Весенняя проверка. Огненное солнце

Станислав Чернецкий
              Весенняя проверка. Огненное солнце.

   В ходе проверки боеготовности части, проверяется работа станции, в случае, если вороги разрушили мачту станции, эту «дуру» в 350 метров высотой. Даже если это случилось, станция должна продолжать работать. Для такого экстренного случая, предусмотрен аэростат, который поднимает необходимые элементы станции на высоту 250 метров, чтобы работа продолжалась. Конечно, это самый сложный этап проверки. Делается это не каждую проверку, но, в этот раз, всё было по полной программе.
  Видели мяч для регби?  Вот, примерно, такая форма аэростата, только размеры, где-то 50-60 метров в длину, и 15-20 метров в диаметре. Выполнен аэростат из очень тонкой, крепкой прорезининой ткани серебристого цвета. Ткань не пропускает ни воздух, ни воду. Наполняется аэростат гелием, для чего есть специальные склады у места запуска, где гелий хранится. Баллоны уже соединены в систему, для непрерывной закачки, газа в аэростат. Специальная антенная служба раскладывает аэростат, крепит к лебедке, крепит спец. оборудование, и   наполняет аэростат гелием. Аэростат поднимается на 250 метров, прикрепленный к земле тросом лебедки. Производится переключение работы станции с антенны на аэростат. Конечно, на все операции есть свои технические и временные нормативы, в которые нужно уложиться.
   Дана команда, пошла работа. Время отсекается на каждой операции. Работа идет слаженно.
    И, надо сказать, красивое зрелище. Когда воздушный шарик надувают газом и  он устремляется вверх, уже красиво. А тут представьте: серебристая громадина аэростата в лучах солнца, уплывающяя в голубое небо. Ну, это лирика.
   Всё хорошо, всё укладывается в нормы. Но, по мере подъема аэростата, натяжение троса лебедки начинает превышать допустимое, а это значит, что выше, слишком сильный ветер, хотя на земле и безветрие. Высокая парусность аэростата создает слишком сильную нагрузку на трос и крепление лебедки. Это может вызвать обрыв троса или крепления лебедки. И, значит, аэростат может оторваться и улететь. А на нем секретная аппаратура, а китайская граница, вот она, всего 30 км, и аэростат вполне может унести ветром в Китай. Остановили подъем, начали совещаться.
   Решили. Притянули лебедкой аэростат к земле, сняли оборудование, навесили грузы, чтоб не так рвался в небо, подняли на 20 метров и оставили, чтобы завтра, повторить попытку, ведь основная задача не выполнена. Сдувать аэростат накладно – слишком много гелия ушло. А погода безветренная, аэростат  торчит вертикально вверх и не колышится. Выставили, у  аэростата, пост охраны, дополнительно пост у тех. здания. И пошли проверяющие, вместе с нашим командование,  водку кушать, а как по другому?
   Весенний вечер был очень хорош. Солнце уже село, но последние лучи еще освещали природу. Безоблачное небо, безветрие и тепло. Все, кто был свободен от нарядов, были на улице, тем более, что свободное время после ужина.
   Вдруг, на месте аэростата, в небе загорается новое, ярко горящее солнце.  И, медленно опускаясь, движется в сторону здания учебки.  Зрелище просто завораживающее. Огромный, горящий ярким светом, бейсбольный мяч, медленно плывет по небу, постепенно уменьшаясь в размере и опускаясь к земле. Все стояли, раскрыв рты. Но, постепенно, пришло осознание, что весь этот горящий сгусток  гелия, с высоченной температурой горения, вполне может долететь и опуститься  на здание учебки, и хорошо, если в нем никого нет. И сделать ничего нельзя. Не долетел. Произошла яркая вспышка, как взрыв, но без звука, и всё закончилось и погасло. Сразу стало темно.
   При «разборе полетов» выяснилось следующее. Каким-то образом, отцепился от аэростата трос. Аэростат не стал подниматься, потому что были навешены грузы, обеспечивающие практически «нулевую плавучесть», т.е. аэростат находился в равновесном состоянии – не поднимался вверх, и не опускался вниз. Слабым ветром его стало относить в сторону учебки. Трос упал на землю, чем очень напугал туркмена-постового. Туркмен убежал в здание хранилища гелия.  Там находился офицер, отвечающий за аэростатную группу. Он сумел понять туркмена, забрал у него автомат и дал по аэростату очередь зажигательными патронами, как и положено, было, охраннику данного поста. В такой крайней ситуации, чтобы аэростат никуда не улетел и не достался врагам, его нужно, по инструкции сжечь, для этого и выдавались зажигательные патроны. Соответственно, аэростат загорелся, и не взорвался сразу, так как внутри небольшое давление газа. Когда сгорела оболочка, и груз упал, уже выгорело много газа. Огонь, как оболочка, держал оставшийся газ, который постепенно выгорал, пока не выгорел весь.
   Но, зрелище было просто фантастическое.
   сентябрь 2015