, с моря дует пронизывающий промозглый ветер, а ты неторопливо перелистываешь книгу, погружаясь в воображаемый мир автора. В библиотеке я впервые узнал о бешеной популярности "Мастер и Маргарита": книга была все время на руках. Я пытался занимать очередь, придумывал различные хитроумные планы. Но всегда кто-то оказывался хитрее и мудрее меня. - "Мастер и Маргарита"  ускользала от меня. Уж точно не помню, когда прочитал книгу, но, увы, она не произвела на меня впечатление. Больше меня восхитило "Собачье сердце", прочитанное в мягком, убаюкивающем кресле. 

Только спустя некоторое время, когда книга "Мастер и Маргарита" вышла в буквально в народ, во мне шевельнулось осознание: книга то о зле, вернее, о метаморфозе зла. Зло оно тоже подстраивается, выкручивается, изворачивается. Одним словом, - пытается выжить в этом жестоком мире. Никто еще не написал историю зла, либо я просто не читал этой книги. Но ведь зло оно тоже исторично. Зло с нами с самого рождения и до самой смерти. И нет ни одной секунды, ни одной минуты, чтобы оно не строило козни, чтобы оно не  мучило и не убивало.

Булгаков подхватил мысль Ницше о том, что бог умер. Но Ницше лишь оставил людей с этой неспокойной мыслью. Герои же Булгакова живут в том мире, где Бог уже давно умер и главным судьей человечества является Дьявол с его прозорливостью и непостижимой проницательностью.Погружаясь в этот адский мир, ты понимаешь одно: здесь тоже есть своя справедливость, - но справедливость Сатаны. Сатана судит так, как должен судить он. И как только ты начинаешь верить в справедливость дьявола, ты продаешь ему свою душу и взамен получаешь счастливый конец измученных героев: Мастера и Маргариты.

Маргарита - ведьма. Мастер - писатель умершего Бога.

Парадокс заключается в том, что Мастера окружают сплошь отрицательные герои, сподвижники властелина Тьмы. Это не история любви, как думают многие читатели. Это история о том, как мы теряем души, поддаваясь чарам зла.

Зло не приходит к нам в виде зла. Оно приходит к нам под видом любви, дружбы и справедливости.