Химия

Олег Цвира
   Был у нас в школе самый непонятный и нелюбимый урок. Наверное, в каждой школе у любого класса такой есть. У нас это была химия. Так получилось, что учительница по этому предмету нам попалась очень взвинченная, если не сказать, нервная.  По любому поводу на каждом уроке она закатывала нам лекции по истории нашего происхождения, называя нас цензурно разными животными. Еще мы получили большие знания в области генетики. Такие, что в минуты пространной лекции успевали скрестить свои гены с генами одноклассниц и получить результат. От последнего все в классе заливались гоготом, не обращая внимание на истерику с учительского места. Было много ещё чего, кроме самой химии. Вывести нашу учительницу мог любой, сделав малость, например, уронив ручку на пол. И всё, урок переходил на обсуждение действий личностей. Через полгода такого обучения химия стала непонятным предметом. Мало кто в нашем классе связал свою жизнь с этой наукой в дальнейшем.

   Вот он – последний экзамен в школе. Химия. Первое, что бросилось в глаза утром, выпал снег. За рассуждением, хороший это знак или нет, прошло утреннее чаепитие. Семья Игоря в полном составе была уверена в успешной сдаче последнего экзамена, поэтому больше за столом спрашивали о перспективах поступления. А Игорю было не до этого. Вспоминались бездарно проведённые три дня подготовки к экзамену. Мало того, что химия преподавалась специфически, но и случайно подвернувшиеся билеты от соседнего класса совсем не помогли, а только расслабили. «Ладно, - думал он, - повезет или спишу. От экзамена не отвертишься.» Успокаивало, что таких как он, слабо подготовленных, большая часть класса. А он ещё комсомольский активист, что-нибудь учителя придумают, да и на четверочку натянут. Этого было бы вполне достаточно для аттестата. А в институт ему химия не нужна.
   Игорь быстро собрался, оделся и вышел из дома. На улице уже поджидали его друзья. В школу ввалились целой бандой, как будто пришли на дискотеку, а не на экзамен. Но все изменилось перед кабинетом химии. Одноклассники, разбившись на группы по интересам, повторяли вопросы. В воздухе чувствовалось общее волнение.
Но два, не связанных между собой случая, придали Игорю уверенности в успешной сдаче. Сначала его взгляд совершенно случайно задержался на Гене.  Не обладая совершенными знаниями по химии, он просто стоял в сторонке, степенно и важно. В чем секрет?  Они были в приятельских отношениях, поэтому Геннадий не стал скрывать факта наличия секретного оружия для этого экзамена. Оказалось, что его пригласили печатать штампом школы экзаменационные листки. И Геннадий незаметно успел пропечатать достаточное количество и себе. Это были не шпаргалки, мелкие записочки непонятного содержания, а уже готовые ответы на билеты.  Осталось только незаметно поменять листки на экзамене.  А потом случилось чудо. Учитель-ассистент вышла в коридор и рассказала расположение билетов на экзаменационном столе. Ура! Подарок! Девять билетов из двадцати семи Игорь знал наизусть. Появилась обоснованная уверенность сдачи экзамена на хорошую оценку.
  Влетев в кабинет вместе с Геной в первой партии, а запускали по пять человек, Игорь был уверен в себе и своих способностях. Но, как бывает в жизни, его ждало разочарование. Преподаватель по химии грозной тучей подошла к столу, где лежали билеты, и стала их перемешивать. Глаза Игоря бегали в безуспешных попытках увидеть, как двигаются нужные билеты. Легкость сдачи экзамена таяла на глазах прямо пропорционально количеству движений руки учительницы. А она упорно перемешивала и перемешивала. Сказав напутственное: «Желаю хорошей сдачи экзамена по химии!», начала сам экзамен. Игорь осмотрелся, в комиссии сидели знакомые учителя, а председателем был директор школы. Перед кем опозориться было бы стыдно, так это перед ним. А шансы на такой исход увеличивались на глазах.
