Ярославские корни Ф. И. Тютчева

Людмила Коншина
Т. А. Третьякова

Становление и формирование личности поэта Ф.И.Тютчева связано с историей его семьи и рода, в нашем случае с Угличско-Мышкинским Верхневолжьем. Первым из предков поэта по прямой линии обосновался в этом регионе «московский служилый человек» Даниил Васильевич Тютчев, получив здесь дополнительные земли за Крымский поход 1687 года как придачу к своему служилому окладу, а именно земли по долинам рек Елды и Кадки средневекового Угличского уезда. Видя доходность этих земель, он расширяет здешние владения за счет сделок по обмену и купле-продаже недвижимости, в том числе приобретая поместья на соседних Мологских территориях (впоследствии там осядет мологская ветвь рода). Елоцко-Кацкое поместье перешло по наследству его сыну Ивану Даниловичу, «морского флота поручику», а затем от него по бездетности - брату Андрею Даниловичу Тютчеву, прадеду поэта.

А.Д.Тютчев выделялся необычностью судьбы и незаурядностью личности: обладал литературными способностями, бывал в плену у кавказских горцев и в турецком рабстве (за строптивость характера сидел в Семибашенном замке, откуда после долгого заключения его выкупили). По возвращении в Россию служил в военной коллегии, вышел в отставку в чине секунд-майора и обосновался на жительство в унаследованном имении. Женился дважды: 1-м браком 1 июля 1730 года на Евфимии Григорьевне Селиверстовой, дворянской девице, дочери местных помещиков из села Новобогородского Елоцкой округи Угличского уезда (через этот брак род Тютчевых приобрел Новобогородское поместье); 2-м браком в 1740 году на дворянской вдове Марии Юрьевне Лавровой. Имел детей: Николая старшего, Дмитрия, Захария, Николая младшего (дед поэта) и Анну (в замужестве Батурина).

А.Д.Тютчеву к концу жизни (ум. в 1760 году) в Угличско-Мышкинском Верхневолжье и на соседних территориях принадлежали: в Городском стане пустоши Рындинка, Овинищи, Гаврилово, Лукино (Неклюдово); в Рожаловском стане пустошь Скородумово; в Моложском-сельца Быково, Арефьево, Молково, деревни Бовыкино, Гаврильцово, Оринкино, Калистово и другие с пустошами; в Елоцком стане с.Знаменское с пустошами, полсела Новобогородского с деревнями и пустошами; в Кацком стане сельцо Мелехово с пустошами.

Андрей Данилович так разделил семейную недвижимость: дочери Анне в приданое были отданы в Городском стане пустошь Рындинка и Рожаловском стане пустошь Скородумово, в Моложском стане сельца Быково, Арефьево, деревня Гаврильцово и часть в деревне Бовыкине; братьям Дмитрию и Захарию отошли оставшиеся от приданого сестры части владений в Моложском, Рожаловском, Городском станах и часть пустошей в Кацком стане; а двум Николаям (старшему и младшему) достались Знаменское, Мелеховское и Новобогородское поместья. После смерти Николая-старшего его доля осталась в наследство братьям Дмитрию, Захарию и Николаю-младшему, который, выкупив части братьев себе, стал единовладельцем тютчевского наследства в Елоцко-Кацком поречье.

Итак, дед поэта Ф.И. Тютчева– помещик Угличско-Мышкинского Верхневолжья в его поречских владениях.

Екатерининская административно - территориальная реформа относила Елоцко-Кацкое поречье средневекового Угличского уезда к вновь образованному Мышкинскому уезду Ярославского наместничества (затем губернии). Таким образом, с конца 1770-х годов члены семейства Николая Андреевича Тютчева - младшего официально значатся мышкинскими помещиками, владетельными дворянами. К этому времени Н.А.Тютчев женат. Сочетавшись законным браком в апреле 1762 года с дворянской девицей Пелагеей Денисовной Панютиной (уже после истории с Салтычихой), он обустраивает семейный очаг не в своих родовых имениях, а в усадьбе, полученной в приданое за супругой, - в селе Овстуг на Брянщине. Именно Овстуг отнял у Ярославской земли саму возможность стать родиной великого поэта – там, получив его в наследство после смерти родителей, обосновался потом и отец Федора Ивановича. Но…Родовые мышкинские земли не остаются без внимания и хозяйской опеки: владения Тютчевых в наших краях приумножаются и ширятся.

В селе Знаменском Мышкинского уезда семейство Ф.И. Тютчева находит приют и спасение в год лихолетья 1812-й. Более того, по мнению историка Е.А.Ермолина, именно ярославское «сидение» и эвакуация из встревоженной Москвы, катаклизм жизни явились той точкой отсчета в становлении личности поэта (тогда изнеженного, избалованного, но по природе впечатлительного и разумного мальчика), которая определила алгоритм всей его последующей жизни и творчества.

