Не только про пуговицу

Иракли Ходжашвили
Не  только  про  пуговицу.
                24.09.2015 г.
Сегодня  на  улице  я  чуть  не  наступил  на   пуговицу.
Подумаешь! По  теперешнешнему  состоянию  улиц  могло быть и  хуже. Но  что-то  остановило  меня, я  поднял  ее  и  понял -  это была  не  просто  «пуговица»,а  Большая  Пуговица. И не  просто Большая, но  еше и  Высокая! И  не  просто  Большая  и  Высокая, а   еще  и  со  «Скосом»!
Короче  говоря, -  мечта  всех  мальчишек, увлеченных  «пуговичным  футболом», которому  меня  научил  Зура, тогдашний  новый  сосед  по  нашему  двору  в  Тбилиси. Дело  в  том, что  именно  такие  пуговицы  и  были  лучшими  «вратарями»!  Кроме  того, что  она  по  ширине  занимает  больше  места в  воротах  и  через  нее  труднее  перекинуть  маленькую  пуговку- «мячик», можно  еще   пуговицей- «нажималкой»  так  нажать  на  нее  с одного  края, что  другой  приподнимется   и  не  отобъет,  а  «поймает»  мяч, «наступив»  на  него  частично, или  даже  полностью  накрыв  его!
По-моему, я  провел  такую  «ревизию»  тогда в  бабушкином  «рабочем  ящичке», где  хранились  иголки, нитки  и  пр., что  там  не  осталось  ни  одной  стоящей  пуговицы,  подходяшей  по  форме  и  размеру  для игры.
Пострадали  и  запасы  у  родственников, т.к.  у  нас  были  полные «составы»   всех команд-претендентов  на победу в чемпионате. 
     Некоторые  пуговицы  мы  шлифовали  на  асфальте тротуара  у  въезда  во  двор. Всем  пуговицам  наклеивали  номер, давали   собственные  имена,  а  «команды»   хранились  в  отдельных   коробках.
Я  помню  особенную  пуговицу  № 11  - «Михаила  Месхи», которой  можно  было  так  ударить  по  «мячу», что  он  не  скользил  по  столу, а  летел  по  воздуху  и  мог   перелететь  «игрока»  противника.
Высший  класс  был, когда   летящий  «мяч»  ударялся  о  более  высокого  «Заура  Калоева», №9,  и  от  него  рикошетом  влетал   в  ворота!
Переехав  в  Туапсе, я, конечно, взял  коробки   с  собой.  Уже  через  короткое  время  у матерей  и  бабушек  всех  мальчишек  нашего  двора  начали  пропадать  пуговицы.  Один   из  соседей   сделал  нам  на   работе  хорошее  гладкое  «поле»  и  теперь  можно  было  играть  не  на  домашнем столе, а  во дворе, что, согласитесь, удобнее  для  всех.
Двор  у  нас  был  большой,  с  трех  сторон  окруженный  домами, а  с  четвертой -  одноэтажной  постройкой  сараев  под  общей  плоской  крышей, с  которой  было  удобно  залезать  на  деревья. Дома  были  ведомственные-   судоремонтного  завода, морского  порта, и  они  постарались -  в  центре  двора  была  большая  прямоугольная  песочница  с  качелью- лодочкой, вокруг -  клумбы, две  беседки,  столы,  за  которыми  по  вечерам  мужчины «забивали»  «морского  козла», (тогда  игра  в  «телефон»  была  еще  не  так  распространена). А «морской» - это  вам  не  то, что  «простой  козел»!
В  нем  столько  тонкостей!  (Я с  ними  подробно  ознакомлюсь  года  через  два, попав  в  больницу. Там  были  такие  асы  игры  и  я  прошел  за  месяц  такую  школу, что  меня  в  партнеры  брал  сам «Каперанг», хотя  это  было  не  морское, а  доминошное  его  звание. Я, начав  с  «юнги», выписался  лейтенантом,  а  это  не  хухры-мухры!  К сожалению, потом  у меня  не  было  такой  практики  с  «профессионалами», а  то, говорят, мог  далеко  пойти.) 
В  песочнице  мы  устраивали  соревнование - кто, сильно раскачавшись,   дальше  выпрыгнет  из  лодочки. Дыхание  просто  захватывало, когда, ты, достигнув  «точки  отрыва»,  отпускаешь  руки  и, оттолкнувшись, ЛЕТИШЬ! Конечно,это  было  довольно  рискованное  занятие, поэтому  маленьким  мы    не  разрешали  прыгать. А  потом  и  сами  перестали.  Правда,  только  после того, как  одна  из  девочек  как-то  неудачно  упала  и  ее  зацепило  так, что  сорвало  нос -  он  повис  на  лоскутке  кожи!
 Хорошо, что  рядом, на  другой  стороне  улицы, была  папина  больница  и  ему  удалось  аккуратно  пришить  нос  на  место.
Еще  во  дворе  нам  поставили  настояший  теннисный  стол  и  мы  целыми  днями  играли  «на  вышибалку». А  это  значит, что  если  ты  хочешь  играть, то  надо  выигрывать, а  то  перейдешь  в  самый  хвост очереди  и  неизвестно  когда  еще  тебя  подпустят  к   столу, потому  что   и  из  других  дворов  приходили  поиграть  игроки  еще  и  постарше  нас.
Да  и  среди  взрослых  соседей  были  любители  «постучать  в  пинг-понг».
Вот  в  таких  жестких  (а  иногда - и  жестоких, когда  появлялись чужие  пацаны)  условиях  и  приходилось  бороться  за  «место  под  солнцем». Дело  осложнялось  еще и  тем, что  из-за  малого   роста я  не  мог дотянуться  до  «околосеточной»  зоны, поэтому, ребята  старались  воспользоваться  моей  «ахиллесовой  пятой».  Надо  было  что-то  противопоставить  им, поэтому  я  научился  делать  разные  подачи, меняя  их  направление, скорость, пытаясь подкручивать  теми  ракетками, которые  тогда  были.
 («Сэндвичи»  с  каучуковой  прокладкой  появятся  позже  и  еще  долго  будут  предметом  мечты. Я  помню, как  некоторые  умельцы  делали  такие  ракетки  с  плоскими  резинами, снятыми   с  каких-то  приборов.)
Научился  даже  играть, держа  ракетку «пером» - так   удобнее  было  бить  мячи  справа, а  неудобные  высокие  мячи  слева  умудрялся  отбивать  внутренней  стороной  ракетки, что для  соперника  было  неожиданностью.
(Я  и  сейчас, когда  вижу  играющих  в  парке, или  на  площадках, прошу  немного  поиграть  с  ними.Надо видеть  их  удивление,когда, отложив  палку, я  начинаю «крутить», гонять  их  из  угла  в  угол  и  бить  «пером»!)
Играли  мы и  еще  в  «банки», как  окрестили  игру, которую  я  тоже завез  из  Тбилиси. Суть  ее, не  вдаваясь  в  подробности, состояла  в  том, что  надо 
было  камнем-битой, брошенным с 10-15  шагов, выбить  из  круга  жестяную банку из-под  консервов,  и,  пока  водящий  устанавливал  ее  на  место,   пробежать  к  своему  камню и  наступить  на  него  так, чтобы  водящий  не  успел  тебя «заножить»-   коснуться  своей  стопой  твоей. Потом, с  такими  же  предосторожностями,  надо  было  вернуться  «домой».
       Представляете, какой  грохот  стоял  во  дворе!
      Особенно  ценились  большие   банки  из-под  появившихся  в  продаже  болгарских  конфитюров.(Таких  вкусных, как  те  клубничный  и  сливовый, я 
  больше  не  ел!)
       Помню, что  в  Тбилиси  было  проблемой  найти  достаточно  массивный  плоский  и  твердый   камень,  чтобы  он  мог  хорошо  скользить  по  асфальту,  или  ровной  земле  и  не раскалывался,  когда  мы    бросали 
  его  «навесом». Поэтому  всегда  привозил  их  с  моря  для  себя  и  друзей. «Контрабандой», естественно!

