Опыт воспитания творческого интеллекта

Валерий Венда
Опыт воспитания творческого интеллекта.
Психологический эксперимент длительностью более шестидесяти лет.

В.Ф. Венда, В.Ю. Венда, Л.А. Венда
valeriyfedorovich.venda@mail.ru

Статья посвящена памяти Юрия Валерьевича Венды, трагически погибшего 9 августа 1991 года в возрасте двадцати двух лет. Ю.В.Венда выработал у себя творческий талант и оставил выдающиеся работы в области инженерной психологии.

Эта статья вызовет интерес у психологов творчества и у тех родителей, которые хотели бы воспитать своих детей как творческих интеллектуалов, способных ночами решать школьные задания, а в дальнейшем генерировать множество оригинальных идей, по утрам записывать их, накапливая фрагменты своих будущих книг, а днем вести жизнь активных радостных ребят, а потом ученых, менеджеров, заниматься спортом, путешествовать, наслаждаться жизнью и при этом быть генератором идей и лидером в своей профессиональной области.

Здесь рассказывается о результатах успешных психологических экспериментов, первый из которых получился случайно и длился более шестидесяти лет. Второй был организован целенаправленно и был основан на результатах первого опыта.

Рассматриваются два примера развития у самых обычных индивидов искусственного подсознательного творческого мышления (ПТМ) – основы творческих способностей. В первом случае проводится сравнение интеллектуальных научных результатов человека с ПТМ с его бывшим одноклассником и соперником за звание лучшего ученика школы, ныне профессором одного из ведущих исследовательских университетов России В.А Пречисским.

Индивид с развитым ПТМ, В.Ф. Венда, многократно превзошел своего коллегу во всех видах научных публикаций и творческих находок. Он основал ряд новых научных направлений, в том числе первым в мире создал методологию взаимодействия психологии, инженерных наук и эстетики, заложив основы ставшей теперь популярной науки юзабилити; создал учение о взаимной адаптации (коадаптации), предложил трансформационную теорию обучения, исследовал связь между восприятием и мышлением и разработал методы расчета психологических факторов сложности интеллектуальной деятельности. В.Ф.Венда опубликовал много оригинальных монографий и статей, которые были скомпонованы из ночных записей, продиктованных ему ПТМ. Дневное время он использовал для руководства крупнейшими проектами и программами. Еще в школе он научился решать домашние задания во время сна, занимаясь днем в многочисленных спортивных секциях и посещая библиотеки.

За творческие достижения В.Ф.Венда был награжден международными премиями за выдающиеся научные исследования в области психологии (Академия Наук СССР, 1984) и в области человеческих факторов и эргономики (США, 1996).

Во втором эксперименте В.Ф.Венда помог своему сыну Ю.В. Венде успешно развить ПТМ. Широкое распространение изложенного здесь опыта поможет в воспитании у детей искусственных творческих интеллектуальных талантов.

Подсознание в интеллектуальном творчестве

Психология творчества и педагогическая психология уделяют большое внимание раннему выявлению и развитию природных талантов (Ильин, 2009). Талант считается врожденным даром (Ожегов, 1973). Человечеству требуется много талантов. Для нашей страны эта потребность особенно остра.

Эволюционно главная задача интеллекта – организовывать успешную опережающую взаимную адаптацию индивида, общества, популяции, экосистемы со средой, включая другие виды (Венда, 1990). В статьях (Венда, Венда и Пашук, 2013а, 2013б) отмечалось, что эволюционная теория выиграла бы, если рассматривала не только процессы адаптации видов к среде, но и процессы взаимной адаптации между индивидами (особями), видов со средой и такие же процессы в экосистемах. Каждый вид старается минимизировать свои рискованные структурные эволюционные изменения и вызвать полезные для себя структурные изменения в других видах и среде (Венда, 1990).

Благодаря своему интеллектуальному развитию человек постепенно научился так активно и целенаправленно изменять среду, что практически исключил собственную эволюцию, компенсируя ее выгодной для него эволюцией среды. Многие проблемы эволюции человека и его взаимной адаптации со средой перешли в сферу систем человек-машина-среда (Венда, 1985).

Н.П.Бехтерева говорила, что талант – величайшая загадка природы. Важно научиться, говорила она, управлять творческими способностями. Когда ученые решат эту проблему, человечество сделает качественный скачок в своем развитии (Бехтерева, 2007, Кожемякин, 2007). Н.П.Бехтерева создала в Институте мозга «Группу по изучению нейрофизиологии мысли, творчества и сознания». Группа не смогла ответить ни на один из заглавных вопросов. Психология творчества остается ответственной за эту область исследований (Ильин, 2009).

З. Фрейд (2006) считал, что важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы. Бессознательное, по З. Фрейду, – самая «творческая» часть психики. Л. Кьюби (Kubie, 1953) высказал важное положение: "Творческая личность, это такая, которая некоторым, сегодня еще случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере одаренными". П.В. Симонов (1987) подтвердил свое согласие с Л.Кьюби и признал возможность дополнения осознаваемых форм деятельности мозга неосознаваемыми формами и получения кумулятивного эффекта от их совместной работы. Авторы поддерживают эти положения.

Развитие подсознательного творческого мышления (ПТМ) у индивида в школьные годы

Данное исследование было инициировано В.Ю.Вендой и Л.А.Венда как части их диссертаций. В.Ф.Венда был их испытуемым, который по их настоянию стал соавтором публикации.

