Лирическая поэма Париж-Марина

Александр Можаев 2
           Памяти Кати Кузнецовой
           Памяти друзей
        Часть 1.Вечер.
                1.
Я всегда удивляюсь уму.
Потому,что таких и не встретишь.
Я остался."Быть по сему!".
И,надеюсь,достойно приветишь.
Эти вазы - бесчисленные ряд.
Нет ли здесь затаенного культа?
Я по жизни - усталый солдат
И нужна мне такая минута.
Мне легко.Мне не надо врать.
И других не хочу на колени.
Хорошо...можешь ты понимать,
Почему я сейчас без вступлений.
Есть в шампанском грустинка и дрожь,
Только нет в нём огня-половодья.
Подожди!На кого я похож?
На Высоцкого,значит...Володю.

Нет,не так!Я совсем не такой.
Много ближе по духу Есенин.
Кулаком,а проще - рукой
Он наказывал разных без лени.
Он-то знал,что такое - азарт.
В нём кипение всех мальчишек.
Я сильнее его виноват,
Что растрачивал жар на пустышек.
Мне дано Провидением - дар,
С этим словом надо потише.
Хоть не прятался в пьяный угар,
Но зато и вперёд я не вышел.
Тому много...причин тому,
Я бойцовское спутал с отвагой.
Взяв дорожную горе-суму
Стал бездомною злою собакой.

Дома нет.Создавал - не сумел.
Всё держался каких-то правил.
Очень многих дорогой сгорел,
А себе ничего не оставил!..
Обгорел я уже давно,
Но по-прежнему сердце щемит.
Да!Шампанское тоже вино,
Но оно ничего не изменит.
Ты снимаешь колечко с руки.
Это знак,чтобы был я умнее.
У реки...у сибирской реки
Я дышал бы намного сильнее!
Хотя,в-общем,не тяготит.
У застолья своя начинка.
Ничего сейчас не горит.
Ты -добра.Ты - Марина,Маринка...

             2.
У себя я - средь стаи псов.
Есть,конечно, другие картинки.
А мне нравиться,что у часов
Вензеля круглят по старинке.
И подсвечник кутюр-Париж,
И сама ты,Париж-Марина.
Только кот твой излишне рыж.
И в кровати пугает перина.
Нет,ошибок уже не боюсь.
Всё потеряно.И без остатка.
Просто знаешь,я завтра вернусь
В жесточайшую дикую схватку.
Будет утро.Холодный рассвет.
Выйду я из подъезда не броско.
Ты даёшь за советом совет,
Отливая слова из воска.

Да,права!Ты,Марина,права,
И с тобою не быть мне бедным.
И я тоже - те же слова
Повторю за тобою усердно.
Ты умеешь себя подать.
И не спорю - стройнее ели.
Только вот...не хочу играть.
И все игры давно надоели.
Я,конечно, совсем не скала.
Не утёс, поглупевший от скуки.
Где ты раньше,Марина,была?
Мне бы раньше - такие руки!..
Я не холоден и не горяч
И умею - навстречу даме.
Выпадало мне мало удач,
Лишь другое - по полной программе!..

Не о том я...Совсем не о том.
Что на раны налито иоду.
Что бы сделать с рыжим котом,
Чтоб не видеть усатую морду?
Ну,противен!Большой наглец!
Ненавижу котов безмерно!
Я похвастаюсь,я - молодец,
Если надо решать мгновенно!
Все всё знают.Слова пусты.
И я новых не наколдую.
Не в постель бы тебя...В кусты!
И на травку ложить молодую.
Только там,на природе я - тот,
О котором ты,может, мечтала.
Потому не хватает нот
И плесканья ночного причала...

              3.
Хорошо бы сейчас у реки!
Я на воздух и волю падкий.
Пусть кустарники будут - венки,
А тропинки железной оградкой.
Не поймёшь... не молчи,говори,
А я буду внимательно слушать.
Что у новой прекрасной зари
Расплетаются в танце души.
Что красивый и новый день
Чуть добавит в салатовых листьях.
Что вот-вот распушится сирень
Красотою своею душистой.
Что пришёл я сюда не вдруг.
Что судьба напрямую выводит.
И что женщина - лучший друг.
И что только она хороводит.

Что другой - это был другой...
Я не стану ловить на слове!
Как красиво,когда дугой
Твои нежно волнуются брови!
Как изящна в тебе эта стать!
И рисунок лица из малины.
На такую легко загадать
Повторяя -Марина, Марина...
Не спеши!Пусть свеча догорит,
Их так много тушить пришлось!
Что-то мне сейчас говорит,
Что я здесь не случайный гость.
Что приду я ещё. И впредь,
Чтобы что-то своё узнать.
Так же будет свеча гореть...
Так же будут часы считать.

Так же будет заря вставать,
Закрепляя ночи итог.
И застелется утром кровать
С пирамидой подушечек-крох.
Ты не спросишь вдогонку,вслед.
У двери часовой не встанет.
Не скажу я ни "да", ни "нет",
Чтоб обидой тебя не ранить.
Не упрямство тому виной
И не страсть по ночным зазнобам.
Не в ладах я с этой страной
И - насыпано много сугробов.
Да,я помню,конечно, Май!
Занесло меня в май нечестно.
Я не знаю,каков он - рай?
Зато ад хорошо известен.

       *   *   *

Как-то много похожего в нас!
Ты так быстро постель расправляешь!
И грустит этот вечер сейчас
Незаметно собой наполняя...

