Д-р филологии о романе Н. ТупоглУпаго о Толстом

Нестор Тупоглупай
Д-р филологии
МАРИНА  СИТНОВА

                О киноромане  Леонида Водолазова  про Л. Толстого
                "КОРОЛЬ ЛИР из ЯСНОЙ ПОЛЯНЫ"
                во 2-м № журнала "Искусство  кино"за 2011 г
     (готовящегося к экранизации на Мосфильме с Петренко и Чуриковой  в гл.
                ролях, и  с постановщиком Г. Панфиловым.
                Субсидирует картину "Фонд Культуры" М. Прохорова,
                глава Фонда И. Прохорова)
               


         Я познакомилась с  автором Леонидом Григорьевичем (далее ЛГ) случайно
на бескрайних просторах виртуального пространства. Это удивительное свойство
 нашего времени - уникальная возможность встретить и общаться, узнать
человека вне пределов расстояния и времени.
         С изумлением и радостью я открывала для себя этого удивительного
 писателя-новатора. Обнаружив в произведениях ЛГ глубину и плотность,
 сопоставимую, например, с произведениями Анчарова, я с сожалением должна
была признать, что фамилия Водолазов  (зарубежный озорной псевдоним Нестор
Тупоглупай) мне была знакома лишь по услышанному однажды интервью на
радио, в передаче Алины Селикашвили, где в  числе прочего шла речь о его не
менее  сенсационном романе "Царь Голод" (о страшном голоде в Заволжье в 21-м
 г. ), опубликованном, кажется, в журн "Москва" за 91 г.
       . На мой вопрос: где я могу прочитать  другие его произведения (из 30-ти,
созданных им   и пьес, и сценариев, шедших в разных
тетрах и на Всесоюзном радио  - в частности "Звёздные голоса" о Циолковском -в
 исп. мхатовцев, ...- писатель прислал мне их по электронной почте.
        Зная, что известность  писателя  далеко не
 всегда соответствует  его таланту и  качеству его работы, я взялась написать
этот отзыв
о его  выдающемся кино-романе про Толстого.
         Чтоб  привлечёт внимание к его работе (ибо , как ни странно: о такой
 замечательной вещи и  о таком  великом человеке  да ещё к 100-летию его
 смерти) в нашей прессе и у  толстоведов ни сказано ни  одногого слова. Отчего,
 думиаю,  наша хорошая и способная молодежь не имеет зачастую даже
 поверхностного представления о столпах русской литературы. Толстой же
является не только величайшим писателем, но и новатором идеи безусловной
любви и веры вчеловека.
          Тем более, что кинороман приурочен к важной вехе нашей памяти,
столетию смерти Толстого.

Я буду использовать выдержки из писем ЛГ ко мне, с его любезного
разрешения, так как они лучше, чем я, выражают то, что и я почувствовала,
читая его труды.

  И думаю, что Толстой был выбран как объект внимания автора не
 случайно.
             Без сомнения ЛГ является преемником толстовских идей, и не просто
 поставил их во главу своей жизни, но переживает ту же духовную трагедию
любви к людям, желание служить своему народу и  просвещать его сознание .
И встречать полное молчание в ответ. Или непонимание. Думаю, он
 не только одержим толстовскими идеями, но и не жалеет живота своего ради
 них.
Ну,я, как наверное и  большинство читателей, знаю Льва Николаевича
по его всемирно известным произведениям, но крайне мало знаю о последнем
 периоде его жизни, когда он практически отказался от литературной
деятельности в пользу общественной, когда в полной мере ощутив собственную
 способность безусловно любить людей, он осознал как тяжело они живут и
нуждаются, и  когда занялся проповедованием собственных идей, надеясь, что это
 может рано или поздно привести к гармоничному переустройству мира,
превратив его из мира порабощения одних людей другими, фарисейства и лжи
в мир всеобщей любви ,согласия и благоденствия.

          И вот цитата  из письма ЛГ ко мне:
        «О чём писал Толстой: о том, что нашей любовью мы должны превратить и
 Россию, а потом и Землю всю - в Сад -. Т.е. в Рай на Земле.
       «А   почему я стал писать именно о  Толстом.? Потому что  это всё  как бы
и про МЕНЯ.  (Про
того человека, кого я знаю лучше всего). Про все мои "тайны" и мучительные
проблемы..
       А  ведь о себе писать неудобно. И я стал писать ПРО СЕБЯ через Толстого».

