Блокада Крыма - 3

Василий Гапонов
Итак, продовольственная блокада плавно перерастает в полноценную.

О чем речь?

Я не могу заявить с точностью, но могу предположить, что еще в понедельник 21 сентября блокирующие предприняли попытку прервать энергоснабжение по линии электропередач в 220 киловольт, идущей из Каховки. С утра на подстанции "Титан" (на карте оранжевая точка вверху) не было электроэнергии по неизвестным причинам и благодаря закольцовке (т.е. технической возможности получать электрический ток с другой стороны) энергоснабжение поддерживалось за счет подачи оной из Джанкоя, т.е. из Запорожской АЭС.

В семь вечера все было восстановлено в спешном порядке. Так, что из дома вызывался человек после рабочего дня. Официально причины прекращения подачи электроэнергии неизвестны, но некоторые наши действующие и бывшие работники живут на украинской стороне. По их словам, провода были перебиты выстрелами недалеко от границы. Примерно километрах в 5-10, как я понял. Стреляли "правосеки", прибывшие помогать меджлисовцам.

Не могу утверждать, но судя по всему, как раз в понедельник на украинском погранпосту "Чаплынка" (на карте в самом верху темно-красная риска на золотистой линии шоссе Армянск - Чаплынка) побывал скандально известный экс-комбат Семенченко. На ролике в Ютубе (https://www.youtube.com/watch?t=271&v=6ASaCzo5bSg) можно посмотреть, как этот раненный в попу боевик, стоя в кузове джипа (видно характерное ранение еще продолжало о себе давать знать), уезжал колобродить в другие места .

В это самое время я участвовал в капитальном ремонте трансформатора 220/35 Кв и, стоя на цистерне с трансформаторным маслом, в свой домашний бинокль рассматривал этот пост примерно за полторакилометра от этой клоунады. Сразу скажу, что самого Семенченко с придурковатым Парасюком не сподобился лицезреть, а вот украинские и крымско-татарские флаги на авто видел. Еще видел, как вышка работала у электрической опоры. Огромная колонна фур напрасно дожидалась выезда. Более четко видеть происходящее я не мог, поскольку закрывали обзор деревья.

Крым снабжается электроэнергией из Украины на данный момент примерно на 70 процентов, так что обесточивание может по нам реально ударить куда больнее продуктовой блокады. Поскольку художник с меня никакой, то рука у меня неровно вела розовую линию, но читателю представление получить можно. Этим путем в глубь полуострова идут две линии по 330 киловольт (их тоже можно увидеть на ролике далеко в степи), а одна в 220 питает наш завод "Крымский Титан" и городок Армянск.

Надо сказать, что для энергобезопасности Крыма проводится большая работа. Со стороны Керчи, как передавали, поставлено уже около 600 опор для воздушных линий электропередач, чтобы подать новые мощности с прежде тупиковой ветки на весь регион. Это очень дорогостоящая и трудоемкая работа и она проводится. Первую очередь обещают пустить к концу декабря этого года, но и тогда мы будем обеспечены энергией только на 50 процентов.

Все-таки удивительно! Россия сейчас поставляет в Украину электроэнергию по внутрироссийским ценам, поскольку примерно четыре ТЭС в Украине не работают из-за отсутствия угля, а нам Киев перепродает процентов на 30 дороже и при этом все равно блокирует Крым, требуя уступок по газу!

Вчера объявили еще об одной неприятности. Со стороны железнодорожной станции Вадим (поселок Червоный Чабан на карте) вроде как "правосеки" высыпали несколько машин щебня на железнодорожный путь, ведущий с нашего завода, перекрыв, таким образом, окончательно ввоз сырья и вывоз продукции с завода. Уже во вторник были разговоры о задержании на Чонгаре (направление Джанкой-Мелитополь) фуры с содового завода (тоже завод г-на Фирташа за 18 км от Армянска на юг), едущей на украинский завод.

Около года назад, ка все могли слышать, Украина блокировала автомобильные и железные дороги для общественного транспорта, создав простым людям массу неудобств. До сих пор, автобусы подъезжают с украинской стороны только до погранпоста, а дальше пассажиры идут пехом по нейтральной полосе на русскую сторону.

Только это правило не действовало в отношении нашего завода. У него был выход непосредственно в Украину (посмотрите на карте красную линию, идущую по дамбе между двумя водохранилищами), не будучи связанным с крымской железной дорогой. Возможно тут были какие-то личные договоренности у владельца г-на Фирташа с украинской властью.

До недавнего времени продукцию спокойно вывозили целыми составами. Сколько денег зарабатывалось? Точно не знаю, но одна тонна двуокиси титана в зависимости от сорта может иметь стоимость от 1 до 4 тысяч долларов, а за сутки несколько сот тонн изготовляется.

Сначала продукцию сопровождали заводские охранники до самой станции Вадим, пока не случилось ЧП летом прошлого года. Охранникам выдавали военную форму и одна охранница, по моему 21 года от роду, в униформе прибыла на украинскую сторону. К ней пристали два бравых, но очень пьяных украинских солдата и угрожали ее пустить по кругу на 40 человек. Вроде как обошлось все благополучно, но у этой перепуганной барышни (было ведь от чего запаниковать!) был нервный стресс и вместе с ней рыдали и другие ее подруги-охранницы.

Есть ли выход из этой ситуации с железнодорожным тупиком?

Уже полтора года ведутся разговоры о строительстве обходной ветки. Я на карте указал ее тонкой синей линией. Это примерно три километра. Составы пойдут в обход Украины, а вместо станции Вадим будут расширены возможности станции в Армянске.

В советские времена завод получал сырье из Канады и Австралии, а сейчас получает из Иршанского и Вольногорского месторождений в Украине. В случае перекрытия этих путей, ильменит для производства двуокиси можно получать через крымские порты в Индии или ЮАР. Говорят, это не скажется критически на себестоимости. Есть вроде и в Алтайском крае, но более обедненная руда и пока не будет моста через Керченский пролив - это будет затруднительно.

Завод может приостановить работу в ближайшее время, хотя Аксенов пообещал поддержку заводу (все-таки 4,5 тысячи человек там работает и бюджет Крыма хорошо от него пополняется), но не сказал как именно выглядит поддержка. Без строительства новой ветки реализовать любые идеи буде весьма проблематично.




--Для информации: где заканчивается надпись "ж/д ветка чуть правее вверху желтая линии с украинской стороны с двумя жирными точками на концах - это здесь были задержаны три украинских десантника из 79-й аэромобильной бригады, шедших с арбузом и салом браться с нашими морскими пехотинцами.
--На автодороге Армянск-Ставки читатель видит другую темно-красную рисочку - это украинский пограничный пост "Каланчак", а напротив него при пересечении Турецкого Вала (светло-зеленая линия через весь перешеек) с автодорогой российский погранпост "Армянск"


==Продолжение следует...