В ходе интервью В.Ф.Венда рассказал историю развития у него ПТМ. Он обнаружил у себя зачатки способности использовать подсознание в учебе, когда учился в пятом классе, в одиннадцать лет. Первые четыре класса был безнадежным троечником. В 1948 году страна начала готовиться к предстоявшему через год семидесятилетию И.В.Сталина. Каждый пионер брал обязательство улучшить учебу.

Старший брат Виктор, которого война заставила прервать его отличную учебу после окончания пятого класса в 1941 году, пообещал подарить В.Ф.Венде пневматическую винтовку, если он окончит пятый класс на все пятерки. Брат по себе знал, что для детей войны тяга к некогда привычному, а потом запрещенному оружию, была чрезвычайно сильной (Венда, 2014).

Был у В.Ф.Венды еще один мощный мотив. В пятом классе пришла молодая красивая учительница английского языка Т.А.Валова, в которую влюбились сразу все ученики мужской школы №14. Жила учительница далеко от школы, боялась ходить одна, но разрешала провожать себя только круглым отличникам.

После ранения во время оккупации В.Ф.Венда сильно хромал (Венда 2013, 2014). Чтобы поправить походку, он каждый день подолгу ходил и бегал трусцой на стадионе. После стадиона и проводов толпой учительницы на выполнение домашних заданий оставался только поздний вечер.
Однажды он вернулся особенно поздно совершенно обессиленный. Попытался решить заданные ему в школе математические и физические задачи, но сонная голова отказывалась соображать. Уроки остались невыполненными, и он получил две двойки. Он и его мать были очень расстроены.

На следующий вечер ситуация повторилась. Он опять был не в силах делать задания. Его мать, Л.Н.Венда никогда не училась в школе, но была редким знатоком русских поговорок и фольклора (Венда, 1988, 2013). Она предложила ему прочитать условия задач и лечь спать. «Утро вечера мудренее. - повторила она известную поговорку, - Вечером прочитай условия, а утром задачи покажутся тебе намного легче». В.Ф.Венда прочитал условия задач и поэму, которую надо было выучить наизусть, и замертво упал в постель.

Утром он с удивлением обнаружил, что знает решения задач и поэму. Он быстро записал готовые решения всех задач. По дороге в школу уверенно продекламировал себе длинную поэму. Он стал проделывать этот опыт каждую ночь. Вскоре он стал отличником по всем предметам, не прекращая интенсивных ежедневных тренировок, частых проводов учительницы и обязательного для всех одноклассников участия в хоре во здравицу Сталина.

Примерно тогда же его одноклассник, бывший лучшим учеником класса, В. А. Пречисский, теперь профессор Национального Исследовательского университета - Московского энергетического института (НИУ - МЭИ), рассказал ему, что однажды он был занят с родителями, а потом до ночи тщетно пытался решить заданную на дом трудную задачу. Его отец, опытный школьный педагог, посоветовал ему прочитать задание и лечь спать. Ночью В. А. Пречисскому приснилось решение задачи, он вскочил с постели и записал его. Утром он похвастал своим достижением, но отец настрого запретил ему повторять такой рискованный эксперимент, чтобы не разучиться систематически работать. Он приказал сыну ежедневно готовить домашние задания вовремя, до сна. Мы полагаем, что кажущийся вполне логичным совет отца лишил В. А. Пречисского возможности сформировать у него ПТМ.

В дальнейшем отчаянно соперничавшие за первенство в школьной учебе В.Ф.Венда и В.А. Пречисский оба были до конца школы отличниками, но В.А.Пречисский долго просиживал за домашними заданиями. Он не имел времени заниматься спортом и провожать учительницу. Побывавшая на итоговом вечере по окончании пятого класса М.А.Цветкова, которая преподавала у них в первых четырех классах все предметы, громко выразила недоумение, когда вслед за ее любимцем В.А. Пречисским похвальную грамоту отличника вручили В.Ф.Венде, которого она считала безнадежным троечником.

В.Ф.Венда бегал по стадиону ежедневно, он постепенно не только поборол свою хромоту, но и стал в десятом классе чемпионом города в беге на сто метров среди юношей. Он был всегда очень амбициозным человеком, выработал настойчивый, твердый характер и имел мощный внутренний мотор («драйв»).

Каждое утро он сосредоточенно записывал под внутреннюю диктовку результаты ночной работы своего подсознания. Надо отметить, что в то время сновидения исчезли у него навсегда, что много позже подтвердили знакомые ему психоаналитики в США.

В школьные годы благодаря развивавшемуся ПТМ у него оставалось время, чтобы забежать в областную библиотеку. Он жаждал знаний, старался прочитать в энциклопедиях что-нибудь интересное к выступлению в классе или заблаговременно, на случай ночного сбоя ПТМ. Он также репетировал дома выступления для улучшения устной речи.
Видя необыкновенный талант, рвение и успехи ученика, Т.А. Валова добавила ему мотивации учиться еще лучше. Она по секрету сказала В.Ф.Венде, что с его энциклопедическими знаниями и блестящими успехами в английском он сможет стать послом СССР в США. В десятом классе она ответила взаимностью на его любовь.

Выяснилось, что в Институт международных отношений он поступить не мог, поскольку вместе с семьей побывал в оккупации. И теперь еще засекречена информация о том, что его отец Ф.М.Венда, бабушка Д.П.Теплякова и тетя М.М.Венда приняли мученическую смерть как патриоты и отважные разведчики (Венда 2013).

В.Ф.Венда поехал за компанию с В.А.Пречисским в Москву. Оба поступили в МЭИ. В вузе ПТМ у В.Ф.Венды продолжало развиваться. Учился он легко, подрабатывал на двух кафедрах, предложил там несколько оригинальных идей, одну из них применил в своей дипломной работе.
Так в школе сам собой начался, а в вузе продолжился лонгитюдный эксперимент по сравнению успехов двух одноклассников, В.Ф.Венды, у которого развилось ПТМ, и В.А.Пречисского, который прошел мимо такой возможности.