А  еще, кроме  привычных  «казаков-разбойников», пряток  и  футбола...
       Кстати, о  футболе. Однажды  летом  устроили  соревнование  дворовых  и 
  уличных  команд. Игры  проходили  на настоящем  футбольном  поле   стадиона 
  «Водник». Нам  даже  выдали  майки  и  гетры.   Обувь, конечно, была своя. У 
  меня  в то  время  не  было  подходящего ничего (кеды  появились  гораздо  позже, а  портить  единственные  «зимние»  туфли  и  в  голову  не  могло  придти), поэтому  играл  в  совершенно  нефутбольных  плетеных   сандалиях.
 
...играли  и  в  волейбол, и  в  баскетбол. Особенно, в  школе.
Конечно, я не  мог «вколотить»  сверху  мяч  в  прыжке, или установить  блок  у  сетки, но  зато в  волейболе  неплохо  подавал, принимал  и  разыгрывал  мяч, а  в  баскете  я  хорошо  бросал  со  средней  дистанции, (на  дальние  броски  не  хватало  силёнок), мог  передать  неожиданный  пас  низом, особенно, с отскоком  от пола, быстро  убежать  «в  отрыв»  и  забить.
А сколько  «персональных»  зарабатывали  на  мне  «большие»  игроки, когда  спотыкались  об  меня, сталкивались  со  мной, или  пытались  выбить   мяч, в  который  я  вцеплялся  мёртвой  хваткой!  Можно  сказать, я  был  их  своебразным «вышибалой»,  эдаким  «киллером», но  тогда  так  не  говорили. 
В те  же  годы, роясь  в  книгах  с  разрешения  библиотекаря, я  набрел  на  стеллаж  с  шахматно-шашечной  литературой  и  «заболел»  шахматами. Ксероксов  тогда  не  было  и  в  доме  появились  толстые  тетради, куда  я  стал  заносить  записи  и  диаграммы  из  книг. Сейчас  у  меня  скачана  целая  библиотека  книг  и  видеоуроков, но  иногда  в  памяти  всплывает  та  или  иная  страница  одной  из  тех  тетрадей.
Или   вратарь «Серго  Котрикадзе», которого  напомнила  эта  пуговица