Мумбаи-2015, осень. 4-Я гуляю по Мумбаю

Владимир Митюк
Утро. Интернет. Утром +12, днем +23, слабый ливень. Удивляет не температура, а слабый ливень.

Но это – в Санкт-Петербурге (кстати, опять ошиблись!), а у нас, в Мумбаи, где-то около 30 с плюсом, погода располагает к прогулкам. И есть необходимость – дойти до офиса Vodafone и купить Gulf Calling Card. Это такая карта, по которой можно звонить в другие страны по весьма невысокой цене – 12 пайсов за секунду. Довольно-таки просто, и при этом сообщают остаток средств.

Почему я пошел именно в субботу? А потому, что в выходные дни в центре народу меньше, офисы закрыты. В будние же очереди. И вообще, хотелось прогуляться. Именно пешком, небольшая прогулка, километров 10. При комфортной погоде идти по вечнозеленым улицам более чем приятно.  И, действительно, приобретение ССС за 299 рупий заняло не более минуты.

Офис же Vodafone находится рядом с Churchgate – одном из двух вокзалов, находящихся в историческом центре города.  Вокзал был построен еще англичанами, теперь в том здании находится Head office of Railway. А перед ним, но за решеткой – легендарный паровозик. Поезда же отправляются с ультрасовременного здания, находящегося рядом.  В подземном переходе идет непрерывная торговля всем, что душа пожелает. При самом же входе в зал – общественный туалет, за посещение которого (кошмар для наших бизнесменов) не только с пассажиров, но и всех желающих, не берут ни копейки, т.е., пайсы.  При нынешнем курсе 1=1.  Кстати общественные туалеты – бесплатны, кое-где берут 2 (две рупии).

Первое упоминание In year 1870, Churchgate was first time mentioned as the station. The line further extended towards. В 1930 году вокзал был перестроен.

Гуляю по знакомым местам, Мумбаи – как родной город. Очень много зелени, полей для национальной игры – крикета, и всюду – торговля. На полях, конечно, нет. Вокруг сидит народ и отдыхает, пока не жарко. А вот торговля - это хорошо. Она, не мной придумано, стимулирует оборот денег и снижает инфляцию, которая в Индии тоже есть. В январе за $100 давали примерно 62 рупии, сейчас же – 66. Я же только делаю фотографии, их  - не меряно.  Продают все – ширпотреб, одежду, обувь, сумки, газеты. Наверное, это может делать каждый. И, покупая, надо торговаться. При этом в центре много цивильных магазинов, fixe price. Я торговаться, признаться, не умею, впрочем, мне особо чего и не надо.

Иду, наслаждаясь погодой (на следующей неделе обещают +37, а это уже жарко!), природой, смотрю на старые здания. Конечно, и в центре появились небоскребы, высотные здания. Но все-таки архитектура конца 19 – начала 20 века впечатляет. Потом в СССР как бы возобладала сталинская архитектура, в Мумбаи здания того времени чем-то похожи. Наверно, мировая тенденция, но с появлением новых технологий изменилась и архитектура.

Дохожу до другого вокзала, Виктории, который ныне называется  Chattrapaty Shivadji  terminus, в просторечии CST.

Вокзал был спроектирован британским архитектором Фредериком Уильямом Стивенсом. Строительство началось в мае 1878 года, и было завершено ровно через десять лет – в мае 1888. Вокзал был сразу назван «Виктория» в честь золотого юбилея королевы Виктории, празднование которого проходило в 1887 году.

Но напротив его находится, среди других зданий и учреждений – английская школа для мусульман. Занимает большую территорию, с площадками, учебными корпусами, столовыми и т.д. А дальше, на той же Walkeshir road – школа современного искусства, во дворе которой – домик Киплинга.

Вот туда я и шел. Поздоровался с охранниками и прошел беспрепятственно.  Никого. Домик также заброшен, как и несколько лет назад. Великий поэт, но - ни экскурсий, ни ремонта. А, может, только наши о нем знают, а остальные – нет? Или все равно…. И еще. Полностью исчезла колония летучих мышей. Собственно, я хотел узнать, не вернулись ли они? Нет, вытеснены вездесущими воронами и, кажется, безвозвратно! Их – пропасть! Они наглые и противные, и приходится уворачиваться, чтобы не получить не голову сюрприз. 

А Киплинг – позвольте привлечь ваше внимание… 

Киплинг, песни мертвых. Привожу фрагмент в переводе Н.Голя.

Наше море кормили мы тысячи лет
И поныне кормим собой,
Хоть любая волна давно солона
И солон морской прибой:

Кровь англичан пьёт океан
Веками - и всё не сыт.
Если жизнью надо платить за власть -
Господи, счёт покрыт!

Поднимает здесь любой прилив
Доски умерших кораблей,
Оставляет здесь любой отлив
Мертвецов на сырой земле -
Выплывают они на прибрежный песок…

Про домик Киплинга я писал и в других репортажах
 
http://www.proza.ru/2012/05/08/1626

http://www.proza.ru/2014/11/23/1927

А заинтересовавшимся – найдите Николая Голя и его переводы, и получите истинное восхищение талантами и автора, и переводчика.

Возвращаюсь в центр, по подземному переходу на вокзал, из него – на  улицу Гоа. Там построен временный храм в честь Ганеша. Подобные храмы возводятся за счет богатых жителей, а потом разбираются. Фигуры делаются из папье-маше, раскрашиваются, и получается очень здорово.  Сегодня, 26 сентября, праздник, и попасть внутрь сложно. Очередь.  Примерно на час.

Но у меня аллергия на очереди еще с советских времен, и я ограничиваюсь очередным фото.

Бог Ганеша — слон, исполняющий желания. Ганеша — это индийский бог богатства и изобилия, сын Шивы.

 Только мне непонятно, почему его изображения в конце праздника топят в море! В 2011 году мне, вместе с Ольгой Савиной, каким-то неимоверным чудом удалось увидеть, как по городу катают гигантскую статую Ганеша на быке, и даже немного прокатить!  Если есть на свете чудеса, то именно оно и было. 

Сейчас же я возвращаюсь в отель, еще полчаса пешком. И это хорошо.   

И вижу симпатичную картинку – две девушки рядом с продавцом кокосов. У кокоса отрезается верхушка, и можно пить кокосовое молоко. Через трубочку.

Репортажи по теме можно найти в моих сборниках на прозе…