Самоволка

Станислав Чернецкий
                Самоволка.

  - Товарищ младший лейтенант! Здесь работы на всю ночь и то, если успею.
   Говорил Серега, показывая разбросанные по полу части мотороллера «Вятка». Глядя на кучу деталей, складывалось полное впечатление, что это смертный одр машины, и больше своим ходом она отсюда не выйдет.
- Серега, ну, сделай  пожалуйста! Мне завтра в деревню ехать, Люда будет ждать.
- Сделаю, что смогу, если электрика не вылетела.
   Летёха  ушел с надеждой, в глазах и душе, на завтрашнее свидание.
   Рядовой Сергей Ивченко начал быстро собирать мотороллер. Опыт у него приличный – на гражданке занимался мотоспортом, и мотоцикл знал, как свои пять пальцев. Потому что ни кто, лучше тебя, не подготовит мотоцикл к выступлению, чтобы на трассе не подвел.
   Работы по сборке было на час. Спектакль, с разбросанными запчастями, был специально для лейтенанта, чтобы не приперся к вечеру за мотороллером. А неисправность, с которой к Сергею обратился «годичник», была плевая – на полчаса работы, но мотороллер нужен был к вечеру самим, не только у летехи девушки  есть в деревне.
   «Годичники» - ребята, закончившие радиотехнические  училища, и, призванные на год на службу по специальности, с присвоением звания мл.  лейтенант. Так что, эти летехи были нашими ровестниками, по 19-20 лет.  И службу несли вместе с нами, но, однако, – они офицерский состав, а мы – рядовой, и, соответственно, возможности у нас разные.  Они, как на работе – отдежурили смену и свободны, за исключением редких нарядов. Выезжай за часть, гуляй – главное чтобы к следующей смене был, как штык, ну и начальство предупредил куда двигаешь.
   Рядовому составу, чтобы выйти за ворота части, нужна увольнительная. У нас увольнительных не было, совсем, ни у кого.
  Да, в общем-то, это понятно. Часть расположена среди дальневосточных сопок и ближайший город в 40 км. Есть два поселка в 9 км на запад и в 12 на восток и никакого общественного транспорта между ними не ходит – редкие машины 2-3 раза в день. Так что вышел за ворота и гуляй по холмам, если не заблудишься, а случаи такие были – потому и увольнительных не было.
   Потому «годичники» понакупали себе мотороллеров, чтобы в деревни ездить. Все ж таки транспортное средство – сел, как на диван, и поехал, через 25-30 минут на месте. Но большая часть из них ни фига в мототехнике не понимала, вот и шли к Сереге. Тот, конечно, помогал, но и о нас не забывал.
    А рядовому составу как быть? Два года за колючей проволокой – километр на два, как зеки, и никакого просвета в личной жизни. Можно, конечно,  пешочком по холмам, часа за два с половиной дойдешь,  но это в одну сторону, то есть туда-обратно 5 часов. Так как увольнительных не было, днем сорваться в самоволку никак – рядовой  состав части не большой, всего одна рота, а это 100-120 человек, все на виду. Значит только ночью и то не сразу, где-то, самое раннее, через час после отбоя, и вернуться за час до подъема. Дежурный по части офицер проверяет личный состав после отбоя и перед подъемом, ночью то он и сам спит в дежурке. И, значит, на свидание остается самое большее час.  Это представляете – протопать 18 или 25 км, смотря в какую сторону пойдешь, чтобы полчаса-час посидеть с девушкой ночью, где-то на околице в деревне, и то если она сможет среди ночи из дома выйти. Но были у нас и такие орлы. Один даже остался там после дембеля и женился на девчонке, к которой бегал. И случаи, связанные с такими самоволками были интересные.  Но это отдельная  песня, потом расскажу.
   А с девушками рядовой состав знакомился будучи на работах по оказанию помощи при уборке урожая. Зерно, конечно, убирали комбайнами, а вот в подготовке к хранению много ручного труда, где нас и задействовали. Ну, а в связи с тем, что уборка у нас это битва за урожай, святое дело воина – биться. Вот мы и ездили, то в одну, то в другую деревню биться. В процессе совместных сражений мы и знакомились с девчатами. Молодые девчонки, молодые ребята, шутки, смех, томные взгляды, совместные обеды, как тут не познакомиться. А как встречаться? Нужно бегать в самоволки.  И очень вовремя летехи накупили мотороллеров.