     Часть 2.Утро.
              1.
Я тебя,Марина,понимаю,
От чего блестят твои глаза.
Говорит мне опыт - только в Мае
Могут повторятся чудеса.
Только я волшебникам не верю,
Потому и в сказки не ходок.
Я уеду и стальные двери
Ты закроешь тихо на замок.
Рыжий кот ещё раз облизнется.
Ты замрешь в предчувствие тоски.
Ко мне боль с отчаяньем вернётся
Напрягая мышцы и мозги.
Освеженный майскою прохладой
Прошепчу привычное:" Прости!".
Я бы выпил,девочка,и яда
Только в бой тут некому идти!

Отстоять один кусочек правды.
Поклонился слабому добру.
Посмотри,как все мальчишки рады,
Бегая вдогонку по двору!
Да,весна...всё радостно живое.
Май пройдёт веселым,молодым.
Каждому на свете дорогое
Кажется бесценным и святым.
Каждый подсчитал свои потери.
Кто-то даже взвесил на весах.
Хочется хорошему поверить
И исчезнуть в алых небесах.
Выждать,отлежаться,залечится.
Может быть, зарытся в сена стог.
Почему-то тройка снова мчиться
Выбивая щебень из дорог.


И в минуту редкой передышки
Я сжимаюсь от прошедших бед.
Знаешь,я пишу,Марина,книжки
И ещё - российский я поэт.
Я талант в дорогах не растратил,
Лишь его сберег я от огня.
Вновь беда - узнал о смерти Кати,
Что когда-то верила в меня.
Нет!Она не вписана в победы.
Дань всему успели мы отдать.
Лишь она умела для Поэта
Своё сердце честно отдавать.
Милая чиста и сокровенна...
Кровь кипит от горечи утрат!
Не могу я слышать,что всё бренно
И ни кто ни в чём не виноват!..

             2.
Что потери в жизни неизбежны,
Что их много будет впереди.
Кто седую голову так нежно
Ласково прижмет к своей груди?
Ей - поклон.Земной,земной,великий -
За огонь и за сиянье глаз.
И за то,что чувства не поникли.
И за жизнь, спасенную не раз!
Память ей,чтоб до скончанья века,
Чтобы вспоминать её не чуть.
Мне идти...почти полукалекой
Продолжать назначенный мне путь.
Заплетутся косами тропинки
И закат отдаст свою лазурь.
И опять меняются картинки.
И опять - суровый веер пуль.

Все слова,Марина,водопады.
Нет порой больнее - почему?
Ничего мне,милая,не надо,
Лишь бы меньше думать одному.
От друзей остались лишь могилы.
Мы успели быстро прогореть.
Мне одно - хватило б только силы
Не в постели жалкой умереть.
Я не слаб.Не ною.И не плачусь.
В передышках нужен мне приют.
Отдохну.Покину твою дачу.
Ветры след мой тихо заметут.
Ты,Марина, данница уюта.
Я другой.И роскошь не приму.
Ты в душе надеешься на чудо,
Это слабость к сильному уму.

Всё же я,Марина,благодарен
За уют.За ласки.За рассвет.
Ухожу. Не весел.Не печален.
Май умеет выдавать ответ.
Ты же знаешь,не приучишь ветер.
Ему лес,дороги - всё одно.
Я тебя вниманием отметил,
А другого просто не дано.
Всё другое будет просто ложью,
Лишняя ненужная вина.
Я один иду по бездорожью
И теперь не светит мне луна.
Нет друзей.Советы и участье
Где-то там.В дорогах.Позади.
Ты меня,Марина,своей властью
От тяжёлых мыслей уведи.

              3.
И меня по-майски растревожа
Разогрей,чтоб снова горячо.
И признаюсь,что порою тоже
Надо друга сильное плечо.
Мы прошли.Сгорели в этом мире.
И обуглен горестный итог.
У меня осталась только Лира
В череде разбросанных дорог.
И со мной не быть тебе в накладе:
Ты таких не видела,поверь!
Ты всегда, Марина,"при параде",
И всегда открыта твоя дверь.
В мае много-много по-другому,
В нём частенько светится итог.
Не родился для тепла и дома,
Потому и тысячи дорог.

Хорошо рассветом забываться!
В этом так похожи города!
Мне со многим надо попрощаться
Навсегда, навеки.Навсегда!
Грусть твоя,Марина, мне знакома -
Эту дань я тоже отдавал.
Тебе легче,милая,ты дома.
Я в дороге.Маленький привал.
Ты - воспоминание о Кате.
Не в упрёк, обиду.Не в упор.
И она в оранжевом халате
Накрывала этот длинный стол.
И фужеры - Катеньки подарок,
Нам с тобой несут её тепло.
Прогорели свечи.Лишь огарок,
Даже от него ещё светло.

До чего шампанское игриво!
От чего имеет эту власть?
Ты,Марина,доброй и красивой
Сквозь десятилетия неслась.
Ты,Марина,Катеньку любила-
А Челкаш тебя боготворил.
Сколько было!Сколько всего было!
И слова какие говорил!
Всё ушло.Обиды и печали.
Юность нашу ветер обдувал.
А Сибирь нас всех перевенчала.
Каждый падал.Каждый и вставал.
И пускай несбыточного много -
Мы в него уходим навсегда.
И такая длинная дорога
Приведёт когда-нибудь сюда.

      *   *    *

Так стели же,Марина,кровать,
Что делила тепло на двоих.
Нам до смерти с тобой вспоминать
Наших лучших.И дорогих...

              4.05.2002 г.