Монифа

Жанна Арефьева
 Ну вот попробуйте сразу исправить меня, мол, неправильное это имя - Монифа, есть Манефа. А нетушки! Вы просто не в курсе.
 Мне в "добрые руки" навязали странное животное - ахатину. Знаете кто это? Улитка африканская. Довольно крупная и тяжёленькая. Предыдущим хозяевам её подарили. Вообще важно, даря некое живое существо, советоваться с тем, кому этот презент предназначен. Возможно, что советовались. Только девочке 18 лет, она и согласилась. Родители пришли в ужас - сопливая улитка не вызывала у них положительных эмоций, только гадливость и брезгливость. Первое время Янка радовалась - кормила, убирала, а самое важное - купала в воде зверюгу. Поселили её в пластиковый контейнер в виде ведра с дырками в крышке. Вот вы хотели бы провести свою жизнь в непрозрачном ведре?
  Живут ахатины лет десять, если повезёт. Ей было скучно и грустно, а ещё как-то муторно. Ползала по безуглой своей каморке, пыталась выглядывать в дырочки, высовывая наружу антенну с глазом. А потом она Янке надоела. Девочка молодая, своя жизнь, интересы, а безмолвная улитка ничем не напоминала о себе. Разве что контейнер попадался на глаза. Надо бы... А! Потом! Так и шла слизнячья жизнь. Хорошо, если Янкина мама сжалится и кинет ей кусочек свёколки или капусты.
 Меня долго уговаривали взять улитку, упрашивали. Я отбрыкивалась - у меня перенаселение. Куда я её приткну? Предлагала, чтобы отдали в семью с ребёнком, лучше всего ответственным. Но нет.
 В январе её принесли. На работу. В том самом ведре.
 Я приоткрыла контейнер и тут же захлопнула крышку. Изнутри несло, как из застоявшегося помойного ведра. На дне валялись накрошенные морковка, капуста и свёкла. Меня почти рвало, я боролась и вышла победительницей. Прямо на работе выбросила всё содержимое, долго мыла домик улитки под краном, а к вечеру спустилась в зоомагазин и купила маленький террариум.
 Улитка приехала домой в моём кармане, завёрнутая в целофановый пакет. Стоял мороз, поэтому пакет был помещён в варежку и для надёжности я ещё и руку держала в кармане. Обошлось без обморожений.
 Дома  поставила улиточный террариум рядом с аквариумом. Стеклянные дома соседствуют по сей день. Улитка приняла душ, познакомилась с Музой и Фрисой и была уложена в террариум. Я насыпала ей ложечку сухого геркулеса и предложила кусочек яблока.
 Она полежала на боку, потом из светло-рыжего панциря показалось бурое блестящее тельце, из которого неожиданно проклюнулись две длинных антеннки-глаза! У неё есть глаза! Ну как же можно было держать глазастое животное в непрозрачной ёмкости?
 Полежав и оглядевшись, ребёнок повозился и вдруг перевернувшись, встал на подошву и пополз. Новое жилище нужно было обследовать! Она не переставая ползала весь вечер и, наверное, ночь. Поела овсянку, полизала яблоко. Всё было новым и интересным.
 Вы не догадываетесь даже, что улитка тоже может быть любопытной, ей интересно всё новое, она готова общаться, лизать вам руки, ползать по столу, взбираться выше и выше. Она с удовольствием разглядывала собачий нос, готовая переползти на него с моей ладони, чтобы продолжить знакомство поближе. Фриске поняла, что её это не привлекает и отошла. Опять хозяйка дурит - тащит в дом всякую нечисть, ни побегать с ней, ни  поиграть. Муза понюхала приобретение издалека и тоже изобразила негостеприимное равнодушие. Ну зато не съедят, если я где-нибудь забуду эту ползучку.
 Днём мне пришло в голову дать улитке имя. Это была совсем не простая задача. Вот как бы вы поступили на моём месте? Выбрали бы первое попавшееся? Назвали бы Соплёй, как мне подумалось вначале, но, ведь это обидно, пусть даже слизняк и не понимает отвратительность клички.
