Лондонские хроники. Собачий остров

Борис Готман
     Boris Gotman, Ph.D

    Когда утром с вершины Гринвичского холма  мы любовались видами британской столицы и её пригородов,  обратили внимание  на группу высотных зданий,  расположенных  где-то  между нами и уже  знакомыми  силуэтами Лондона.

    Эту панораму  видно на моём снимке  вверху коллажа.

    Мы ещё не знали, что наша гид Анна Горен приготовила очередной сюрприз и именно район этих высоток будет следующим этапом нашей экскурсии.

    Когда  начали спускаться  по дороге, приведшей нас до этого  в  Гринвичскую обсерваторию на вершине холма,  Анна, указав на эти высотки, сказала, что расположены они на Собачьем острове.

    Пока мы  спускались с холма, а потом ехали в новом виде метро -  метро без машиниста  (http://www.proza.ru/2015/09/01/1375), Анна коротко рассказала,  что предстоит нам сейчас увидеть.

    Собачий остров, или Остров  Собак,  или Айл-оф-Догс (англ. Isle of Dogs) ,  как называют его англичане,— это  район Ист-Энда, где недавно построен  Кэнэри-Уорф, быстро ставший одним  из крупнейших современных деловых центров Европы.

    В прошлом  там располагались  верфи и  доки  бывшего Лондонского порта,  поэтому  район  известен под названием  Доклендс  (на самом деле, Доклендс, начинающийся от Тауэрского моста,  включает не только Собачий остров, но и территорию бывших доков на противоположном  правом берегу Темзы).

    На снимке из интернета, сделанном с самолёта над Гринвичем  и  помещённом  под  моей  панорамой  Кэнэри-Уорф,   хорошо видно, что  на самом деле это не остров, а полуостров,  окруженный  с трёх сторон – с востока, юга и запада Темзой.

    Кстати, из Гринвича на Собачий остров ведёт подводный пешеходный тоннель, вход в который расположен почти вплотную к клиперу  "Катти Сарк", о котором читатель уже  знает по миниатюре  "Она была в рубашке тонкой".

    Есть несколько версий происхождения названия Собачий остров.

    По  одной из них, потому  что  в  XVI веке там находились  псарни короля Генриха VIII.

    По другой, потому что его форма напоминает высунутый собачий язык.

    По версии Анны,  для строительства доков в Лондон пригласили голландцев, считавшихся тогда признанными специалистами в этой области.  Прямоугольные челюсти скандинавов произносили  вместо "док" тяжелое  "догг",  что и повлияло на название.

    Заинтересованный  читатель может узнать в интернете много интересного из истории  лондонского порта  и  лондонских доков.
   
    Здесь же ограничусь сухой фразой, что с появлением контейнерных перевозок и огромных контейнеровозов, которые лондонский порт уже не мог принимать, жизнь на его территории как бы остановилась, оставив практически всё на ней построенное и почти всех там работавших без будущего.

    Как Маргарет Тетчер удалось вдохнуть новую жизнь в это, казалось бы,   гиблое  место - тема для совсем другого рассказа…

    А пока наш поезд без машиниста  домчал нас до станции "Heron Quays", что-то вроде "Причалы цапли" в переводе. Возможно потому, что под эстакадой нашего поезда на стенке дока стоят, как цапли,  два бывших портовых крана – взгляните на мой нижний снимок слева.

    Уже с перрона видны фешенебельные  здания Кэнэри-Уорф. Кроме нас, туристов  здесь больше нет – место пока для туриндустрии незнакомое.

    Вот, например,  второе по высоте   здание Великобритании  One Canada Square  высотой 235 метров. До строительства новейшего небоскрёба The Shard  оно было самым высоким в стране.

    В СМИ иногда можно прочесть, что  этот британский Кэнэри-Уорф  напоминает французский Дефанс.
 
    На мой взгляд, кроме формального различия, состоящего в том, что  Кэнэри-Уорф является районом Лондона,  а Дефанс официально числится лишь пригородом Парижа, имеется огромное отличие в концепции развития этих столиц и сохранения их старинного архитектурно-исторического наследия.

    В черте Парижа строительство высотных зданий запрещено законом, чтобы не нарушать его так называемую "небесную линию". Единственным исключением является 210-ти метровая башня  Монпарнас,  споры  о правомерности строительства которой не утихают по сей день.
 
    В Лондоне бережно и умело сочетают новые модерновые высотки с памятниками старинной архитектуры, и смотрится этот симбиоз просто изумительно!

    Но вернёмся на Собачий остров. Мы приехали во время обеденного перерыва работников нового Сити.

    Анна провела нас по их излюбленным для отдыха местам – паркам,  защищающим от солнца густыми кронами платанов и каштанов с текущими там рукотворными ручьями с водопадами и фонтанами.

    На газонах, скамьях, на невысоких стенах, выстроенных в стиле кантри  вдоль ручьёв,  расположились сотни белых и синих воротничков  со своими  подносами,  кульками  и  свёртками.
 
    Еда покупается по дороге на пленер в многочисленных кафе и ресторанах,  расположившихся в переходах под дворцами офисов, чтобы не нужно было обходить вокруг огромных зданий  и терять дорогое время.   

    На моём снимке видно, что, несмотря на "обеденный час пик",  в кафе не так много людей.

    У этого нового Сити есть ещё одно бесспорное преимущество перед старым  - рядом строится жильё практически на любой – работающий – карман.  Строятся и школы, и другие общественные здания.

    Цены на жилую недвижимость за последние несколько лет поднялись почти на 30%. Рост цен в таких же размерах ожидается и в ближайшие годы.

    Жаль уходить из этих волшебных садов…

    Это потому что мы пока  не знаем,  какой сюрприз  нам приготовила  неутомимая Анна   в  бывших Доках Святой Катерины, расположенных  на границе Докленда  рядом с Тауэрским мостом…