       И далее о себе:
       "Меня (думал я) надо ИСТРАТИТЬ на дело просвещения, как  тот "талан",
что (по притче Христа) Хозяин  Жизни
оставил людям. И Он осудил тех, кто "зарыл свой талант в землю" (для
 сбережения якобы). а поощрил тех, кто его "пустил в дело" и УДВОИЛ, а то и
 УТРОИЛ. Как Толстой.
        И как Некрасов замечательно сказал  про это:
       "Иди - и гибни безупрёчно
     За УБЕЖДЕНЬЯ! За Любовь!
     Умрёшь недаром: Дело ПРОЧНО,
     Коль в нём твоя струится  кровь!"

         И   ЛГ-ча тоже  не обошла эта судьба: он родился в ссылке своего
правдолюбца-отца (изв. математика, выступавшего против этих сталинских
 провальных колхозов,  о чём рассказано потом ЛГ-чем в его другом
 замечательном романе"НЕДОТЁПЫ". изданном недавно  в Германии.)
       Потом рос и  учился в других ссылках отца, А писателем стал  уже в своей
 собственной ссылке в Рязани -рядом с Солженицным и как бы получив от него
 этот марафонский факел русских писателей - для несения его в Будущее.
       Где и  начался, так сказать, настоящий перелом в его жизни

     «ПЕРЕД  ВЕЛИКИМ ПЕРЕЛОМОМ»  -
 так называется и первая часть кино-романа о Толстом.
   Она предназначена показать
 процесс и причины превращения Толстого из  просто барина и помещика
 в писателя- борца за
права человека, народного просветителя.
Мы узнаем его в кругу семьи, занятого повседневными делами в Ясной
Поляне. Толстой человек готов ради жены и детей сначла просто обустраивать
свое хозяйство, хотя это
 и чуждо ему самому.

ЛГ описывает это коротко и точно:

... ВСЁ  «у с т р а и в а ю т с я»!   Ж и т ь-то когда же будут?!
 Всё не для того, чтоб жить, а чтоб «как у людей»!....

И  ЛГ, рисуя для нас Толстого в кругу семьи, занимающегося
управлением делами в Ясной Поляне, -решает как минимум две дополнительные
задачи:
Показывает глубину личности писателя, его «приземленность», способность
любить, сострадать, терпеть, бороться, не прибегая к насилию, и поднимает
 социальные вопросы государственного устройства. Не могу не процитировать:
 
            -    Спасибо.  Где же решётки для яслей?
            -    Плотников нет, Лев Николаич.
            -    Как «нет»?  -  ТРОИХ намедни взяли!
            -    Так что…- один запил,… у другого мать умерла - на похороны  ушёл.
            -    Ну. а третий?
            -    Да Вам на что плотник-то?
            -    Ну, решётки-то вот для  яслей   давно уговорились сделать!
            -    Да Вы не беспокойтесь: вот кончим бороны, тотчас и за решётки
 возьмёмся.
            -    Как  -  и БОРОНЫ не готовы?!
            -    Да ведь что прикажете с этим народом!

И далее:
            -   Не «такой народ», а такой приказчик!

И хотелось бы улыбнуться в этом месте, но отчего-то грустно…

Трудно сказать какой ассоциативный рад был тому виной, но в первый
раз читая ТОлстого, я вспомнила о двух любимых мной произведениях:
«Мастери и Маргарита» и «Альтист Данилов». Кроме своей высокой
художественности и многоплановости сюжета и идей, они отличаются
 переплетением абсолютной реальности с фантастикой-мистикой, что делает
 реальность еще более емкой, как фотографии, снятые на пленку Fuji, когда
запечатленный фрукт выглядит намного «аппетитнее»  позировавшего.
ЛГ, вроде бы рассказывая о жизни писателя (АБСОЛЮТНО
реалистично), вплетает в повествование эпизоды из его произведений. Причем
делает это так филигранно, что невозможно определить было ли это на самом
деле и послужило прототипом для романов писателя или это прием, как в
мультфильме «Вовка в тридевятом царстве», когда мальчик оказывается на
 разных страницах книги сказок и участвует в действии.

