Три царства медное, серебряное, золотое

Михаил Супонин
                М.Супонин

                ТРИ  ЦАРСТВА:  МЕДНОЕ,  СЕРЕБРЯНОЕ,  ЗОЛОТОЕ.
                по мотивам русской народной сказки
                пьеса для детей младшего школьного возраста в 2-х действиях
               
               

                ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
                Иван-царевич
                Варвара-царевна
                Царь-батюшка – отец  Ивана-царевича
                Царица-матушка – мать Ивана-царевича
                Царь-девица Медного царства
                Царь-девица Серебряного царства
                Царь-девица Золотого царства
                Кощей Бессмертный
                Слуги, стража
   
                КАРТИНА 1

                (Перед занавесом. Слышим музыку, пение птиц.)

Голос ведущего:  Царский сад… Куда ни глянь ; невиданной красоты деревья стоят, в ветвях  удивительные

птицы порхают, проворные белки повсюду скачут, кругом  клумбы с чудесными цветами, по песчаным дорожкам

гуляют павлины, в прозрачном пруду плывут лебеди, сонно шевелят плавниками золотые рыбки… 

                (Занавес открывается. В беседке сидят Иван-царевич и Варвара-царевна.
                Варвара-Царевна что-то вышивает.)

Иван-царевич. Ты как будто грустная сегодня, Варенька? Отчего?

Варвара-царевна. Так… Сон плохой видела.

Иван-царевич. Какой?

Варвара-царевна. Будто идем мы с тобой по дорожке в саду, как вдруг всё потемнело, изо дня ночь сделалась,
 
и ты пропал куда-то, я зову, ищу тебя, а тебя нигде нету… Ночь – к тяжким испытаниям…

Иван-царевич. Ну что ты, милая! Нельзя верить снам. Развеселись, душа моя! Лучше скажи, что ты вышиваешь?

Варвара-царевна. Платочек тебе, Ванюша, волшебный.

Иван-царевич. Так уж и волшебный?

Варвара-царевна. Ты ведь у нас охотник. Доведется тебе повредиться нечаянно, царапина малая случится или

рана глубокая – приложишь платочек, всё и залечится.

Иван-царевич. Да ты, никак, в шитьё травы вплетаешь?

Варвара-царевна. Целебные. Потому он и волшебный.

Иван-царевич. Ах, какая красота! По краям цветы, а посередине сердечко алое! Дай полюбоваться!

Варвара-царевна. Подожди, один стежок остался.

Иван-царевич. Любишь ли ты меня, Варенька?

Варвара-царевна. Всей душой, милый мой Ванюша!

Иван-царевич. И я тебя люблю больше жизни! Варя… Пойдешь за меня замуж?

Варвара-царевна. С радостью, мой милый! Только вот кажется мне…

Иван-царевич. Что?

                (Варя молчит.)

Иван-царевич. Не молчи, говори – что на сердце лежит?

Варвара-царевна. Не ровня мы с тобой.

Иван-царевич. Как не ровня? Что говоришь такое? Я царевич, а ты царевна из соседнего царства-государства!

Куда больше-то?

Варвара-царевна. Так-то оно так, да только…

Иван-царевич. Что – только?

Варвара-царевна. Ваше царство большое и сильное. А наше, сам знаешь, маленькое и небогатое. Не согласятся

твои отец с матерью на нашу свадьбу.

Иван-царевич. Как это не согласятся, раз я тебя люблю? Согласятся!

Варвара-царевна. Ой, кто-то идёт сюда! Твой Царь-батюшка и Царица-матушка!

Иван-царевич. Родители! Не сидится им на месте!

Варвара-царевна. Лучше я уйду!

Иван-царевич. Не уходи, Варя! Стань за куст, я их быстренько спроважу.

                (Варвара-царевна укрывается за большим розовым кустом.
                Иван-царевич берет лук со стрелой.
                Выходят Царь и Царица.)

Царь. Что делаешь, сын, чем занимаешься?

Иван-царевич. Да вот, батюшка, глаз навостряю, мечу в яблочки.

Царь. Гм… Глаз он вострит, в яблочки постреливает…

Иван-царевич. Шли бы вы, папа с мамой, во дворец, не мешали мне упражняться.

Царь. (гневно) Ты дитя малое ; по воробьям стрелять?!!!

Иван-царевич. По каким воробьям?!  По яблочкам!!!