Данные сравнительного эксперимента

Сравнение данных о жизни, учебе и интеллектуальной продуктивности В. А. Пречисского (1) и В.Ф.Венды (2) в период 1944-2014 годов.
1) Год рождения 1-1936, 2-1937
2) Место рождения и жизни в детстве и юности 1, 2 – Симферополь
3) Пребывание в оккупации: Оба оставались в Симферополе в период его оккупации фашистами. 4) Источники возможных неврозов: 1 – был под бомбежками, подвергся издевательствам со стороны расквартированных фашистов (Пречисский 2014). 2 – был под бомбежками, тяжело ранен гранатой, слышал выстрел самоубийства отца и его предсмертные крики, был выброшен фашистами с семьей из квартиры на улицу (Венда 2013). Неврозы войны у обоих не проявились (Венда, 2014).
5) Год поступления в школу и ее окончания 1, 2 – 1944, 1954, учились в одном классе все десять лет.
6) Средние отметки за первые четыре класса 1 – 5, 2 – 3.
7) Средние отметки с пятого по десятый класс 1 – 5 (кроме физкультуры), 2 – 5 (по всем предметам).
8) Увлечения в школьные годы: 1 – учеба и помощь родителям по дому, 2 – бег для выправления хромоты и занятия  многими видами спорта.
Спортивные успехи в школьные годы: 1 – 0, четверка по физкультуре, 2 – десять грамот за победы в нескольких видах спорта, чемпион Симферополя в беге на сто метров среди школьников.
9) Самые любимые в школе предметы:
А. Английский язык: 1, 2
Б. Астрономия: 1, 2
В. Психология: 1, 2.
Г. Сочинение: 1, 2.
10) Участие в областной математической олимпиаде: 1, 2 – оба получили грамоты победителей.
11) Итог учебы в школе - оба получили серебряные медали. По словам Т.А.Валовой, учителя и завуча школы, в золотых медалях им было отказано как жившим на временно оккупированной фашистами территории. Им незаслуженно снизили оценки за сочинения.
12) Публикации в дальнейшем по самым любимым в школе предметам:
А) Английский язык: 1- 0, 2 – отредактировал пять книг по инженерной психологии и эргономике, переведенных с английского, общий объем – около 1400 страниц. Общий тираж постраничный – более двадцати миллионов.
Б) Астрономия: 1-0, 2 – исследовал структуру деятельности древних астрологов, выступил с докладом в АН СССР, показал, что они не могли изучать влияние звезд на людей; с помощью звездных часов они на самом деле искали циклические, повторяющиеся события и явления на Земле (Венда, 1988).
В) Психология: 1 – 0, 2 – стал доктором психологических наук.
Г) Написали мемуары о времени Великой Отечественной войны: 1 – повесть (Пречисский 2013, 150 стр.), 2 – две повести (Венда 2013, 2014, 500 стр.)
13) Вуз, год поступления и окончания – 1, 2 - Московский энергетический институт (МЭИ), 1954, 1960.
14) Место работы: 1 – Москва, МЭИ, 1960-по настоящее время, в последние годы также Президент Бунинского наследия. 2 – Москва, ЦНИИ комплексной автоматизации, 1960-1963; ВНИИ технической эстетики, 1963-1974, Институт психологии АН СССР, 1974-1986, ВНИИ проблем высшей школы, 1986-1990, Университет Манитобы, Канада, 1991-1999, ЮСВеб, США, 2000-2001, Национальный университет, США, 2002-2003, Консультант по юзабилити в США и Канаде, 2004-2006, Крымский гуманитарный университет, Ялта, Крым, 2006-2015.
15) Год и место защиты кандидатской диссертации по техническим наукам: 1- 1969, МЭИ, 2 – 1967, МЭИ
16) Год и место защиты докторской диссертации 1- 1980 (в возрасте 44 лет, МЭИ, по техническим наукам, 2 – 1973, ЛГУ, по психологическим наукам (в возрасте 35 лет) (Венда, 1972).
17) Число опубликованных монографий
А) Индивидуальных - год издания, число страниц, общий тираж. 1 – 0, 2 – 5 ( Венда 1969, 300 с., 1975, 400 с., 1980, 250 с., 1982, 430 с, 1990, 440 с.) – всего 1800 стр., общий тираж 58700.
Б) С соавторами - год издания, число соавторов, число страниц данного автора, общий тираж. 1 – 2 (Степанов, ред. 1982; Слепцов, ред. 2006, по три соавтора) его личных 180 стр., тираж 8000; 2 – 5 (Венда, Нафтульев, Рубахин - 1978, Lomov, Venda – 1983, Savelyev, Venda, 1989, Venda, Venda, 1995), его личных 720 стр., тираж 25000.

В) Число монографий на иностранных языках, число страниц данного автора, тираж: 1-0, 2- 4, 1200 стр., 15 000.

Г) Число брошюр и методических пособий, среднее число страниц, средний тираж: 1 – восемь методических пособий, - 70, – 300; 2 – восемь брошюр, - 60, - 20 000.

18) Ответственное редактирование – число сборников и коллективных монографий, число страниц, тираж: 1 – 2, 340, 500; 2 – 12, 1450, 6000.

19) Число опубликованных статей: 1 – 200, 2 – 380

20) Число зарубежных университетов, в которых выступал с лекциями, докладами, семинарами: 1- 5, 2 – 56.