Но возвратимся к семейству Тютчевых. Брак с Пелагеей Денисовной увенчался рождением семерых детей: сыновей Дмитрия, Ивана (отца поэта), Николая и дочерей Анастасии (в замужестве Надоржинская), Варвары (в замужестве Безобразова), Евдокии (в замужестве Мещерская), Надежды (в замужестве Шереметева). Каждый из них по законности рождения имел право на доли семейной недвижимости то ли в виде приданого, то ли наследуя по духовному завещанию. Николаю Андреевичу и Пелагее Денисовне было что делить между многочисленными наследниками. К 1790-м годам за Н.А.Тютчевым в Мышкинском уезде в разных волостях значилось: в Богородской волости – село Новобогородское с деревнями Курово, Кожино, Петровка в частях с другими владельцами – Долбиловыми, Заборовскими, Нелединскими-Мелецкими; в Климатинской волости – село Знаменское с деревней Мелехово; в Рождественской волости сельцо Павловское, деревня Холява, новопостроенные Тютчевыми деревни Кучино и Кузьмодемьянское, сельцо Аристово с деревнями Муханово, Маурино, Кологривцево, Малое Поповичево. В последних селениях доли принадлежали и Пелагее Денисовне (так, по сельцу Аристову с деревнями на 1796 год за ней числится 565 душ м.п. и 584 души ж.п.), после смерти супруга эти селения перешли в полное ее единовладение.

Пелагея Денисовна, женщина с характером, достаточно властная, хозяйственная и сметливая, ориентируясь по выгодности земли местной округи, прикупает здесь даже малые части пустошей (Литоньино, Ульянкино, Кулдечево, Федосово, Саково и пр.).

Дробление тютчевской недвижимости в Мышкинском уезде Ярославской области началось с выдачи дочерей в замужество. Общий раздел наследства ускорила смерть Николая Андреевича в 1797 году. Его вдова составляет духовное завещание, подписанное ею 17 декабря 1797 года и утвержденное во 2-м Департаменте Московской Палаты Гражданского Суда 16 апреля 1798 года.

Второе, дополнительное, завещание оформляется 4 апреля 1800 года и регистрируется в Брянском уездном суде 17 апреля того же года. Третье, дополнительное, завещание она составляет 16 декабря 1801 года на благоприобретенную ею недвижимость.

Духовные завещания Пелагеи Денисовны вступали в силу после ее смерти 3 декабря 1812 года. Она скончалась от чахотки в селе Знаменском и была погребена в местной церкви в родовом некрополе Эпитафия ее надмогильной плиты гласила: «В храме Знамения Божьей Матери погребено тело помещицы села Знаменского майорши Пелагеи Денисьевны Тютчевой, урожденной Панютиной, родившейся в 1739 году апреля…дня, скончавшейся в 1812 декабря 3-го дня. Жизни ей было 73 года 7 месяцев …дней. В супружестве жила с майором Николаем Андреевичем Тютчевым 35 лет, 2 месяца. Вдовствовала 15 лет, 5 месяцев, 20 дней. День ангела ее мая 4-го дня. Могила отступя аршин от левой стены за входную дверь. Мир праху твоему чадолюбивая мать».

Все, что осталось за Тютчевыми в Мышкинском уезде на момент наследования, кроме деревни Кузьмодемьянской (по завещанию отходила замужней сестре Анастасии Николаевне Надоржинской, не считая ее приданого из мышкинской недвижимости – деревни Холява, Муханово, Кучино), досталось в общее поместье в половинных долях братьям Тютчевым – Николаю Николаевичу и Ивану Николаевичу (отцу поэта).

Юридически общее владение по долям братья разделили15 декабря 1813 года с дополнительным актом от 18 июня 1814 года. Документы оформляли в Ярославском уездном суде. Оба брата введены во владение осенью 1814 года. На долю Ивана Николаевича досталось 77 душ м.п. с движимым и недвижимым имуществом и землей в селе Новобогородском, деревнях Курове и Кожине с пустошами. На долю Николая Николаевича приходилось 75 душ м.п. в селе Знаменском с господской усадьбой и деревня Мелехово с пустошами, мельница на реке Кадке под селом Знаменским, сельцо Аристово с деревнями Кологривцево, Маурино, Малое Поповичево с дачами и пустошами.

Братья Иван и Николай Тютчевы на протяжении всей жизни испытывали друг к другу самые искренние и дружеские чувства, родственную заботу и опеку. Эти взаимоотношения влияли на отношения и их близкого круга. После смерти Николая (1832) Иван (отец поэта Федора Тютчева) как мог опекал его семью и больную вдову, страдавшую душевным расстройством, несмотря на то, что душевные и физические силы уходили на поддержание материального положения своего семейства. Он был официальным опекуном несовершеннолетних детей Николая, представлял их интересы при разделе недвижимости в 1836 году. Дети Николая нередко гостили в семье Ивана, стало быть, общались с будущим поэтом.