Царица. Не спорьте, родные…

Царь. Упражняется он! Яблочки ему! Жениться тебе надо, Иван-царевич! И не возражай!

Иван-царевич. Чего возражать ; я не против.

                (Пауза.)

Царь. Ты серьезно?  Все время ведь упрямился.

Иван-царевич. А теперь согласный.

Царица. Правда, что ли, сынок?

Иван-царевич. Честное слово.

Царь. Очень хорошо! Разошлю-ка я искусных художников по белу свету – пусть портреты принцесс да царевен

нарисуют, а ты выберешь.

Иван-царевич. Не надо никого рассылать. Я уже выбрал.

Царь, Царица. Кого?!

Иван-царевич. Варю.

Царь. Какую еще Варю?

Иван-царевич. Какую, какую… Варвару-царевну.

Царица. Не из соседнего ли царства?

Иван-царевич. Ну да.

Царь. Ты в своём уме, Иван-царевич? Голова-то у тебя на месте?

Иван-царевич. (с вызовом) А что такое, батюшка? Она царевна, красивая, разумная, рукодельница к тому же.

Царь. Рукодельница! Не ровня она нам! (кричит) Не будет моего согласия!

Царица. Тише, Царь-батюшка, не волнуйся ты так!

Иван-царевич. Это отчего же она нам не ровня?

Царь. Оттого! У нас царство-государство богатое, а у них захудалое! Наш дворец белокаменный, а у них из

бревен, чуть ли не изба! У нас на границах с другими царствами войска стоят, а с ними – вон, смешно даже!

– калитка садовая!

Иван-царевич. Потому что они мирные.

Царица. И порядок у них, трудолюбие.

Царь.  И ты, матушка, туда же! У них вместо царского сада огород на задах!

Иван-царевич. Да, огород! И Варины батюшка с матушкой на той земле сами трудятся! Что в этом зазорного?

Царь. Не царское это дело!

Царица. Еще виноград выращивают. (Царю) Помнишь, в том году нас угощали? Я таких сладких ягод никогда и не
 
кушала. Не сравнить с заморскими. Они хоть и заморские…

Царь. Вы мне эту агитацию прекратите! Тут дело государственное!

Иван-царевич. Батюшка, да ведь люблю я её!

Царь. И не уговаривайте! Не нужна нам эта Варвара! Да и никто на неё не позарится! Никому она не нужна!

Ведущий. И тут вдруг потемнело небо, зашумели деревья, налетел черный вихрь, словно былинку сорвал розовый

куст, за которым стояла Варвара, прижимая платочек к глазам. И раздался голос с неба, грозный и страшный!

Голос с неба. Мне она нужна! Нет краше её на всём белом свете! Теперь Варвара-царевна моя!

Ведущий. И словно невидимая рука подхватила девушку и вознесла ввысь! Лишь донесся из под небес Варин

голос: «Прощай, Ванюша! Прощай, любимый мой!»

Иван-царевич. Варя, Варя!

Царь. Стража!!!

Ведущий. Тотчас набежала стража, да только и их сила невидимая разметала по сторонам, повалились как снопы

стражники. А затем стихло всё.  Горько заплакал Иван-царевич, льются слёзы и у Царицы-матушки, опустив

низко голову, стоит Царь-батюшка.

Иван-царевич. Варя, Варя… Нет мне утешения!

Царица. Что это было? Страх великий! Кто Варю унес? Вихрь?

Царь. Этого вихря Кощей Бессмертный зовут.

Царица. Кощей?! Горе, горе!

Иван-царевич. Я пойду, отыщу свою невесту! Убью того Кощея нечестивого!

Царь. За глубокими морями, за непроходимыми лесами, высоко в горах стоит замок его. Многие богатыри

сильные ходили туда. Да никто живым не возвращался.

Иван-царевич. Всё равно пойду!

Царь. Ну что ж, так тому и быть, видно судьба. Возьми меч-кладенец, что над моим престолом висит.

Дается он только тому, кто в силах поднять его.

Иван-царевич. Признаюсь, батюшка, – однажды я уж брал его в руки.

Царь. В другой раз пожурил бы тебя, а сейчас хвалю. Не простой это меч.

Иван-царевич. Знаю, батюшка: вынешь меч из ножен – молния сверкнет, ударишь – гром великий разразится.

Царь. Да, столетний дуб как травинку перерубит.