21) Число патентов на изобретения: 1 – 6 (все с пятью соавторами), 2-1 (индивидуальный).

22) Научные награды: 1 – 0, 2 – 2, а также три золотые медали ВДНХ СССР за проекты (Венда, 1975, 1982).

23) Государственные награды: 1 – 2, 2 -0.

Обсуждение результатов эксперимента.

Оба, В.А.Пречисский (1) и В.Ф.Венда (2), родились, росли, перенесли оккупацию в Симферополе. Учились в одном классе. Первые четыре класса В.А.Пречисский учился намного лучше, чем В.Ф.Венда.
В.А.Пречисский ежедневно делал уроки. В.Ф.Венда боролся с хромотой, много занимался спортом, стал чемпионом по бегу, регулярно развивал ПТМ по ночам.

Оба особенно любили английский язык, астрономию, психологию и литературу. В.Ф.Венда превзошел В.А.Пречисского в дальнейшем применении знаний по всем этим предметам. Он инициировал перевод и отредактировал пять зарубежных книг общим объемом около 1400 страниц. Опубликовал оригинальное исследование структуры деятельности древних астрологов (Венда 1988). Стал доктором психологических наук. Опубликовал о войне вдвое больше литературных материалов, чем его товарищ.

В.Ф.Венда защитил на два года раньше кандидатскую диссертацию и на семь лет - докторскую диссертацию, чем В.А.Пречисский.
Особенно велика разница в числе опубликованных монографий. В.Ф.Венда опубликовал пять крупных индивидуальных монографий, общим тиражом 58700.

Число монографий с соавторами 2-5 в пользу В.Ф.Венды, а если перемножить написанные каждым из них страницы на тираж, получится соотношение 1 к 12.5.

В.Ф.Венда является автором и соавтором четырех монографий, изданных на иностранных языках. Одна его монография (Венда, 1975) была переиздана в Словакии.

Против восьми учебных пособий В.А.Пречисского общим объемом 21000 (объем читательских материалов рассчитан как число страниц, умноженное на тираж), В.Ф.Венда опубликовал восемь брошюр, общим объемом более одного миллиона, то есть в пятьдесят раз больше. Он также отредактировал в шесть раз больше сборников и коллективных монографий, при соотношении общих тиражных объемов 25.6 к 1. Он опубликовал почти в два раза больше научных статей, чем В.А.Пречисский, и выступил в 56 зарубежных университетах против 5 у своего товарища.
По числу патентов они сравнялись: 6 патентов, но каждый с пятью соавторами у В.А.Пречисского (6/6 = 1), и один патент у В.Ф.Венды, без соавторов. Надо сказать, что в психологии, в отличие от инженерной науки и практики, оформление изобретений и патентов в СССР не было принято. В.Ф.Венда получил две международные премии за выдающиеся исследования и три золотые медали ВДНХ СССР.
Вывод. Сравнение позволяет утверждать, что ПТМ помог В.Ф.Венде достигнуть существенно больше результатов по книжным научным публикациям, чем В.А.Пречисский, который не развил ПТМ в детстве.

Творческие результаты использования В.Ф.Вендой ПТМ

По окончании учебы в МЭИ директор Центрального института комплексной автоматизации (ЦНИИКА) профессор Е.П.Стефани, приметивший особые способности студента еще в вузе, пригласил В.Ф.Венду на работу и поручил сразу две сложные и ответственные темы. По одной В.Ф.Венда отвечал за разработку систем автоматизации первых в стране газоперекачивающих станций, начальных кирпичиков теперешнего гиганта Газпрома.
Вторая тема была связана с разработкой и созданием системы отображения информации для Московской теплоэлектроцентрали №21, которая впервые в СССР автоматизировалась с применением управляющих вычислительных машин. С техническими компонентами молодой инженер справился легко. А вот как предсказать работу человека-оператора во взаимодействии с компьютером, он не мог.

На помощь пришел замечательный психолог, заведующий лабораторией индустриальной психологии Института психологии АПН СССР профессор Д.А.Ошанин. Вместе они написали статью (Ошанин, Венда 1962), которая была переиздана во многих странах. В ходе совместной работы Д.А. Ошанин отметил наличие у В.Ф.Венды необычной способности решать сложные творческие задачи и генерировать большое число оригинальных идей, если у него в запасе была одна или несколько ночей. Д.А. Ошанин сказал, что эта способность заслуживает изучения. Он согласился руководить кандидатской диссертацией В.Ф.Венды по техническим наукам, но в дальнейшем позже своего ученика защитил докторскую диссертацию по психологии (Венда, 1972, Ошанин, 1973).

Исследователи изучили записи В.Ф.Венды, сделанные под диктовку ПТМ. В этих записях исследователи заметили переход от периода обучения, усвоения знаний, добытых другими, к собственному творчеству.
Вот одна из первых его записей. Касается она динамического графического дисплея: «Мнемосхема – суфлер для оператора. Попробуйте, скажите, что дикция суфлера – вещь второстепенная. Однако, если шпаргалка должна быть столь же четкой, как и впервые читаемый учебник, то к экзамену оператор не готов. Необходимо найти оптимум между достаточной профессиональной подготовкой оператора и соответствующей четкостью мнемосхемы». Эта запись 1960 года была первым шагом к открытию через двадцать пять лет законов взаимной адаптации в системах человек-машина (Венда, 1985, 1990), а также в психологии, эргономике и общей теории систем (Venda, 1985, 1986, Venda, Venda 1991, 1995).