Из письма ЛГ:
Я вжился в словесную манеру ТОлстого, в построение им фразы, в его приёмы,
образы. Во
всех эпизодах  осведомлённый     человек найдёт образы из ТОлстого (Анисья - из
 его рассказа "Дьявол", семейная жизнь из его романов Кити и Левин,
 раздавленная Женщина на рельсах - из "Карениной", .. страх смерти  из его
 записи про Арзамас из его "Исповеди".. ушиб бедра - из "Смерти Ив. Ильича..."
... Да всего не перечесть. Там ВСЁ пропитано ТОЛСТЫМ. И в то же время это Я.
Вот  так непросто ТКЁТСЯ, ПЛЕТЁТСЯ художественная ткань.

В «ТОлстом» невозможно не почувствовать все вкусности
художественного языка автора. ЛГ не Пруст с многостраничным и многоцветным
 описанием куста боярышника из «В сторону Свана», но всего несколькими
 эпитетами, шикарно подобранными ассоциативными штрихами он создает такую
 легко представляемую и наполненную живым дыханием картину, что просто
 удивительно как коротки и точны, насыщены смыслом фразы. Нюанс кажется
 мне очень важным, т.к. передавать столь глубокую и многоплановую идею
 несколькими росчерками пера, при этом, не слегка обозначив контур, но
предоставив живую картинку, это я называю волшебной силой искусства.
И вот уже не гоголевская птица-тройка, а чадящий паровоз мчит Толстого
навстречу со столицей.

                …-  В О Т    К У Д А    М Ы    Е Д Е М! -
   (Покачиваясь в вагоной полутьме, говорит Толстой).- Плохо дома-то?!
   Притихший «Сергулевич» смотрит в закопчённое вагонное окно и видит
вместо росных лугов и душистых яснополянских рощ  - промазутченную землю,
забитую песком и щебнем - в потёках ржавчины, помоев и кала - всякий
непотребный мусор…
                -  Тут-ту-у! - кричит над всем этим чугунный, стукотящий на всю
округу колёсный зверь, кадя жирным, чихающим дымом…  Чёрные ромашки
чахло качаются у насыпи, чёрные столбы мелькают, как солдаты на смотру,..
чумазые, оборванные ребятишки вяло машут возле жалких, грязных изб,..
 за которыми всё чаще встают чёрно-кирпичные фабричные корпуса
 (с решётками на окнах).., известковые казармы,.. жёлтые казённые здания…
 И везде дымящие и дымящие высокие трубы. И чем ближе к Москве - тем
 дымнее.чернее, теснее…
                …-  МОСКВА, СУДАРЬ, - ОНА и ЕСТЬ МОСКВА!-

Я люблю читать и читаю много серьезной литературы, но никогда
раньше произведения в жанре пьеса или сценарий не были предметами моей
любви. Обычно читать их сложно, описания монотонны и требуют внимания и
сосредоточенности, они состоят либо из описания места действия либо из
длительных диалогов, которые чем дольше читаешь, тем сложнее следить за
смыслом и сюжетом. Поэтому получив от ЛГ «ТОлстого» с надписью в шапке
«кинороман», я поежилась, предвкушая трудные часы не чтения, а работы над
произведением. Каково же было мое удивление и удовольствие, когда я поняла,
 что стиль совсем не похож на то, что я могла представить. ЛГ, полностью и, я
подозреваю, с легкостью, вжившись в образ ТОлстого, рассказывает о нем как
художественный документалист, используя яркие диалоги и умелый монтаж
эпизодов, особый стиль записи с использованием заглавных букв для заострения
 внимания. В итоге картинка становится объемной и легкой в восприятии, как
будто роман уже снят и я смотрю его на экране. Надо заметить, что эти ловкие
манипуляции со строчными и Заглавными буквами придают произведению
дополнительную окраску, как когда-то «лесенки» Маяковского.
Позднее из письма ЛГ я с удивлением узнала по поводу этого стиля записи:

И только в США: это заметили и оценили. А у нас: как слепые и глухие -
редакторы: "выпрямляют"  мою запись, выпрямляют везде меня: мои стройные
ноги, мою поджарую фигуру, мою поступь, мою человеческую манеру, мою
Личность и Индивидуальность - под общий шаблон..
Это непонятно, т.к. даже мне, не очень осведомленному в литературоведении
человеку, абсолютно ясно, что смысл такого написания в смысловых акцентах,
 что это помогает воспринимать текст, акценты писателя.
Не стану пересказывать весь сюжет. Скажу лишь, что качественно
 прорисованный образ Толстого полностью совпал с моим внутренним
 восприятием писателя. Он не придуман, не наполнен каким-то аллегорическим
 смыслом. Он такой, какой есть: человек, нашедший свой смысл в жизни, и
 терзаемый одиночеством, любящий всех, притягивающий к себе умы и сердца
 честных людей, но живущий в среде для себя не пригодной, отдающий всего
себя, но не способный в одиночку накормить всех голодных и все же не
сдающийся. В конце первой части он просит о СМЕРТИ, не в состоянии
пережить ужас бедствия любимого его народа. Автор рисует страшную картину:

И сотрясалась от великого трясения земля,
                И молнии резали небо.
                И бились черепа,
                И катились, раскалываясь, в пену яростного потока

На самом деле, я думаю, Толстой хочет не смерти, а он вдруг ясно понял, что
 находится среди людей, которые не начинали жить и возможно никогда не
 начнут. Бедные люди потому, что вынуждены влачить жалкую жизнь,
зарабатывая проституцией, богатые потому, что тратят жизнь на обустройство,
 а не на то чтобы быть полезными миру. Страшное осознание, ибо все, что имеет
 предел во времени можно пережить, но как узнать есть ли предел человеческому
 терпению? ЛГ таким образом, показывает не только судьбу очень важной для
истории личности, но и в очень доступной форме обнажает не только проблемы
 человеческих отношений, но и ставит так и не решенный многими уже
 ушедшими поколениями вопрос: будем ли мы терпеть до смерти?
Поэтому вторая часть называется «ПЕРВАЯ ССОРА С МИРОМ».
Ситуация усугубляется по всем направлениям. Вот ТОлстой еще одет в шубу:


- ТАК НЕЛЬЗЯ  ЖИТЬ! НЕЛЬЗЯ! НЕЛЬЗЯ!  ДРУЗЬЯ МОИ! -
  стучит по столу одетый в шубу Толстой. - Как вы не понимаете? дорогие мои!
 Любезные! НЕЛЬЗЯ!! НЕЛЬЗЯ!

А вот он уже избавился от ненужного имущества:

                И РАЗДЕТЫЙ! ПЕШКОМ!  ПОШЁЛ ПО МОРОЗУ!!!

        -   Противно мне с вами, с мертвецами. Вы - мертвецы! И спасенья вам нет!

Не желая больше дышать смердящим московским воздухом, он уезжает в Ясную
 Поляну. Но механизм уже запущен, веревка все туже затягивается, оставляя все
 меньше возможности сделать вдох. В Ясной пожар: горят избы крестьян, горит
 его собственная жизнь. Еще недавно пестованные им дети, заявляют ему не о
 любви своей (за исключением Машеньки), а о претензиях на имущество. И тут у
 стиснутого со всех сторон человека, открывается второе дыхание. Он не просто
 освобождается от тяготящих его предметов обустройства в пользу обездоленных
пожаром. Отдавая любимую корову, он говорит:
      -    А вот   «лчшее»-то и надо отдать ближнему (у которого и худшего-то не
 осталось) - Забирай,  забирай, Копылова!

«Лучшее надо отдавать ближнему» - вот в чем соль толстовской идеи. Любить
 ближнего как себя и больше себя, отдавать без условий свою любовь, не ожидая
 ничего взамен, кроме удовлетворения от того, что можешь любить.

Он отдает своим детям и жене все, что они от него требуют, он готов к
одиночеству:
                ТОЛСТОЙ  СИДЕЛ СОВСЕМ ОТДЕЛЬНО,
 Как-то боком ко всем  на торце стола и отчуждённо смотрел в мокрое осеннее
окно, где на  ветке трепетал последний осенний листок, готовый вот-вот
оторваться от побега

Толстой или ЛГ, или они оба, готовы к неизбежному одиночеству. Цена
Хорошего человека часто равна одиночеству, т.к. чем выше поднимается
человек по ступенькам духовного развития, тем больше он видит и тем меньше
 тех, кто за ним успевает. В утешение тем, кто одинок сегодня, я могу лишь
 сказать, что так будет не всегда. Как поется в песне: «Ничто на Земле не
 проходит бесследно». Человек одинок лишь в короткий период своего
новаторского восхождения, потом у него появляются последователи и
приверженцы, просто люди, разделяющие его идеи или использующие их для
своего развития или для общего блага. Поэтому я очень надеюсь, что
замечательный труд ЛГ не останется без внимания.