Иван-царевич. Спасибо, батюшка, велю слугам коня седлать.

Царь. Подожди, сын. В той стороне, сразу за пределом нашим, в туманном краю, зияет пропасть бездонная, не

объехать её, ни обойти. Только узкие мостки висячие, коня с седоком они не выдержат.

Иван-царевич. Тогда до этого рубежа на коне, а дальше пешим. А конь сам дорогу назад найдет.

Царица. Береги себя, сынок!

Царь. Будь осмотрительней!

                (Иван-царевич бросается в сторону дворца. )

Ведущий. Снял со стены Иван-царевич меч-кладенец, взнуздал коня, вскочил в седло и стрелой вдаль помчался.

Стих вдали топот копыт…

Царь. Прощай, сынок…

Царица. Не хорони его раньше времени! Надо к соседям пойти, печальную весть сказать… Ох, тяжко… 
      
                КАРТИНА 2
                (Перед занавесом.)

Ведущий. Три дня и три ночи скакал  Иван-царевич, лишь на время останавливаясь – напоить коня да дать ему

короткий отдых. Сам же глаз не сомкнул. Наконец, достиг рубежа земли своей. И открылась, как и говорил

отец, безмерная пропасть. Попрощался с конём Иван-царевич, обнял его, а сам по висячей лестнице осторожно

двинулся на тот конец. Туманная и пустынная земля ждала его. Ни человека, ни дерева, ни зверя дикого не

встретил он. Долго шел царевич. Но вот туман стал редеть, прояснилось небо. Как вдруг слышится ему –

вдалеке гром гремит, а небо ясное, на горизонте ни облачка. Удивился  Иван-царевич и направился в ту

сторону. Вскоре уперлась дорога в громадные медные ворота. Влево и вправо от ворот тянутся крепостные

стены с бойницами и башнями. Из бойниц воины из пищалей постреливают, а из башен пушки время от времени

громыхают. Приблизился Иван-царевич к воротам – грянули выстрелы, все пушки разом пальнули! Земля

вздрогнула и закачалась, а тугая волна чуть с ног не сбила царевича!

Иван-царевич. Эге-гей! Ребята! Поаккуратней там! Так ведь и убить можно!

Ведущий. Пули над головой свистят, ядра землю вздымают! И тут раздался чей-то властный голос…

Голос. Отставить!

Ведущий. Тотчас смолкли орудия, отворила стража тяжелые ворота… И увидел Иван-царевич пустынную местность,
 
до горизонта вымощенную медными плитами. Ни деревца, ни кустика, ни травинки, только дворец металлический

одиноко высится, металл от древности зеленью отливает. Зашел Иван-царевич во дворец…

        (Занавес открывается. Дворец. Кругом всё медное. И пол с потолком, и стены, и убранство всякое. На стенах оружие развешено, на полу разные пушки расставлены, большие и малые. Посередине стол огромный стоит, кушаньями уставленный. Напротив стола окно высокое раскрытое, а за ним, сколько глаз хватает, всё плиты, плиты тянутся… В глубине зала  стоит могучий мужчина в медных латах и медной короне.)

Иван-царевич. (присматривается) Да это, кажется, и не мужчина вовсе… Удивительно ; девица в латах… и роста

немалого, широкая, прочная…

                (Хозяйка дворца идет к Иван-царевичу.)

Иван-царевич. Здравствуй, красна-девица!

Царь-девица. (говорит медленно, басом) Здравствуй. Добрый молодец.

Иван-царевич. Кто ты, красна-девица, и как называется это царство-государство?

Царь-девица. В Медное Царство пришел ты.  Я Царь-девица того царства.

А тебя как зовут?

Иван-царевич. Я – Иван-царевич.

Царь-девица. Проходи, Иван-царевич. Милости прошу. Садись, Иван-царевич. За стол. Чай, аппетит в пути
нагулял.

Иван-царевич. Я смотрю – угощения у тебя, как бы это сказать…

Царь-девица. Так точно. Медные. Как и всё в нашем царстве.

Иван-царевич. Как же я их есть-пить стану?

Царь-девица. Ну, сейчас конечно не сможешь. Сейчас погляди только. А потом мы тебя подправим. Обретешь

способность. А я, пожалуй, яблочко возьму.

                (Взяла царица со стола яблоко, с хрустом есть стала.)

Иван-царевич. Ты медное яблоко грызешь?!