В.Ф.Венда заметил, что диктовки ПТМ ослабевали или прекращались, если он игнорировал и не записывал хоть одну из них. Он понял, что постоянное внимательное и благодарное отношение к продуктам ПТМ является необходимым условием развития и успешного дальнейшего функционирования его искусственного таланта. К.С.Станиславский (1989) мудро заметил, подсознанию нельзя мешать.

В.Ф.Венда также понял, что диктовки подсознания нельзя обрывать или критиковать. ПТМ воспринималось им как команда помощников, скрытых в его голове, без устали работающих одновременно и параллельно над многими темами и периодически диктующих ему идеи и тексты о своих находках. Причем они никогда не повторяли своих прежних мыслей или находок других авторов. Опубликованные им статьи и книги исчезали из его памяти. ПТМ работал дальше, над новыми идеями и текстами.
Исследователи выдвинули гипотезу о том, что развитый В.Ф.Вендой еще в детстве ПТМ сыграл роль эффективного механизма творческого мышления. Эта гипотеза получила дальнейшее подтверждение, когда В.Ф.Венда рассказал, что он никогда не сидел за столом и не писал книги и концепции проектов. Он их очень быстро компоновал из точно сформулированных фрагментов, записанных им под диктовку подсознания ночами, а также во время заседаний ученого совета института, собраний и в другие удобные моменты.

Затем он отдавал рукопись машинистке. После получения перепечатанной рукописи его сознание впервые знакомилось с результатами творческой работы подсознания и вносило лишь незначительные коррективы. Такое необычное изготовление научной книги в триста-четыреста страниц (Венда 1969, 1975, 1980, 1982, 1990, Venda, Venda, 1995) занимало не более одного месяца. Причем он читал перепечатанную рукопись как совершенно новый для него текст.

Каждая его книга открывала и развивала новое направление научных исследований и прикладных разработок.

Первая брошюра (Венда 1964) излагала методологию инженерно-психологических исследований и проектирования систем оператор-машина.
Первая его большая книга (Венда, 1969) отличалась творческим объединением инженерных, психологических и эстетических методов оценки сложных систем отображения информации. Впервые труды великих русских художников-новаторов начала двадцатого века К.С. Малевича, В.В.Кандинского и других были изучены с точки зрения адаптации эстетики к труду человека. Так В.Ф.Венда первым в мире создал основы науки, которую через тридцать лет вновь «открыли» в США и назвали юзабилити. Творческий вклад В.Ф.Венды определил российский приоритет в этой области (Венда, Венда, Пашук 2013а, 2013б).

В книге (Венда, 1969) были описаны и другие творческие находки. Предложены новые модели динамики надежности системы человек-управляющий компьютер для расчета частоты тренировочных отключений компьютера для поддержания бдительности человека-оператора и высокой надежности системы, например АЭС. Разработаны и впервые применены в психологических экспериментах и тренажерах компьютерные динамические модели управляемых объектов высокой математической точности.
Впервые проведены эксперименты по оценке дисплеев с применением регистрации движений глаз человека, а также полиграфической регистрации многих психофизиологических параметров. Разработаны принципы художественного конструирования средств отображения информации. Впервые была получена в экспериментах волнообразная, не монотонная, кривая обучения, заложившая основу трансформационной теории обучения. Теоретически открыт новый класс абстрактных дисплеев. Их частный тип - командно-информационные дисплеи, существенно облегчили и ускорили деятельность человека в условиях аварийных стрессов и боевых действий. В монографии (Венда 1969) приведены эвристики для оценки юзабилити информационной техники, которые лидер американской юзабилити Дж.Нильсен, опоздавший на много лет, пытался приписать себе (Венда, Венда и Пашук 2013а, 2013б).
В монографии (Венда, 1975) были заложены основы теории диалога человек-компьютер скрытого диалога человека с его предшественниками, материализовавшими свой опыт и идеи в программах компьютера. Большое внимание было уделено исследованию связей между зрительными информационными моделями и сложностью решения мыслительных задач. Разработаны способы измерения психологических факторов сложности (Венда, 1972, 1975).

В.М.Мунипов, бывший младшим научным сотрудником отдела эргономики, которым руководил В.Ф.Венда, на вопрос о причинах задержки его кандидатской диссертации ответил: «Если бы мне произвести хоть бы десятую долю ваших идей». Через много лет на вопрос В.Ф.Венды, зачем они с В.П.Зинченко (Зинченко, Мунипов, 1974) так часто цитировали классиков марксизма, у которых нет эргономических идей, последний с обычным для него юмором ответил: «Если бы мы, как вы, генерировали много своих идей, то тоже не искали бы их у классиков».
В начале 1970-ых годов В.Ф.Венда пытался заинтересовать своей способностью генерировать множество идей другого своего коллегу, известного специалиста по психологии творчества Я.А.Пономарева. Последний отметил важность и редкость подобных способностей, особенно не врожденных, а развитых искусственно, но уклонился от совместного исследования, сославшись на то, что изучение подсознательных процессов не приветствовалось тогда официальной советской наукой.
Для внедрения своих идей В.Ф.Венда был назначен руководителем общесоюзной программы по военной эргономике в части проектирования дисплеев и обучения операторов.

В книгах (Венда, 1969, 1975, 1980) он впервые применил измерения реальных и оптимальных значений психологических факторов сложности, математические модели теории очередей и теории игр для оптимизации представления информации человеку, методы композиции, а также формальные методы подбора гармоничных цветов для дисплеев.
Предложенные новаторские методы были применены при создании под руководством В.Ф.Венды систем отображения информации операторам электростанции в Москве и объединенной энергосистемы Урала (Венда 1975, 1982). Была разработана теория и открыты законы взаимной адаптации человека-оператора и машины и созданы методы количественной оценки эффективности и сложности мыслительной деятельности человека (Венда, 1982, 1985). Книга (Венда 1982) является лишь по названию вторым изданием его книги 1975-го года. На самом деле это совершенно новый труд, в значительной степени посвященный разработке трансформационной теории обучения, которая призвана заменить более узкую и частную монотонную экспоненциальную теорию обучения, ведущую свое начало от экспериментов Эббингауза в 1890 году (Венда 1980б).

