Букет астр

Александра Ковальски
***
- Огурцы опять подорожали, ужас просто. Даже засолку толком не успела сделать! – возмущено бормотала над моим ухом подруга. – А ты?.. Света! Ты меня слушаешь хоть иногда?
- Да… а что? Ты что-то сказала?
- Вот! И я о том же. Ты меня никогда не слушаешь! НИ-КОГ-ДА! Ну, вот на что ты смотришь опять? – продолжала недовольно ворчать Катерина. – Куда ты? Света!
Я не ответила, размеренным шагом направившись к старушке, торговавшей цветами на остановке. Катерина, продолжая недовольно бубнить, последовала за мной.
- В какую цену астры?
- Пятьдесят рублей букет, - ответила бабушка. – Бери, милая, дешевле-то не найдешь перед праздником-то. В магазинах вон по сотне продают. Тебе какие? Дочке вот поярче возьми, а если сынишке, то вот белые есть …  так какие?
- Давайте вот эти – цветные. Для девочки …
Пока я расплачивалась с продавщицей, Катерина едва сдерживала смех. А потом все же не выдержав, спросила:
- Кто ж тебя завтра на линейку-то поведет, первоклашка?
- Не переживай, сама дорогу найду. На пути к знаниям нет преград! – отшутилась я.
- Ты серьезно?
- Да. Вполне.
- Ну-ну … - не поверила мне подруга.

***
Утро первого сентября, по традиции, выдалось серым и прохладным. Накрапывал мелкий дождик. На меня, с большущим букетом астр в руках, но без сопровождения ребенка, недоуменно оглядывались в трамвае. А я не поленилась, кстати говоря, надеть сегодня белую блузку под строгий деловой костюм с юбкой карандаш и туфли на низком каблуке…
Может быть, я и могла сойти за переростка-одиннадцатиклассницу или, вероятнее всего, молодую учительницу, но смелости мне это не добавляло.  Но проиграть подруге в споре не хотелось.
Линейка шла своим ходом. Стоя, где-то в задних рядах, я с умилением смотрела на девочек – первоклассниц, с белыми пушистыми бантами в тоненьких косичках, на мальчиков, ещё вчера игравших в песочнице, а сегодня, вероятно, впервые в жизни надевших костюмчики и галстучки. Слушала, как они волнуясь и немного запинаясь, декламировали стихи, в честь праздника. А потом мой взгляд упал на  лица их родителей. Очень немногие из них улыбались, да и те улыбались как-то вымученно, натянуто. Большинство же стояло с хмурыми понурыми лицами.  И я задумалась, … не так уж это и весело – когда твой ребенок идет в первый класс. Это увеличит затраты не только моральных и физических, но, что самое пугающее, финансовых сил. А в стране, где большинство и так едва сводят концы с концами, едва ли стоит радоваться первому сентября … Особенно, если ребенок – первоклассник. Родители, чьи детки идут в школу уже ни в первый раз, хотя бы психологически готовы ко всем этим расходам на ремонт класса, покупку интерактивных досок, компьютеров и т.п., а это не считая трат на школьную форму, учебники и прочую экипировку чадушки. А вот мамам-папам первоклашек все это еще предстоит узнать …


***
Едва дождавшись окончания мероприятия, и вручив букет своей бывшей классной, я бегом рванула домой. На бегу осознавая, как же я счастлива, не только тем, что мои школьные и институтские годы остались за плечами, но и тем, что у меня нет детей, благодаря которым мне пришлось бы отказывать себе в элементарных удовольствиях, ради того, чтобы элементарно собрать чад в школу.