Царь-девица. Что ж такого? Обожди, скоро и ты.

Иван-царевич. Что – я?

Царь-девица. Все эти яства за милую душу. Кушать станешь.

Иван-царевич. Ну, спасибо и на этом. Будем считать, что пообедал.

Царь-девица. На здоровье, Иван-царевич. А теперь расскажи. Куда путь держишь?

Иван-царевич. Еду за невестой своей, Варварой-царевной, Кощей Бессмертный её похитил.

Царь-девица. И ты думаешь? Кощея одолеть?

Иван-царевич. Одолею!

Царь-девица. Ну, это вряд ли. А и зачем тебе. Зачем такая невеста. Царство её захудалое. Бедное.
Деревянное. Огородное.

Иван-царевич. Ничего, мне подходящее.

Царь-девица. А знаешь ли ты?

Иван-царевич. Что?

Царь-девица. Что никто.

Иван-царевич. Что – что никто?

Царь-девица. Никто оттуда живым не возвращался.

Иван-царевич. Как же, слыхал… Пускай бой всё решит.

Царь-девица. На верную смерть идешь.

Иван-царевич. Ну, там посмотрим… А скажи мне, зачем солдаты твои всё время стреляют, из пушек бьют? Войско
 
иноземное под стенами вроде не стоит, никакого другого противника я не видел. Что попусту палить?

Царь-девица. Не попусту. Затем стрельба идёт, ЧТОБЫ ВСЕ КРУГОМ БОЯЛИСЬ! Чтобы страх был! Государство на
 
крепких ногах! Стоять должно! Понял?

Иван-царевич. Понятно… Пороху-то хватит?

Царь-девица. Хватит. Да еще останется. Послушай, Иван-царевич. Чем к погибели своей бежать, лучше бы остался ты у меня.

Иван-царевич. Зачем?

Царь-девица. Женись на мне.

Иван-царевич. Как так? У меня ведь невеста есть!

Царь-девица. Считай, что нету. Станешь мне мужем – положу к твоим ногам.

Иван-царевич. Что положишь-то?

Царь-девица. Медное Царство.

Иван-царевич. У меня, вообще-то, другое на уме.

Царь-девица. Забудь. Пойдем воевать с тобой. Дальние края. Покорять. Другие царства-государства. Всё

выложим медными плитами. Надо только низ тебе подправить.

Иван-царевич. Как это?

Царь-девица. Пустяки. Об этом потом. Ну как, согласен?

Ведущий. Глянул  Иван-царевич – а уж кругом стражники стали, ружья да пики на него наставили.

Иван-царевич. Дай поразмыслить мне. Дело, согласись, нешуточное.

Царь-девица. Правда твоя. Дело серьезное. Подумай. Подумай, Иван-царевич. Только крепко думай! А утром ответ дашь. Правильный. 

Ведущий. Хлопнула в ладоши Царь-девица, исчез стол, а вместо него появилась кровать широкая.

Царь-девица. А пока ложись. Отдохни. Завтра, гость любезный.

Иван-царевич. Да что ж ты тянешь, любезная царица! Что завтра-то? Можешь нормально сказать? Что будет завтра?!

Царь-девица. Владыкой всего Медного проснешься.

Иван-царевич. Ну, спасибо. Стражу-то убери, чего они тут стоят.

Царь-девица. (страже) Выйти! Ать-два! Снаружи в караул станьте. (царевичу) Ну, спи. Гость любезный. Спокойной ночи (уходит).

Ведущий. Долго не мог уснуть Иван-царевич, да только усталость взяла своё, провалился он в сон глубокий. И

снится ему, будто спит он вот так, на кровати этой, и подходит к нему Царь-девица, и глаза её медные

тускло светятся. А в руках у неё пила. Зачем тебе пила, спрашивает Иван-царевич. А девица медная отвечает

– чтобы ноги тебе отрезать. И тут же начинает ему ноги-то острой пилой пилить. Зачем? – удивляется
 
Иван-царевич. А мы тебе вместо старых ног новые приставим, медные. Больно, больно мне! – кричит

Иван-царевич. Терпи, терпи, говорит девица, Царь Медного Царства должен крепко на ногах стоять, на простых
 
не удержишься, власть потеряешь… А сама ширк-ширк, ширк-ширк! Проснулся в холодном поту Иван-царевич,

вскочил с кровати, а колени-то и подкосились, упал он. Дотронулся – а ноги твердые, словно железные.

