Голубые ромашки

Борис Углицких
Голубые ромашки её судьбы

(штрихи к биографии комсомолки, спортсменки, культмассовика и просто замечательной женщины)

Растут на скалистых отрогах Северного Урала цветы, каких на равнинных лугах не встретишь - голубые ромашки. Зацепившись корешками за скудные наносы земляных островков, раскачиваются весело они на своих коротеньких стебельках под порывами хлёстких ветров, и кажется, что это высокое бездонно-голубое небо, распластавшееся над скалами,  обронило несколько капель своей сини, чтобы оживить скудное, закостенелое пространство.
Голубые ромашки долгое время были символом её жизни. Эти цветы, ценность которых для истинных туристов ничуть не ниже знаменитых эдельвейсов, всегда были непременным атрибутом туристских слётов, зародившихся при её непосредственном участии.
Ирина Борисовна Черникова оказалась в Краснотурьинске в 1951 году. Её отца, специалиста глинозёмного производства - Черникова Бориса Георгиевича, перевели с Уральского алюминиевого завода(г.Каменск-Уральский) на Богословский алюминиевый завод, поручив руководство пуска БМО-2. Привёз на новое жительство Борис Георгиевич и всё своё большое семейство: жену Марину Евгеньевну и детей - близнецов Игоря и Олега, Ирину, Вадима, Милу и Алёшу.
Вот как вспоминает это время Ирина Борисовна: "В нашем доме на ул. К.Маркса всегда были открыты двери для друзей и знакомых. Несмотря на то, что квартира была двухкомнатной, места хватало всем. Наша "знаменитая тахта" вмещала уйму друзей. Здесь собирались одноклассники всех детей и друзья-туристы. Мы весело общались, пели песни, читали стихи, пили чай". Родители поддерживали увлечения детей: в их доме было много книг, пластинок с классической музыкой. Для туристических походов было приобретено всё необходимое снаряжение. Было в семье 3 велосипеда, был хороший фотоаппарат "Зенит".
Ещё учась в школе №32, Ирина Борисовна проявила свои организаторские способности, возглавив школьный комсомольский комитет. Потом она поступила на дневное отделение Уральского политехнического института и после его окончания по распределению трудилась технологом механического цеха на Красноуральском химзаводе. Прошло уже более 50 лет, а ей, бывшему комсоргу цеха, до сих пор приходят письма от комсомольских друзей из Красноуральска.
В 1962 году прямо в рабочем кабинете умирает отец Ирины Борис Георгиевич, который в то время работал начальником ОТК-ЦЗЛ. Диагноз - инфаркт миокарда. Сказались нелёгкие годы военного лихолетья, когда на отдых практически не было времени.
Ирина Борисовна вернулась в Краснотурьинск, чтобы поддержать семью. С тех пор и до выхода на пенсию она проработала на Богословском алюминиевом заводе. Семнадцать лет она трудилась в экспериментальном цехе (инженером-конструктором, руководителем группы повышения стойкости оборудования, руководителем группы механизации погрузочно-разрузочных работ). Потом, проработав два года в отделе оборудования, она перешла в бюро технической информации завода, где с 1982 года в должности начальника бюро трудилась до выхода на пенсию.
Молодая и энергичная девушка была заметна в своей профессиональной деятельности, но особенно ярко проявился её взрывной и неугомонный характер в деятельности общественной. Практически с первых дней работы на заводе Ирина Борисовна, что называется, с головой уходит в комсомольские дела. В 1962 году - ей, как члену комитета комсомола завода, поручается возглавить культмассовый сектор. И Ирина, к тому времени уже безо всякой натяжки - профессиональный турист, - тут же обращает в свою мятежную веру весь комсомольский актив завода. Облюбовав для своих туристских слётов местечко на таежной речушке Какве под названием "Шихан",  Ирина с помощью тогдашнего секретаря горкома комсомола Ивана Прутьяна добилась от лесного отдела Совнаркома выделения его под строительство туристской базы. Шихан сразу стал таким популярным для комсомольцев местом, что они даже заседания комитета там порой проводили. Именно на Шихане (в 1965 году) прошла первая в нашем городе встреча КВН. А участниками игры были туристы БАЗа и соседи из Серова - туристы ферросплавного завода.
Тогда КВНы только входили в нашу жизнь. Изобретённая какими-то гениально-энергичными умами игра моментально охватила всю молодую часть населения нашей страны. Ирина, волей случая оказавшаяся свидетельницей одной из КВНовских встреч в областном центре, тут же стала инициатором проведения КВНов на заводе. Вот как она вспоминает об этом: "После первого в нашем городе КВНа, комитет комсомола организовал целую серию встреч между командами цехов завода. Запомнились встречи электролизного цеха  с ЦЛАИТ и глинозёмным цехом. А потом мы вызвали "на бой" сборные городов Серова и Карпинска. С ними наша сборная команда завода встречалась по два раза (на нашей и на их территории). И везде мы выиграли! В составе той команды были Виктор и Любовь Бутенко, Адик Никитин, Лев Вайсман, Саша Фикс, Людмила Луцкая, Клавдия Шевченко, Геннадий Зуб и другие". Ирина не только организовывала КВНы, она писала сценарии встреч и выступала на них в роли ведущей.
В 1964 году Ирина становится секретарём комсомола завода. "У нас был замечательный комсомольский актив, - вспоминает она, - как они были энергичны и инициативны - комсомольцы тех лет: Н. Макарова, О. Пиманкова, Л. Колесова, А. Аношкин, Р. и В. Кобызевы, В. Назарова, В. Устименко, Д. Володченко, А. Королёв, Т. Верещагина, Г. Азенко, В. Фёдоров, А. Дунаева, Н. Кузеванова, Н. Кучеров, М. Дегтярёв, И. Екимцева, А. Горн, В. Углицких, З. Лобанова, Е. Медведева, Т. Нуждова, В. Кехтер, И. Паршонок, Т. Капустина и другие. Наш комитет организовывал субботники, турпоходы, КВНы, соревнования, вечера отдыха. Руководство завода, профком и совет ДСО поддерживали все наши начинания, касающиеся организации отдыха, спорта и туризма. Нам помогли создать клуб "Романтика" в ДК БАЗа и клуб туристов "Друза", в котором я была первым президентом".
В 1966 году Ирину Борисовну комсомольцы города делегируют на ХV Всесоюзный съезд комсомола, с которого она вернулась полная новых планов и идей.
...Сегодня Ирина Борисовна на стол своей кухни ставит уже другие цветы, не голубые ромашки, а те, что выращивает в своём саду. Но это совсем не значит, что те заветные цветы мятежной юности не цветут в её душе всё тем же манящим духом светлой мечты. Она вырастила двух сыновей, которым помогла выбрать свой жизненный путь. Оба сына, получив высшее образование, теперь ищут и находят воплощение своей мечты.
А она живёт воспоминаниями, и её просьбу к судьбе можно сформулировать строчками из полюбившегося стихотворения:
"Я не держу своей любви в секрете.
Я не стыжусь душевного огня.
Мне б только знать, что где-нибудь на свете
Хоть огонёк остался от меня".