Из письма ЛГ:
Большинство ведь равнодушно к этим проблемам:  ну. прочитали "Толстого",
понравилось, попользовались писателем и - пошли чай пить. А как дальше
 сложится судьба писателя и его сочинений - их мало волнует. Вот  поэтому:
 Пушкин убит, Лермонтов убит. Достоевский с Чернышевским - в каторгу,
 Солженицын вышвыривается из Отечества.  И мой отец вместе со мной - в
ссылки, а потом  тоже на чужбину. А ведь нам тяжело там. И одиноко. Мы ведь
 живые. И хотим жить.

И в заключении приведу выдержку из моего письма к ЛГ. Приведу его, т.к. оно
 лучше всего отражает мое отношение к автору и человеку:
Произведения ваши прекрасны искренностью,  желанием  поделиться всем, что
 накоплено, вы вплетаете свою душу, свое внутреннее богатство в образы героев .
 И все же для читательской любви этого  мало, ибо многим, долго ли коротко
 прожившим на свете, есть чем поделиться  с миром. То большее, что я вижу в
ваших произведениях и заставляет меня
 писать эти строки, т.к я думаю, это не просто дар, это длительная и  кропотливая
 работа над самим собой.  Писатель, не ищущий дешевой славы с помощью
 жвачных детективчиков, обязан  как никто понять и почувствовать в чем
 заключается промысел божий.  Простите, но не могу выразить это скромнее.
Множество людей считают себя знающими «что делать» и «есть ли жизнь на
Марсе» , что не плохо. Многие  играют в психологические игры, смотрят сериалы, лишь бы не принимать  собственных решений.
 Мне кажется, что писатель, достойный любви многих - это человек, нашедший
 бога внутри себя. Не вознесшего себя до статуса близкого к божьему, а
 помирившего бога внутри себя. Вы обращали  когда-нибудь внимание на то,
 какой глубокий, чистый, энергетически мощный  взгляд бывает у служителей
церкви, у врачей-хирургов, у высокопрофессиональных психологов, и др.
подобных людей, помогающих другим выжить в трудной ситуации? В моем
понимании  люди с таким взглядом помирили внутри себя бога. Они много знают о  человеческих страданиях, заповедях и правилах помогающих полнее  воспринимать красоту мира, они знают, что невозможно навязать никому чужую  волю, а лишь сам человек может выбрать в какую сторону ему двигаться. Их  задача лишь помочь нуждающемуся в короткой поддержке. Они принимают несовершенство обращенных на них взглядом, но внемлют им, все что они  могут это идти рядом, показывая, что есть неплохие моменты, а вовсе не  брызгают слюной в оппонента в попытке выжечь в нем крамольную мысль. Они  принимают человека несовершенным и кладут жизнь и собственное  несовершенство на то, чтобы хотя бы на микрон сделать мир прекрасней. Им тяжело, но они не знают усталости, потому что это их процесс, они внутри  него, они для него и он для них.
Вспоминаю школьные годы,
 Проходим
 Толстого. Учительница
 рассказывает о  нём, пытаясь объяснить суть его души, говорит о том,
 почему с ним все так, а не иначе. И потом долго разворачивает тему, а я не
понимаю, о
 чем она говорит.
 .
      А сегодня, прочитав  у Л.Г. "ТОлстого, я  не только
 узнаю разные подробности о творчестве и жизни писателя, я понимаю, кто такой
 Толстой. .
 И всякий настоящий русский писатель.
       И кто такой Л. Г.
   
       
 Находя среди  окружающего таких людей как  они, я каждый раз чувствую себя
счастливой и
не одинокой
Потому что если там, впереди   меня, идет хороший человек и
несет факел, - вполне возможно, что мне туда  с ним.
Или хотя бы
                В ЭТОМ  НАПРАВЛЕНИИ!.