Иван-царевич. Что за наваждение… Ногам-то как больно…

Ведущий. Попытался сделать несколько шагов – нелегко двигаться! И походка как у медведя, носками внутрь.

Иван-царевич. Что же у меня с ногами-то? Словно подменили… Ох, тяжело как идти! Надо как-то спасаться,

пока цел, пока стража задремала… Через окно выскользну…

Ведущий. Только двинулся он к окну, как поднялся шум, вбежала стража, за ней Царь-девица! В одной руке у

неё факел, в другой пила блестящая.

Царь-девица. Схватить его!

Иван-царевич. Стоять!

Ведущий. Обнажил Иван-царевич меч – сверкнула молния! Царь-девица замерла, а стражники словно остолбенели!

Иван-царевич. (Царице) Ты что со мной сделала?

Царь-девица. Я ноги тебе, Иван-царевич, заменила. Медные поставила. Хорошие ноги. Крепкие. Царские.

Иван-царевич. Зачем?!

Царь-девица. Такие Царю Медного Царства положены. Я тебе говорила.

Иван-царевич. Не буду я царем твоего пушечного царства! У меня своя невеста есть!

Царь-девица. Не кипятись, Иван-царевич. Послушай меня.

Иван-царевич. Помолчи! (стражникам) Кто первый ко мне приблизится – голова с плеч!

Царь-девица. Подожди, Иван-царевич. Дай слово сказать.

Иван-царевич. Всем на месте стоять! А пошлешь за мной погоню – всё войско в сыру землю ляжет!

Ведущий. Медленно вышел из дворца Иван-царевич, а Царь-девица, стражники и слуги с места не посмели сдвинуться…

                Д Е Й С Т В И Е   В Т О Р О Е
                КАРТИНА  3

Ведущий. Долго, долго шел Иван-царевич на своих медных ногах, но всему есть конец. И привела дорога Ивана-

царевича снова к стене с воротами! Только ворота те совсем иные – серебряные! Кованые прутья скреплены

кольцами да завитками затейливыми. Сквозь них сад виден и дворец вдалеке серебряный. От ворот тянутся

стены решетчатые с завитушками прихотливыми. И никакой пальбы, только звон доносится тихий, переливчатый –

это на ветру листочки серебряные звенят. Ни души кругом, ни слуг, ни стражников…

Иван-царевич. Эй, есть кто живой?

Ведущий. Сами собой открылись ворота. Двинулся  Иван-царевич ко дворцу, а там уж ждёт его девица красоты

неописанной, как тростиночка стройная, глаза серебряные, только ноги почему-то птичьи. Удивился

Иван-царевич, но ничего не сказал.

                (Занавес открывается. В серебряном дворце.)

Иван-царевич. Здравствуй, красна-девица! Как звать-величать тебя?

Царь-девица. Я Царь-девица Серебряного царства, а ты кто будешь такой?

               (Подходит Иван-царевич к царице, тяжело ступая, каждый шаг гулом отдается,
                вздрагивают серебряные цветы и вазы.)

Иван-царевич. Я Иван-царевич из государства Белокаменного.

Царь-девица. До чего же ты пригожий, Иван-царевич! Однако, смотрю, побывал ты у моей младшей сестрицы, в Медном Царстве.

Иван-царевич. Как догадалась?

Царь-девица. По походке вижу. Ты уж, мой миленький, ножками своими сильно не топай, как бы чего не упало,

не разбилось. У меня тут всё изысканное, изящное. Не то что у сестрицы, грубый вкус у неё. Проходи, гостем будешь.

Ведущий.  А во дворце всё будто лунным светом облито, так серебро играет. А еще повсюду клетки серебряные

висят, а в клетках тех заключены райские птицы.

Иван-царевич. Занятный дворец у тебя.

Царь-девица. Красивый, под стать тебе, пригожий мой.

Иван-царевич. А птах-то, птах-то сколько!

Царь-девица. Со всего света собирала. Не простые птицы – певчие.

Иван-царевич. Что ж они не поют?

Царь-девица. Не велено. Вот махну этой палочкой, они и запоют.

Иван-царевич. Так махни, интересно послушать.

Царь-девица. Изволь, милый мой.

                (Махнула царица палочкой – запели, защебетали птицы.)

Иван-царевич. Ишь как заливаются, красивые голоса.