   Наступила очередь Игоря тянуть билет. Полное безразличие внутри, но рука тянется неуверенно. Восемнадцатый? В голове пронеслась мысль «А читал ли я его или нет? – подумал Игорь, – читал… но не помню ни задачи, ни второго вопроса.» Игорь начал с полу понятной задачи. Изрядно напрягаясь хоть что-то вспомнить, вывел формулы и получил ответ. Мимо проходившая учительница остановилась, посмотрела на решение и сделала вид высушенной морковки. Вся сморщилась, стараясь уловить мысль в решении задачи Игорем. Она и не подозревала, что всё написанное является плодом памяти, а не логики и знаний. По поведению учительницы Игорь понял, что решение не верное. Он больше ничего вспомнить не мог, а знаний по этой теме в голове был абсолютный ноль. Игорь бросил решение задачи. Далее принялся за первый вопрос, который по сути знал, поэтому быстро написал план ответа.  В правильности он был уверен абсолютно. А второй вопрос по органической химии Игорь не знал совсем. И тут решил попросить помощи у Гены, благо он сидел сзади через парту. Именно туда надо было идти за наглядными пособиями. Игорь нарисовал на ладони цифру восемнадцать, показал назад, когда учитель и комиссия это не могли видеть. Сзади ободряюще прозвучало «Есть!». У Игоря появилась надежда на успешную сдачу экзамена. Гена зашуршал листками и, когда был готов, прошептал «Иди!».  Игорь встал и пошел к плакатам, по пути выхватил листок у Гены, но удача опять отвернулась от него. Игорь не знал, по какой теме брать плакат. Он перебрал все два раза и решил уйти без наглядного пособия, чем удивил всех сидящих в комиссии. Листок, переданный Геной, спрятал надежно – в рукав. Осталось только поменять местами. Но всё, что происходило до этого момента, сосредоточило внимание учителя и комиссии на Игоре. Он просто сидел за партой и не мог поменять листки местами. Время подготовки подходило к концу. Или это, или состояние безысходности подтолкнуло Игоря сделать роковую ошибку. Он попытался достать листок из рукава пиджака и был пойман на списывании. Во всяком случае, так думали члены комиссии, когда из-за их столика прозвучало: «Игорь, неси свою шпаргалку нам!» .
   Этого момента он боялся всю жизнь. Не так было страшно засветиться со шпаргалкой, но с листком пропечатанным штампом школы? Это была катастрофа. Подставить Гену? Сорвать экзамен? В голове проносились разные варианты ответа. Так, в кармане была шпаргалка. Надо отдать её. Рука потянулась в карман. Но голос из-за столика комиссии остановил его: «Из кармана нам не надо. Из рукава!». Это был конец. Вариантов оставалось немного. Что ещё. По пути к столику комиссии Игорь вспомнил, как месяц назад он пропечатывал листки для годовых контрольных штампом школы. В комиссии сидела учительница, которая могла подтвердить…
   Он подошел к столу и вынул из рукава листок с ответом на свой билет со штампом школы…  Комиссия в полном составе застыла в оцепенении. Один из лучших учеников класса попался на подлоге. Видимо, такую информацию комиссии распространять не хотелось, и оправдания Игоря о заготовке листов в момент подготовки к годовым контрольным были приняты. На подчерк никто не обратил внимания. Но тут стал другой вопрос. Надо было решить, что делать дальше? Тянуть Игорю второй билет, или пытаться ответить без шпаргалки на первый. В первом случае оценка снижалась автоматически на бал.
Игорь стоял перед комиссией растерянный. Его посетило полное безразличие ко всему происходящему. Самое плохое уже произошло. Что может быть хуже? Двойка за экзамен? Этого не было в школе лет пять. Поставят тройку и прощай хороший аттестат?  Да, черт с ним. Игорь потянулся за новым билетом, услышав сухой голос учителя «Оценка будет снижена на балл!». Хоть на три. Игорь потянул первый билет к себе, перевернул… девятый? Последний, который был выучен наизусть. 
   И в этот момент Игорь понял, что надо идти на риск. Отвечать без подготовки! Он повернулся к комиссии и попросился к доске. Первым из всех, кто сидел в кабинете. Всё, что было раньше надо забыть. Отвечать и точка. Игорь подошёл к доске и начал обстоятельно разбирать вопросы билета. Первый, второй, задача. Без единой запинки, как надо, как учили… Получилось.  Комиссия, сделав строгий вид, без дополнительных вопросов сразу поставила «отлично», минус балл за второй билет – «хорошо».
   Что было дальше Игорь помнил плохо - как вышел из кабинета, как стоял в коридоре, что говорил одноклассникам в первые полчаса после экзамена? Он не верил в такое стечение обстоятельств.  Сегодня силы его удачи перевесили силы невезения, немного, но этого хватило, чтобы пройдя по лезвию судьбы, остаться в списках хороших учеников школы. Случайно.