Спустя годы, Федор Иванович в письме к матери по поводу кончины отца, умершего 23 апреля 1846 года, писал из Петербурга: «Сколько я понял, даже Полина Тютчева уехала от вас накануне». Речь шла о Пелагее Николаевне, двоюродной сестре поэта, дочери Николая Николаевича Тютчева.

Очередной этап дробления бывшей обширной тютчевской отчины происходит в 1840-1850 годы. Перераспределяются наследственные доли, распродаются родовые земли. Для Тютчевых в любом поколении при многочисленности семейств вопрос землевладения всегда оставался важным и насущным в бытовых отношениях как материальная основа благополучия и определенного сословно-социального положения. Поэтому сделки с недвижимостью (купля-продажа, залог и пр.) были для Тютчевых естественным проявлением их сословно-владельческого статуса. В эти годы в Угличско-Мышкинском Верхневолжье Тютчевы перестают быть владельцами 1/3 имения рубежа XVIII -XIX вв., а именно, уходит из рода (предположительно, продается по семейным нуждам) наследственная доля Ивана Николаевича (отца поэта) – село Новобогородское с деревнями и пустошами, к середине XIX века оказавшись в собственности дворян Соковниных и Ниловых.

Судьба сохранившихся в роду мышкинских владений, состоявших из Знаменского и Аристовского имений, находилась в руках детей Николая Николаевича Тютчева, унаследовавших доли этой недвижимости, двоюродных родственников поэта – сестры Анастасии (которой, к сожалению, передалась болезнь матери, констатируемая медиками как «циркулярное помешательство», обострявшееся с возрастом) и братьев Алексея, Николая и Сергея. С целью поддержания материального состояния семейств Тютчевы вынуждены совершать залоговые операции с унаследованными долями. Они пускают их в оборот по залогу в Сохранной Казне Императорского Воспитательного Дома Московского Опекунского Совета под денежные ссуды.

Анастасия Николаевна оформляет займ в 7350 руб. серебром 8 июля 1843 года на 37 лет под залог 105 душ м.п. ( по банковской оценке 70 руб. на душу), в том числе в сельце Аристове 52 души м.п. Алексей Николаевич Тютчев оформляет два займа (он уже отец семейства): 25 сентября 1841 года на 5320 руб. серебром под залог 76 душ м.п. в деревне Маурино и 8 июля 1843 года на 2380 руб. серебром под 34 души м.п. в деревне Кологривцеве (итого общий залог в 110 душ м.п. и 322 десятины земли при деревнях Маурине и Кологривцеве с пустошами Селино, Саково, Медведево, Гуляки. Волчки, Деревеньки, Зарубино, Шемяки, Пономарица, Бешенцы, Веригино, Ивайлово, Зернов Починок). Но 8 августа 1847 года это заложенное имение Алексей Николаевич продал потомственному дворянину штабс-ротмистру Л.В.Толбугину, оформив с позволения Императорского Воспитательного Дома Московского Опекунского Совета купчую во 2-м Департаменте Московского Гражданского Суда с переводом долга Сохранной Казне на покупщика в 7235 руб. 57 коп. серебром, которые входили в общую сумму сделки – 13000 руб.серебром. Таким образом, чистый доход А.Н.Тютчева от родовых земель составил чуть более 5000 руб. серебром.

Николай Николаевич Тютчев 14 декабря 1844 года оформляет займ на 3000 руб. серебром под залог 50 душ м.п. в деревне Кологривцеве и на 4330 руб. серебром под 66 душ м.п., из них 19 душ м.п. в деревне Алексине и за остальным числом в селе Знаменском дворовых и крестьян с землей, движимым и недвижимым имуществом. Но 8 августа 1847года, одновременно с братом Алексеем,

Николай Николаевич продал с позволения Императорского Воспитательного Дома Московского Опекунского Совета тому же Л.В.Толбугину заложенную часть деревни Кологривцева в 50 душ м.п. и 126 десятин земли, оформив купчую в том же Департаменте и суде, с переводом долга на покупщика в 2938 руб. 50 коп. серебром с процентами, которые включались в общую сумму сделки в 6000 руб. серебром. Таким образом, чистого дохода от родовой доли Н.Н.Тютчев получил 3000 руб. серебром. Оформил займ и Сергей Николаевич Тютчев в сумме более 5000 руб. серебром под залог крестьян 87 душ м.п. в деревне Мелехове с имуществом и землей (366 десятин 180 сажен).