Царь-девица. Красивые, ничего не скажешь. Да только не хватает одного, главного певца. Солист называется.

Такого, чтобы от трелей его сердца замирали у всех людей, чтобы ничего не хотелось, ни есть, ни пить, ни

дышать, а только слушать и слушать райскую мелодию. Чтоб за сердце хватало!

Иван-царевич. Где же взять такого?

Царь-девица. А женись на мне, Иван-царевич!

Иван-царевич. Опять двадцать пять!

Царь-девица. Женись, Ваня! Я на серебряных гуслях играть стану, ты петь, а хор подпевать!  Всесветная

молва пойдет!  Отовсюду к нам короли и цари, и вельможи съезжаться будут, лишь бы нас послушать! За честь

почтут ручки тебе целовать!

Иван-царевич. Да я и петь-то не умею.

Царь-девица. Это ничего! Мы тебе, хороший мой, такой клюв подберем, так запоешь, что ни в сказке сказать, ни пером описать!

Иван-царевич. Клюв?!

Царь-девица. Ну как же – чтобы красиво петь, надо клюв тебе поставить.

Иван-царевич. Ты, верно, шутишь?

Царь-девица. Эй, слуги! Подать клювы сюда!

                (Тотчас появились слуги с подносами.
                На подносах лежат полумаски с птичьими клювами.)

Иван-царевич. Что-то всё это, правду сказать, мне не нравится.

Царь-девица. И правильно, красавчик ты мой! Есть у меня один заветный клюв, всем клювам клюв! Для тебя

берегла! Для мужа будущего! Для Царя Царства Серебряного! (слугам) Унесите!

                (Слуги с подносами удаляются.)

Иван-царевич. Оно, конечно, спасибо, только вот какая закавыка: есть уж невеста у меня.

Царь-девица. Нашел же невесту себе из деревянной избы. Смех да и только! Да и нет на самом деле, миленький, у тебя никакой невесты.

Иван-царевич. Есть! Отобью я её у поганого Кощея Бессмертного!

Царь-девица. Ой ли? Нету силы на всей земле против Кощея. Ждет погибель тебя.

Иван-царевич. Пусть погибну, а не отступлюсь!

Царь-девица. Ладно, утро вечера мудренее. А пока постой тут, сейчас клюв сама принесу, слугам не доверяю (уходит).

Птицы. Уходи, Иван-царевич, убегай! Не верь Царице Серебряной!

Иван-царевич. Чьи голоса я слышу?

Птицы. Это мы, птицы!

Иван-царевич. Разве вы умеете разговаривать?

Птицы. Конечно, ведь раньше мы были людьми.

Иван-царевич. А почему стали птицами?

Птицы. Царица Серебряная нас превратила. Горька наша участь! Спасайся! Не позволяй ей…

                (Возвращается Царь-девица с подносом, птицы замолкают.)

Царь-девица. Вот клюв так клюв! Ни у кого такого нет! Давай примерим.

Иван-царевич. Что-то мне не хочется.

Царь-девица. Только приложим к личику, посмотрим как выглядит. Ну, миленький!

                (Птицы поднимают гомон, свист.)

Иван-царевич. Не обижайся, царица, но не буду я.

Царь-девица. Ну, солнце моё! (быстро приставляет Иван-царевичу серебряный клюв).

                (Маска прирастает к лицу царевича.)

Иван-царевич. Не подобает царевичу шутовские безделки примеривать. (пытается снять клюв). Не

снимается! (царице) Ты что наделала? Убери сейчас же!

Царь-девица. (смеется) Всё, Ваня, ни снять, ни сбросить тебе вовеки этот клюв. Эй, слуги, клетку!

                (Слуги выносят клетку в человеческий рост.)

Иван-царевич. Одумайся, царица!

Царь-девица. Нечего тут думать, вяжите его и в клетку!

Иван-царевич. Убери, я сказал!

                (Достал меч Иван-царевич – сверкнула молния, зашатались стены дворца,
                закачались деревья в саду, листья серебряные посыпались.)

Царь-девица. Не надо, Ваня! Остановись, миленький!

Иван-царевич. Не нравится? А не махнуть ли мне мечом разок?

Царь-девица. Не делай этого, царевич, умоляю тебя!

Иван-царевич. Тогда сними с меня этот клюв поганый!

Царь-девица. Не могу, не в моих это силах!