В 1984 году за разработку и практическое внедрение психологической теории и методов взаимной адаптации людей и машин в народное хозяйство совместным решением академий наук девяти социалистических стран В.Ф.Венда был удостоен звания Лауреата международной премии за выдающиеся совместные исследования в области марксистско-ленинских общественных наук по психологии.

Трансформационная теория обучения была подробно обсуждена в десятках ведущих университетов мира, в том числе в отделе психологии Гарвардского университета. Руководители отдела в разные годы, признанные лидеры прежней, монотонной теории У.Эстес и Д.Лус рекомендовали основному журналу международного общества системных исследований опубликовать статью В.Ф.Венды (Venda, 1986), которая открыла 31-й том журнала. Позже он применил трансформационную теорию обучения к изучению динамики сложных систем и открыл механизмы всеобщих «волн прогресса» (Венда, 1989, 1990).

Проекты В.Ф.Венды всегда основывались на его идеях. В частности, еще в 1975 году он разработал центральные пульты коллективного дистанционного управления движением городского транспорта Москвы для предотвращения пробок на дорогах (Венда, 1975, 1982).

В работах (Венда 1989, 1990, Savelyev, Venda, 1989) предложено применение трансформационной теории обучения для повышения качества высшего образования и для планирования и организации перехода СССР на рыночную экономику без разгрома экономики страны и обнищания народа (Васин 1994). Научный обозреватель газеты Правда В.Д. Васин много сделал для популяризации идей В.Ф.Венды (Васин 1984, 1986, 1994).
В книгах (Венда, 1990, Venda, Venda, 1995) приведены законы взаимной адаптации и трансформации, их экспериментальное обоснование и практическое применение. Законы взаимной адаптации и трансформации важны одновременно для психологии и для общей теории систем. Экспериментальные данные, графические модели и математический аппарат, относящиеся к законам взаимной адаптации подробно описаны в монографиях (Венда 1990, Venda, Venda, 1995).

Открытие законов позволило теоретически изобрести и разработать целый класс высокоэффективных рабочих станций и сборочных конвейеров, безопасных с точки зрения предупреждения профессиональных заболеваний (Venda, 2008).

За эти работы в 1996 г. В.Ф.Венда был награжден Обществом человеческих факторов и эргономики США Международной премией за выдающийся вклад в развитие человеческих факторов и эргономики, а в 2002 г. был избран почетным членом этого общества (Directory, 2008).
Идеи В.Ф.Венды были широко приняты в науке и промышленности, о чем свидетельствуют его совместные статьи с вице-президентом АН СССР и будущим министром энергетики РФ (Фролов, Дьяков и Венда 1989а, 1989б).
Иногда ПТМ неожиданно выдавал В.Ф. Венде идеи и решения из областей, далеких от его основных интересов. Вот только два примера этого хобби. Он раскрыл психологическую структуру деятельности древних астрологов и доказал, что звезды играли для них лишь роль меток на сложных часах звездного неба для выявления циклических событий на Земле (Венда, 1988). Им была разработана выигрышная стратегия игры в спортлото, хотя ведущие математики тогда утверждали, что эта задача не имеет решения (Венда, Гуревич, 1980).

Выводы по первому эксперименту

Данное исследование охватывает период более шестидесяти лет. Оно указывает на то, что при определенных условиях, в частности, при очень высокой мотивации, у индивида в возрасте 12-13 лет развилось ПТМ. Это привело к резкому повышению успехов в учебе, а в дальнейшем к крупным творческим достижениям в науке, проектировании и руководстве государственными программами. Творческая продуктивность индивида после развития ПТМ многократно превзошла продуктивность его поначалу более успешного одноклассника, ныне профессора НИУ - МЭИ В.А. Пречисского.

Достижения В.Ф.Венды были отмечены двумя престижными международными научными премиями в СССР в 1984 г. и в США в 1996 г., а также золотыми медалями ВДНХ СССР.

Свой опыт развития и использования ПТМ В.Ф.Венда целенаправленно успешно передал своему сыну Ю.В.Венде.

Эксперимент №2. Развитие ПТМ у сына

В 1969 году у В.Ф.Венды родился сын Юрий. Подготовка к формированию ПТМ началась, когда ребенку было четыре года. Сначала отец ежевечерне читал сыну статьи из детской энциклопедии, а затем перешел к чтению постепенно усложнявшихся лекций на самые различные темы. Всего он прочитал сыну более тысячи лекций. Мальчик слушал очень внимательно и сосредоточенно. У него выработалась сильная тяга к знаниям.
Вечерние лекции дома продолжались и когда мальчик пошел в школу.
Когда Ю.В.Венде исполнилось семь, его отец стал привлекать его к участию во взрослых компаниях, собиравшихся в их доме для игры в Большую советскую энциклопедию. Игра вызывала у мальчика азарт, поскольку победитель получал значительный приз из денежного фонда, составлявшегося из взносов участников.

Важно было, чтобы никто заранее не знал, какие статьи энциклопедии будут зачитываться и на какие вопросы надо будет отвечать. Игра начиналась с того, что участники по очереди вытаскивали из коробок номерки, позволявшие рандомизировать статьи энциклопедии, из которых очередной ведущий задавал числовой вопрос. Остальные записывали свои ответы. Например, «Цезарь родился в н-ном году». Или «Бассейн Амазонки занимает столько-то квадратных километров», «Длина морского червя составляет столько-то сантиметров» и т.д. Побеждал тот, чьи ответы за вечер были наиболее точными.