   Была суббота, конец августа, мы были на дежурстве, станция в эфир не работала, значит офицеров на дежурстве минимум, то есть все обстоятельства сложились в нашу пользу. Время 21.00, Серега собрал мотороллер – пора действовать.  Девчонкам, заранее, дали денег, чтобы они купили водки. Водка не для нас – для тех, кто нас прикрывает.
    Хотя офицеров и мало, но хватиться могут, а это «череповато» губой, нужно чтобы как то нас предупредили. Про мобильники в то время (1977г) даже подумать было не возможно – фантазии на это не хватало. А как? Но, на то мы и русские солдаты, чтобы проявить смекалку.
   Мачта станции 350м в высоту и видно ее за добрые 50-70км. Ночью на мачте включаются огни, чтобы в нее не врезались вертолеты, самолеты, дирижабли и другие летающие. Вот  тебе и сигнал – погасла мачта на 5 минут – значит хватились.  Я занимался всем эл. оборудованием станции и в мои обязанности входило включать, в определенное время, огни на мачте. Отключение огней, конечно, плохо, но если включилос ь, в течение 5 минут, снова, то можно объяснить срабатыванием защиты, влажностью, переключением на другую ячейку, происками врагов и т.д. За это не накажут. Я показал Моське (мой товарищ и антенщик на смене) где и как включается. Договор такой: если ищут - он периодически на 5 минут отключает огни, мы это видим и возвращаемся. Отсутствие 30-40 минут, как раз время, чтобы нам вернуться, можно объяснить разными причинами – от проведения каких-либо работ вне здания станции до поноса.
   Всё, пора действовать. Парни вперед. Мы с Серегой выкатываем мотороллер через дыру в заборе,  откатываем подальше от части, чтобы не так было слышно работающий мотор, и поехали. Серега за рулем, я позади, с повернутой в сторону станции головой, слежу за огнями на мачте. Всё хорошо, продвигаемся по плану, вон вдалеке и огни деревни, скоро будем на месте.
   Я поворачиваю голову и не вижу ни мачты, ни огней. Блин, приехали, Серега тормози. До деревни осталось километр-полтора. Сидим с Серегой чешем «тыквы». Прошло 5, 7, 10 минут, а мачта не загорается. Моська там вообще охренел – не может мачту включить. Короче, что-то не  так. Разворачиваемся и на всех парах обратно. Обидно, жуть, ведь вон она – деревня. Проезжаем метров 500 – мачта включилась. Ну, хоть это хорошо. Но раз отключалась, значит ищут. Мчимся, а мачта не отключается. Договаривались же, что если ищут, то мачта периодически должна отключаться, а она горит и горит.  То ли искали и перестали, то ли не искали вовсе, а произошло случайное отключение. Но, теперь уже, раз сомнения закрались в душу, в деревню снова не повернешь.  Приехали обратно, за 500 метров заглушили, закатили мотороллер на дизельную и на техздание, где проходим службу. Там,  как говорится, «тишь да гладь, да Божья благодать». Никто никого не ищет, все спят.
   Наскочили на Моську. Типа, ты что, сволочь, мачту отключал? Он  ничего не понимает, говорит, что всё это время из своей коморки и не выходил, даже в туалет. Не может быть,  не может мачта сама включиться, если было аварийное отключение, нет у неё автоматики. Но Моська божится, что ничего не делал, да и что ему врать – он без водки остался.  Думали мы, думали, но так ничего и не придумали. Сплошная непонятка.
   Только на следующий день нас прояснило, когда мы поехали в деревню на ток биться за урожай. Когда поняли, ржали как кони, до коликов.
   Дорога проходит по сопкам, да там по другому её и не проложишь.  Пока сопки были не высокие, они не перекрывали обзор на мачту и огни было видно. Но попалась сопка повыше и, когда мы с неё спустились вниз, она перекрыла полностью мачту, и, соответственно, огней мы не видели, а когда обратно на нее поднялись, снова огни и увидели. Не учли мы это, когда составляли план самоволки.
   Вот так, не продуманность  сорвала наши свидания. А как хорошо всё начиналось!
     сентябрь 2015г