Иван-царевич. Разнесу сейчас твой дворец в щепки! Серебряным песком рассыплется! Ну?!

Царь-девица. Даже если убьешь меня – ничего не получится. Это колдовство сильнее меня.

Иван-царевич. Кто же может?

Царь-девица. Только Кощей.

Иван-царевич. А-а, понимаю… Тогда быстро в клетку пошла!

                (Царица заходит в клетку.) 

(слугам) Заприте её накрепко! Шевелись, шевелись!

                (Слуги запирают клетку. Повернулся к птицам Иван-царевич.)

Раскрою дверцы, летите куда хотите. Может, людьми еще станете.

Птицы. Спасибо, Иван-царевич, но не стать нам людьми уж никогда… Спасибо за доброту твою, иди за невестой своей!

Иван-царевич. Тогда прощайте!

               
                КАРТИНА 4

Ведущий. И вновь шагал и шагал Иван-царевич. Нелегко, трудно идти, ноги тяжелые, будто гири навешены,

голову давит клюв проклятый, но повернуть назад – даже  мысли такой не было. Полсвета промерил, но вот

пришел, наконец, в некое царство. Идёт, смотрит по сторонам и удивляется: сад точь-в-точь как у батюшки,

только всё золотое! И деревья, и птицы, и лебеди в пруду! Но – всё застывшее, неподвижное… И выходит из

дворца девица, вся в золоте, лицо золотой маской скрыто.

Царь-девица. Здравствуй, Иван-царевич, долго же ты добирался до наших краёв.

Иван-царевич. Откуда имя моё знаешь, и кто ты сама, красна-девица?

Царь-девица. Слухом земля полнится. А сама я Царь-девица Золотого Царства.

Иван-царевич. Поклон тебе, Царь-девица. Однако, время мне дальше идти.

Царь-девица. Обожди, не спеши, дай себе отдохнуть чуток. Вот и скамеечка.

                (Садятся на золотую скамью, отделанную самоцветными камнями.)

Иван-царевич. (усмехается) Не доводилось мне на золотой лавке сидеть.

Царь-девица. (усмехается) Какое царство, такие и лавочки. Вижу, побывал ты у моих младших сестер, в царстве Медном и Серебряном.

Иван-царевич. Так вы все сёстры?

Царь-девица. Я старшая, в Серебряном средняя, ну а в Медном младшенькая. (смеется) Даром что меньшая, а

нас переросла, ей бы мужиком родиться, всё в пушки играет да медные яблоки грызёт.

Иван-царевич. Да уж, грызёт… Нет ли у тебя воды напиться? Или у тебя всё из золота?

Царь-девица. Ну зачем же, есть и простая. А может, вина заморского или браги пенной желаешь?

Иван-царевич. Простой воды.

Царь-девица. (хлопает в ладоши) Подать Иван-царевичу ключевой воды!

                (Выходит слуга, подносит царевичу ковш. Царевич пьет.)

Иван-царевич. Хороша водица.

Царь-девица. На здоровье. Не желаешь ли откушать чего?

Иван-царевич. Спасибо, поспешать мне пора.

Царь-девица. Ну хоть яблочко, или винограду?

Иван-царевич. Виноград? Батюшка с матушкой Варины виноградом как-то угощали…

                (Царь-девица хлопает в ладоши, слуги выносят виноград.
                Иван-царевич берет гроздь.)

Царь-девица. Иван-царевич, мы с тобой люди взрослые, позволь откровенно сказать.

Иван-царевич. Что ж, говори.

Царь-девица. Не получить тебе невесту твою, Вареньку. Никогда.

Иван-царевич. Это почему же?

Царь-девица. Рассказать тебе, как на самом деле мир бел-свет устроен?

Иван-царевич. Расскажи.

Царь-девица. Дорога к Кощею одна – через три наши сестрины царства. Если вдруг кто пройдет первое, так

застрянет во втором – (усмехается) птахой станет серебряной, ну а случись минует второе, тогда уж у меня непременно останется. Как виноград?

Иван-царевич. Спасибо, неплохой. А отчего ж непременно у тебя застрянет? Иль опять
насчет женитьбы намёк?

Царь-девица. (смеется) Догадливый ты, царевич. Это младшие сёстры всё в женихи-невесты балуются, шалят.

Наиграются, а потом мужей своих в ядра медные да в птах серебряных обращают. У меня намеренья серьезные.