Игра развивала у мальчика способность аккумулировать огромные объемы информации из самых различных областей знаний. Главное, что игра учила привлекать к каждому ответу все знания, имевшие хоть малейшее отношение к заданному вопросу. К десяти годам Юра стал довольно часто побеждать.

В одиннадцать лет начался следующий этап эксперимента по развитию подсознательного творческого мышления (ПТМ), повторявший в целом школьный опыт отца.

Поначалу Юра не проявлял рвения в учебе и был троечником. Отец пообещал ему привезти из-за границы хорошую акустическую систему и устроить турне по СССР, если Юра станет отличником в пятом классе.
Мальчик много занимался спортом.

Несколько раз после возвращения с поздних тренировок в секции дзюдо, когда Юра очень устал, и его глаза слипались, отец предлагал ему прочитать школьные задания и лечь спать. Начиная с десятого повторения такого экспериментального занятия, Юра стал быстро записывать утром решения почти всех задач по физике и математике, заданных ему в школе на дом, а также повторять наизусть стихотворения по дороге в школу. При этом он бывал очень рассеян к окружению, так что родителям пришлось сопровождать его через дорогу к школе.

Результаты учебы Юры в школе существенно улучшились, хотя отличником он стал только в шестом классе. Тогда-то и состоялось обещанное Юре путешествие на строившуюся тогда Саяно-Шушенскую ГЭС, в дом-музей В.И.Ленина в Шушенском и по Сибири.

Мечтой Юры было пойти по стопам отца и стать ведущим ученым в области инженерной психологии, а также изучать ПТМ и часто ездить за рубеж на международные конференции. Он планировал получить два высших образования, частичное инженерное, чтобы хорошо знать математику и физику, и полное психологическое.

По окончании школы он поступил в Московский авиационный институт на факультет авионики, где, используя ПТМ, учился на первом и втором курсах, особенно по математике, легко и успешно. Призыв на службу в армии прервал его учебу на два года. По окончании службы он, как планировал еще в школе, поступил на Психологический факультет МГУ.
Параллельно с учебой Ю.В.Венда активно участвовал в научных исследованиях вместе с отцом. Он был инициатором поиска законов взаимной адаптации как важнейших граничных условий общей теории систем. Он внес огромный вклад в их совместные исследования и публикации (Венда, Венда 1991, 1992, 1995).

К сожалению, Ю.В.Венда внезапно трагически погиб, когда на студенческий лагерь МГУ, где он отдыхал на острове в озере Селигер ночью 9 августа 1991 года обрушился смерч. Ю.В.Венде было двадцать два года. Его вклад в развитие инженерной психологии и эргономики был высоко оценен. Пленарная сессия международной конференции «Достижения в эргономике и безопасности систем управления» в Денвере, США в 1992 году была посвящена памяти Ю.В.Венды. Президент Международной эргономической ассоциации Х. Хендрик во вступительной речи и затем участники сессии высоко оценили творческий талант и научный вклад Ю.В.Венды. Важную роль в его успехах сыграло экспериментально воспитанное у него ПТМ.
После трагически погибшего Ю.В.Венды остался его сын В.Ю.Венда, который продолжает работы отца. После смерти отца В.Ю.Венда жил вместе со своим дедом В.Ф. Вендой только до четырех лет, поэтому эксперимент по развитию у него ПТМ не был проведен. Признаков наследования ПТМ у него не обнаружено. Попытки выработки ПТМ у В.Ю.Венды и Л.А.Венда в возрасте старше двадцати лет оказались безуспешными.

Заключение

1. Обоснована гипотеза о возможности развития у человека подсознательного творческого мышления (ПТМ).
2. Подведены итоги эксперимента длительностью в 65 лет по развитию у индивида и применению им ПТМ в науке и проектировании. Индивид с ПТМ продемонстрировал выдающиеся творческие достижения в науке и проектировании, которые были официально признаны в СССР и в США.
3. ПТМ было успешно сформировано у подростка. Начало развития ПТМ было успешно в возрасте 12-13 лет при условии высокой мотивации подростка к успехам в учебе.
4. Во время учебы в школе и вузе ПТМ было полностью нацелено на самопомощь в выполнении заданий. В дальнейшем ПТМ помогало найти оригинальные решения сложных задач.
5. Наряду с повышением интеллектуальной продуктивности, ПТМ может осложнить жизнь индивида. Оно делает его невосприимчивым к религии и идеологии, затрудняет отношения с коллегами и, особенно, с начальниками. Все начальники поначалу радовались исключительным достижениям В.Ф.Венды, но, в конце концов, обилие его творческих идей вызывало их зависть, что приводило к разрыву и его увольнению. Индивиды с ПТМ должны работать в более творческих организациях и быть защищены от нетворческих начальников.
6. ПТМ у В.Ф.Венды было развито самопроизвольно. Следовательно, оно может быть обнаружено и у других людей.
7. ПТМ у юного Ю.В.Венды было развито намеренно, целенаправленно. Воспитание ПТМ у молодежи может существенно повысить творческий интеллектуальный потенциал общества.
8. Авторы выдвинули и обосновали гипотезу о том, что творческий талант может быть не только врожденным даром, но и при определенных условиях воспитан.
9. В данном исследовании подсознание рассматривалось как орган и источник развития творческих продуктивных способностей индивида. Мы не связывали подсознание с неврозами (Фрейд 2006, Юнг 1954). Поэтому нами не использовалась терминология и методы психоанализа.
10. Развитие ПТМ было успешно в возрасте 12-13 лет при условии очень высокой мотивации подростка к успехам в учебе. Это совпало с возрастом Наполеона и Пушкина, когда у них проявилось стремление выделиться среди сверстников и стали быстро развиваться творческие способности.