В 1840-1850 годах между братьями Алексеем, Николаем и Сергеем (а мы помним, что это двоюродные родственники поэта) происходит смена прав собственности на наследственные доли мышкинского дедовского имения, а именно Знаменского поместья. Вероятно, Алексей Николаевич Тютчев, продавая Л.В.Толбугину свою часть наследства в деревне Кологривцеве и деревню Маурино, обговаривал с братьями перспективу продажи Знаменского поместья в свое единовладение для сохранения в роду старинного фамильного места, поскольку оба брата – и Николай, и Сергей в силу сложившихся жизненных обстоятельств не горели желанием провинциальной усадебной жизни и заботой о наследственных поместьях в Угличско-Мышкинском Верхневолжье.

19 января 1848 года Николай Николаевич Тютчев (на тот момент кандидат философии) за 7000 руб. серебром продает брату Алексею свою часть недвижимости с дворовыми и крестьянами в селе Знаменском (дворовых 6 душ м.п., крестьян 37 душ м.п.) и деревне Алексине (крестьян 19 душ м.п.). Купчая совершена во 2-м Департаменте Московской Палаты Гражданского Суда с позволения Императорского Воспитательного Дома Московского Опекунского Совета, где было заложено, как мы помним, это имение. На Алексея переводился долг в 4203 руб. 18 коп. с процентами в 22 руб.22 коп. серебром, причисленных в общую сумму сделки. 10 декабря 1851 года Сергей Николаевич Тютчев (к тому времени титулярный советник) за 9135 руб. серебром продает брату Алексею свою часть пустошей и в деревне Мелехове крестьян 87 душ м.п. с недвижимостью и землей общим количеством 366 десятин 180 сажен, как мы помним, заложенное в Московский Опекунский Совет Императорского Воспитательного Дома и с его разрешения проданное. Купчая совершена в Московской Палате Гражданского Суда через доверенного Сергея Николаевича мышкинского дворянина Петра Михайловича Чипчагова. На брата Алексея переводился долг в 5156 руб. 95 коп. серебром.

Итак, Алексей Николаевич Тютчев (двоюродный брат поэта) становился как бы хранителем старинной дедовской отчины, традиций рода и его памяти на Угличско-Мышкинской земле, формируя «малый тютчевский землевладельческий анклав» в Елоцко-Кацком поречье Мышкинского уезда. Забот у него было достаточно: на руках больные мать и сестра, которые официально числились владелицами Аристовского поместья (сельца Аристова с деревнями и пустошами), собственное многочисленное семейство - от брака с Анной Иосифовной (урож. Бобровской) имел восьмерых детей (Николай, Петр, Екатерина, Анна, Александр, Мария старшая, Мария младшая, Елена). Но при многочисленности хлопот Алексей Николаевич не стал просто помещиком, он активно участвовал в жизни местного сообщества и государственных делах, став одним из первых мышкинских земцев, организуя в уезде деятельность земства в первые годы существования этого института власти.

После отмены крепостного права по Уставным Грамотам за Тютчевыми оставались определенные десятины земли в бывших имениях и усадьба Знаменское (усадьбу в Аристове полностью ликвидировали со смертью матери в 1866 году). Впоследствии земли достались многочисленным наследникам по линии Алексея Николаевича (ум. в 1874) и его брата Сергея, которые недолго состояли владельцами, продав большинство площадей местным крестьянам. На начало XX века в Угличско-Мышкинском Верхневолжье крупное Тютчевское владение – усадьба Знаменское с угодьями. Ее владелец – сын Алексея Николаевича Александр Алексеевич Тютчев, видный земский деятель, мышкинский уездный предводитель дворянства, инициатор и организатор многих преобразований и нововведений в уезде, особенно в области здравоохранения, народного образования, библиотечного дела. Именно его заботами была сохранена и получила новый импульс развития земская публичная (Опочининская) библиотека города Мышкина, основанная правнуком фельдмаршала М.И.Кутузова – Ф.К.Опочининым.

Александр Алексеевич Тютчев приходился поэту двоюродным племянником. Память о Тютчевых сохраняется в Угличско-Мышкинском Верхневолжье до настоящего времени и в духовном, и в материальном воплощении: еще стоит в руинированном виде усадьба Знаменское с остатками парка, старым домом, храмом; функционирует в г. Мышкине Опочининская библиотека и местные исследователи активно занимаются историей рода. Наверное, это главное, что мог сделать Ф.И.Тютчев для своей прародины – определить перспективу исторического поиска и востребованности.


Две силы есть – две роковые силы,

Всю жизнь свою у них мы под рукой.

От колыбельных дней и до могилы, -

Одна есть Смерть, другая – Суд людской.

(Ф.И.Тютчев)