Русское поле премногоблагодарения

Борис Алексеев -Послушайте
Когда человеку предлагают достать из кармана честно заработанные деньги и зарыть их на Поле чудес, не каждый на это согласится сразу. Жалко! Кому жалко хрустящие бумажки, кому — свой труд, проданный за типографский хлам с водяными знаками. Во всяком случае, есть о чём подумать.
В волнах перестройки и пьяного парада суверенитетов «самоклонировалось из ничего» целое семейство нового человеческого материала, названное впоследствии – «русский олигархат» (некая совокупность каганатов, европейских по форме и азиатских по существу). Присвоив огромные анклавы госсобственности в период приватизации, укрепив себя юридическим беспределом в конце прошлого века, эта небольшая группа «товарищей» направила деньги во власть и стала властной реалией новой российской жизни.
 Да, Россия сегодня — это Поле чудес. Но есть у нас волшебники и более тонкого рода. Зачем пачкать руки в красноте междоусобиц, подписывая липовые миллиардные договоры? Можно просто посмотреть внимательно на человека и спросить себя: «А что он хочет?» И предложить ему ЭТО, назначив скромное вознаграждение за свой труд.
Так поступили молодые гениальные парни, создав соцсети и творческие интернет-порталы. Об одном из таких порталов я и расскажу.

Кто не писал стихи! «Графомания» — слово вовсе не обидное. Когда мы в своей основной профессии не можем вполне выразить собственное сердце, мы берёмся за перо, ведь слово — очень ёмкий элемент информационного общения между людьми. Например, я говорю или пишу слово «небо». Сколько различной художественной краски мне потребуется, если я захочу изобразить небо во всём его разнообразии? А тут всего четыре буквы — и миллениум небесных вариаций! Более того, слово — универсальный переводчик: писатель пишет«небо» —  читатель видит своё небо.

Я начал писать стихи. Вскоре узнал о поэтическом портале «Стихи.ру», где каждый пишущий гражданин может бесплатно размещать вирши любого качества (цензура только правовая). Свобода творческого общения, поэтическая география, лестные отзывы читателей — все это реально кружит голову! Головокружение от поэтической демократии испытал и я.
Спустя некоторое время, за кулисами этого грандиозного поэтического спектакля мне стала чудиться некая «тень Командора». Тень наблюдала безучастно со стороны за шалостями наивных графоманов и предлагала заигравшемуся «малышу» то стульчик, то новую игрушку, причём, за совершенно смешные деньги. «Поэтические дети» росли, множились. Для того чтобы шалить более серьезно, им приходилось отчислять «Командору» всё более серьёзные деньги, покупая его высочайшее внимание. «Командор» не обижался, деньги брал и во всем ублажал своих привередливых поэтических клиентов.
 
…ЦДЛ. Торжественный вечер, посвящённый награждению победителей литературного конкурса «Наследие». По размаху и количеству артистических украшений вечер явно презентует себя на звание Московского литературного «Оскара». Главная «фенечка» торжества состоит в присутствии на вечере Её Императорского Высочества Великой княгини Марии Владимировны. Её Высочество награждает победителей. Звучат фанфары…
В тот вечер было много хорошей музыки, много корневых русских слов. Многочисленная охрана делала свою трудную работу незаметно. И то, что порой чуть громче, чем хотелось, раздавались команды «из ушей» миловидных вертухаев, перекрывших все входы и выходы, не нарушало общего праздника русской словесности.

Однажды, оказавшись по некоей надобности в здании Союза писателей Москвы, я с грустью бродил среди обшарпанных стен и ветхих лестничных маршей старого московского дома.
«Наверное, — думал я, — так устроена диалектика жизни: большое ветшает и рушится, ему на смену приходит малое, генетически сильное. Оно тайно накапливает силы «в подземельях времени» и в «роковой час» неожиданно прорастает крепким стеблем. Когда же наступает пора цветения, мощный сочный бутон нового цветка выманивает пчёл из соседних пестиков и тычинок. Многолетние посадки прежних лет вянут в его тени. Он же тянется к солнцу и побеждает».
Я тронул рукой неопрятный фасад писательского гнезда и вопрошающе посмотрел в небо: «Неужели и в литературе господствует правило господина Дарвина?»
На ум пришла мысль: если ты не можешь изменить Это, смири гордыню и стань его частью, тогда у тебя появится вторая попытка выполнить задуманное, на этот раз изнутри.

И вот наступает день, когда «последний из могикан» некогда большого государственного дела дрожащей старческой рукой передаёт заветные скрижали молодому сильному воину. Тот с благодарностью принимает, и оба по молчаливому согласию «прощают» друг другу обиды прежних разногласий. Что ж, это нормально.
И пусть маститые литераторы отпускают проф-шуточки по поводу Стихиры и прочих интернетных самиздатов. Например, дивный русский писатель Евгений Водолазкин (читайте – не пожалеете). Даже он в статье «О сверхсмысле двух искусств» не удержался от едкой репризы:
«…писателями в современной России считает себя примерно 700 тыс. человек. Формально говоря, все 700 тыс. имеют на это право: его, в частности, дает интернет, принимающий все тексты — воспользуюсь выражением С.С. Аверинцева — с гостеприимством кладбища».
Конечно, профи прав. Но с другой стороны, как людям, очнувшимся от литературного забвения, иначе произнести первое слово? Как им, ненапечатанным, сформулировать и объяснить друг другу собственное переживание? Ведь для того и существует литература, чтобы мы научились понимать собеседника и прежде всего самих себя.
Поэтому дай-то Бог литературному порталу «Стихи.ру» всегда оставаться таким притягательно-демократичным и взрослеть в мирном сосуществовании с историей русской литературы.