Литература
Бехтерева, 2007 - Бехтерева Н.П. Группа по изучению нейрофизиологии мысли, творчества и сознания. www.ihb.spb.ru/actindex.htm, 2007.
Васин, 1984 - Васин М.Д. Психология НТР. Знамя, 1984, 11.
Васин, 1986 - Васин М.Д. Гибридный интеллект. Правда, 24 января 1986.
Васин, 1995 - Васин М.Д. «Волны прогресса» профессора Венды не докатились до Кремля. Правда-5, №2, 19-26 мая, 1995.
Венда, 1964 - Венда В.Ф. Оператор и машина. М.: Знание.
Венда, 1969 - Венда В.Ф. Средства отображения информации. Эргономические исследования и художественное конструирование. М.: Энергия, 1969
Венда, 1972 - Венда В.Ф. Структура информационной модели и сложность оперативных задач. –дисс. д. психол. н. Л.: ЛГУ, 1972.
Венда, 1975, 1982 - Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. – М.: Машиностроение, 1975, 2-е изд. 1982.
Венда, 1980а - Венда В.Ф., Видеотерминалы в информационном взаимодействии (инженерно-психологические аспекты). – М.: Энергия, 1980.
Венда, 1980б Венда В.Ф. Состояние и перспективы развития современной теории обучения. Психологический журнал, №4, 1980.
Венда В.Ф. О новой теории обучения. – В кн. Будущее науки. – М.: Знание, 1983.
Венда, 1985 - Венда В.Ф. О законе взаимной адаптации человека и машины. – Вестник Академии Наук СССР, 1985, №1.
Венда, 1988 - Венда В.Ф. Обыкновенная психология необыкновенных «чудес». – М.: Знание, серия «Наука и религия», 1988.
Венда, 1989 - Венда В.Ф. Волны прогресса. М.: «Знание», серия «Философия», 1989.
Венда, 1990 - Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта. Эволюция, психология, информатика. – М.: Машиностроение, 1990.
Венда, Венда, Пашук, 2013а - Венда В. Ф., Венда В. Ю., Пашук Л. А. Инженерная психология в оценке и проектировании информационной техники («юзабилити»): российские приоритеты. Психологический журнал, № 2, 2013.
Венда, Венда, Пашук, 2013б - Венда В. Ф., Венда В. Ю., Пашук Л. А. Российский приоритет в создании научных основ и расчетных методов юзабилити. Психологический журнал, № 6, 2013.
Венда, 2013 - Венда В. Ф. Тайна блицкрига. Наркозомби Гитлера. www.Proza.ru, 2013.
Венда, 2014 - Венда В. Ф. Экстримы детей войны. Лечение неврозов. Proza.ru, 2014.
Ильин, 2009. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Спб: Питер 2009
Мунипов, Зинченко, 1974. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Методологические проблемы эргономики. М., 1974.
Ожегов, 1973 - Ожегов С.И. Словарь русского языка. Сов. Энциклопедия, М., 1973.
Степанов, 1982. Степанов А.Д. (ред), Электрические передачи переменного тока тепловозов и газотурбовозов. - М.: Транспорт, 1982.  254 с.
Слепцов, 2006. М. А. Слепцов (ред). Основы электрического транспорта : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. : «Академия», 2006. — 464 с.
Ошанин Д.А., Венда В.Ф. О некоторых путях повышения эффективности операторского труда в системах «человек и автомат». - Вопросы психологии, №3, 1962.
Ошанин, 1973. Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ. Дисс. д. психолог. н. М. ИП АПН СССР, 1973.
Пречисский, 2013. Пречисский В.А. Великая Отечественная война для моей семьи. Рукопись. 2013.
Симонов, 1987 - Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987.
Станиславский, 1989 - Станиславский К. С. Собр. соч.- Т. 2. М.: Искусство, 1989.
Фрейд, 2006 - Фрейд З. Психология бессознательного. Фирма СТД, М. 2006.
Фролов, Дьяков, Венда, 1989а - Фролов К.В., Дьяков А.Ф., Венда В.Ф. Проблемы трансформационной динамики эргономических систем. – «Теплоэнергетика», 1989, №2.
Фролов, Дьяков, Венда, 1989б - Фролов К.В., Дьяков А.Ф., Венда В.Ф., Психологические и эргономические проблемы безопасности и эффективности энергетических объектов. – «Электричество», 1989, №2
Kubie, 1953 - Kubie L. Some unsolved problems of scientific career. American Scientist, XLI, 1953.
Savelyev, Venda, 1989. Savelyev A.Y. and Venda V.F. Higher education and computerization. Moscow: Progress, 1989.
Venda, 1986 - Venda, V. F. On Transformation Learning Theory. – Behavioral Sciences, V.31, 1986, №1, с.1-11.
Venda, Venda, 1991. Venda, V. F. and Venda, Yuri V. Transformation dynamics in complex systems, Journal of Washington Academy of Science, #4, 1991.
Venda, Venda, 1995 - Venda, V. F. and Venda Y. V. Dynamics in ergonomics, psychology and decisions. 1995, Ablex: Norwood, 504 p.
Venda, 2008 - Venda V. F. The laws of ergonomics applied to design and testing of workstations. In: Ergonomics and psychology. London: Taylor and Francis, 2008.