Затмение

Виктория Шемякина
– Привет, - Ирина коснулась плеча подруги, и обратилась к девочке, 
- Это – Кира, мы с одного двора.
– Манюня.
– То есть Маша, – пояснила Ирина.
–  Кир, садись на багажник. Я тебе нашу речку покажу.
– Купаться будем?
– Можно, - ответила Манюня.
Кира села на багажник Ирины.

Река узкой змейкой загибалась в сторону зеленого бора.
 Девочки подъехали к песчаному берегу. Спрыгнули с велосипедов.
За день солнце нагрело речку. Девочки искупались и вышли на берег. Когда сели на траву Манюня спросила:
– Вы что сегодня ночью делать будете?
Ирина с Кирой переглянулись.
- Спать! А что еще ночью делают?
- Я с папой лунное затмение смотреть буду.
– Где?
–  Дома на чердаке. Мы там, всегда на звезды смотрим.
– Твой папа – звездочет?
– Учитель. Мы скоро новую планету откроем. И назовем моим именем.
Ирина засмеялась.
– Чего это ты смеешься? – обиделась Манюня.
– Представила себе, планета – Манюня!
– Не Манюня, а Мария.
– Для этого большой телескоп нужен, - протянула Кира.
- Он у вас есть?
– И не один.
– Настоящий телескоп на ваш чердак не влезет. Потому что он больше дома. Телескопы только на больших научных станциях бывают.
– На звезды можно смотреть и в подзорную трубу. Главное, чтобы линзы были мощные.
– А лунные затмения часто бывают?
– Не очень. Иногда один раз , два,  или три в год.
– Я лунное затмение еще никогда не видела, – призналась Кира.
– Вот. Пошли сегодня ко мне. А то, были в деревне и даже затмения не видели. Не порядок!

Вечером они поднялись на просторный чердак. У раскрытого окна на штативе была укреплена большая труба. Рядом с ней в кресле-качалке сидел Манюнин папа.  Заслышав шаги по ступенькам, он обернулся.
– Привет молодежь! – папа улыбнулся и встал с кресла.
– Папа, пока затмение не началось, расскажи про луну.

– Пастухи давно заметили, что  Луна бывает разная, – начал рассказ дядя Юра.
– Я тоже видела, то она как блинчик, что моя мама печет, – сказала Манюня, – А то серпом становиться.
– От одной полной луны до другой проходит двадцать восемь дней.
– От блинчика до блинчика, – вставила Ирина.
Дядя Юра подошел к подзорной трубе:
– Смотрите.
Девочки окружили телескоп. Ирина первой заглянула в окуляр.
– Луна прямо здесь в комнате!
– Дай мне, посмотреть, – придвинулась к ней Кира.
– У луны есть кора, мантия, и небольшое твердое ядро…– продолжал дядя Юра.
– А я там темные пятна видела, – сказала Ирина. – Это моря?
 – На Луне морей нет, –  произнесла Манюня.
– Это Галилей назвал их морями, – пояснил дядя Юра – А светлые пространства называют материками.
– А еще на Луне нет атмосферы, – сказала Манюня, – Поэтому там люди не могут жить.
– Днем на ней жарко, а ночью жуткий мороз.
Дядя Юра посмотрел на часы.
– Внимание. Сейчас начнется лунное затмение!
Едва он произнес эти слова, как большая тень стала надвигаться на луну.
– А почему бывают затмения? – шепотом спросила Кира.
– Да, тише ты! – цыкнула Ирина, – бывают и все.
 Затмения происходят потому, что Луна попадает в тень нашей планеты, – объяснил дядя Юра.
Черная туча закрыла Луну и наступила полная тьма.
– Ирина-а, ты где? – прошептала Кира, и услышала  такой же шепот:
– Да тут я, тут.
– Я тебя чуть не потеряла – Кира уцепилась за ладошку подружки.
– Ирина, чего у тебя рука такая холодная?
– А это не ее рука, а моя, – сказала Манюня, – хотя и у нее такая же.
– Волнуюсь, немножко,– прошептала Ирина, – Вдруг это самое затмение навсегда останется.
– Глупости, какие!– возмутилась Манюня.
 А вдруг в небе чтонибудь сломается. И мы Луну больше никогда не увидим. Я ведь к ней уже привыкла.
– Я тоже, – Кире, как и Ирине, не хотелось расставаться с Луной. Но раз дядя Юра не беспокоится, значит, все будет в порядке.
Тень растаяла. Желтая Луна появилась на ночном небе и улыбнулась девочкам.
– С возвращением, Луна!