 И снова я решила обозначить для зверюги пол, хоть она и гермафродит по природе своей. Раз у нас дома бабье царство, то не стоит менять своих привычек. К тому же слово "улитка" женского рода. А ещё животина-то она африканская! Пошла простым путём - загуглила "африканские женские имена". Вы не представляете себе - сколько их там! Огромный список самых разнообразных имён и их значений. Вооружившись листком и ручкой я приготовилась выбирать. Просмотрела полностью весь перечень. Разные попадались имена - длинные и короткие, смешные и строгие, а уж значения! Некоторые даже обескураживали, удивляя своей щепетильностью и важностью.
 И тут я наткнулась на Монифу, это имя означает подарок, а мне-то её как раз подарили! И ещё был один подарок - Чипо. Но Монифа как-то уже легла мне в душу. То что надо, поняла я и оставила это имя за своей новой питомицей.
 Вечером в террариуме были обнаружены яйца! Она ещё и несушка. Но это добро я через пару дней выбросила, во-перых, нужен был второй улит, который бы их оплодотворил, а во-вторых - куда мне столько подарков?!
 Так Монифа стала жить у меня дома.
 Я сразу поняла, что такую животину не стоит заводить ребёнку, потому что она примитивна в своём развитии, это не хомячок и не попугайчик. Она всегда будет одинакова, как год назад, так и через пять лет. О ней легко забыть, ну и уморить можно запросто.
 Монифа любит, когда я достаю её из стеклянного дома, сажаю в мойку и включаю воду. Она высовывается из раковины на максимальную длину, чтобы тело напиталось водой. Оно радужно блестит и меняет цвет от белого до тёмно-коричневого. Улитка то прислоняется к струе воды, то, напившись, отклоняется назад, как человек, испытывающий жажду. Насытившись, начинает ползать по мойке, может сбежать и отправиться на исследование ящика.
 Иногда после купания я отношу её в большой горшок с фикусом Бенджамина. Когда Монифа впервые очутилась на этом дереве, мне показалось, что она обалдела от счастья и удивления. Мир оказался окрашен в разные цвета, а ещё есть солнечный свет! Она повисла на ветке, наслаждаясь новым и неизведанным. А если посадить её не на ветку, а сразу на землю, Моня начинает зарываться вглубь. Это так ахатины днюют. Они ночные животные и день в природе проводят, зарывшись в песок или землю.
 За полтора года Монечка подросла. Из небольшой улиточки она выросла в увесистую улиту, размером почти в горсть ладони и имеет весу аж 200 граммов.Обычно у неё хороший аппетит, но она не повторяется - привередничает. Никогда не ест вчерашнее на следующий день. А что такое - вчера морковка и сегодня? Нет уж! Хочу огурец! И только недавно выяснилось, что еда с которой Мониту согласна ежедневно, это обыкновенный кабачок! А ещё листья сеткреазии. Ну очень вкусно и сочно!
 Иногда Моня развлекается. Она вползает на самый верх террариума, прикрепляется к крышке и свисает оттуда длинной тяжёлой каплей. Висит, блестит, плюётся от удовольствия на дно сопливой жидкостью. Может провести в таком положении несколько часов, а потом с грохотом свалиться на стеклянное дно, перепугав домочадцев. Собака взлаивает, кошки срываются с места и все мы бежим в кухню глядеть, что там упало! Ночью это особенно приятно.
 Иногда Зайцева забирается на стол и таращится сразу в два телевизора - аквариум и террариум. И никаких тебе Анимал плэнет не нужно. У нас всё своё собственное!
 Случается у улитки и хандра. Она прячется в раковину, смыкается вся и невозможно никак заставить бедолагу посмотреть на нас всех, таких любящих и замечательных. Не помогает ни купание, ни фитотерапия в горшке с Беджамином. А что делать - нет настроения, у вас же тоже случается такое?
 В Англии ахатины под запретом, и штраф можно отхватить, коль заведёшь такого зверопотама, потому как это самый натуральный вредитель. Съест семейка таких вот слизняков ваш урожай, за который вы боролись всё лето, пожалуй и вы их разлюбите.
 Поэтому пусть моя Монифа Африканская живёт себе в тепле и сытости в стеклянном террариуме и обозревает маленький мир сквозь стеклянные его стенки, а я буду за ней ухаживать и кормить кабачком и одуванчиковыми листьями.


****Фото автора.