Иван-царевич. Неужто?

Царь-девица. Посуди сам: невесту тебе всё равно не вернуть. Либо Кощей на ней женился, либо убил её. А я

тебя утешу. Такими чудесами одарю ; никто в мире еще и не видывал!
Всё на свете купить могу! Золота у меня немеряно!

Иван-царевич. Я чудесами не интересуюсь.

Царь-девица.  Да? А карету самоходную ты видел? А летучий корабль?

Иван-царевич. Слыхали, небывальщина.

Царь-девица. Нет, Ваня, никаких сказок. В деревянных царствах и прочих ситцевых, да и в вашем

белокаменном, не сердись, ; думают – небылицы. Только у меня за дворцом на лужке такой кораблик стоит. И карета тоже. Тебя дожидаются.

Иван-царевич. Где же ты эдакое чудо взяла?

Царь-девица. А в стране далёкой заморской колдуны делают. Искусные мастера! А на золото всё можно купить.

Вот, к примеру, чудо-ящик для виденья. Ткнешь в него пальцем – он тебе что хочешь покажет. Хоть песню, хоть пляску, хоть бой кулачный.

Иван-царевич. Как ящик может показывать? В дырку, что ль, смотреть?

Царь-девица. Никаких дырок. Там оконце стеклянное имеется, в том оконце всё и является. Соглашайся, царевич! Каяться не будешь!

Иван-царевич. А если нет? Что будет?

Царь-девица. Ничего хорошего не будет, Ваня. В слиток золотой тебя превращу. Да в подвал, в золотое хранилище. Буду приходить, на тебя любоваться.

Иван-царевич. Надо ж, какой почет. А на невесту-то взглянуть можно? Что под маскою?

                (Иван-царевич срывает маску и отшатывается – на него смотрит
                злобное старушечье лицо с клыками.)

Царь-девица. Что, не нравлюсь? Да и ты, по правде сказать, глядишься не очень. Ноги еле волочишь, на лице клюв птичий мерзостный, а теперь еще и рука.

Иван-царевич. Какая рука?

Царь-девица. Которой ты с меня маску сорвал.

Иван-царевич. (ощупывает руку) Железная, поднять не могу…

Царь-девица. Не железная, а золотая. Не хотел по-хорошему, будет по-плохому.  Сейчас ты и весь золотым станешь.

Иван-царевич. Не подходи ко мне, старая ведьма! Одна-то рука у меня еще работает!

Царь-девица. Эй, слуги, взять его!

                (Выбегают слуги, окружают Иван-царевича. Он выхватывает меч, всё озаряется
                ослепительным светом. Словно картонную, Иван-царевич разрубает золотую
                скамью пополам. Раздается оглушительный удар грома.)

Иван-царевич. Стоять на месте! Из всех половинки сделаю!

Царь-девица. (отступает, злобно) Специально приеду к Кощею, брату нашему старшему, посмотреть как голова твоя на колу торчать будет!

Иван-царевич. А, так вы одной породы! Хороша семейка! (слугам) Расступись!

                (Слуги расступаются, Иван-царевич идёт дальше.)

(Царь-девице) Так не забудь навестить братца-то! (уходит.)

               

                КАРТИНА 5

Ведущий. Тяжелой походкой, с повисшим плечом, с клювом безобразным на лице, упрямо шел Иван-царевич вперед

и вперед. Но вот сузилась дорога, превратившись в узкую тропу над пропастью, и привела к лазу в скале.

Протиснулся Иван-царевич внутрь и оказался в громадной пещере, тускло освещенной факелами. Впереди,

отсвечивая черным гранитом, стоял дворец, окруженный кольями с насаженными мёртвыми головами. Понял

Иван-царевич, что пришел в мрачное Кощеево царство.

                (Занавес открывается. Дворец. На троне восседает Кощей Бессмертный. Входит
                Иван-царевич. Тотчас у трона вырастают фигуры в черных балахонах, на которых
                изображены зловещие черепа с костями.)

Кощей. Ба! Иван-царевич пришел! Не погнушался! Однако, отделали тебя мои сестрёнки младшенькие! (смеется.)

Иван-царевич. Смеется тот, кто смеется последним.

Кощей. Вот это ты верно сказал, верно. А что ж ты, царевич, мне даже и поклон не отдашь?

Иван-царевич. Я супостатам не кланяюсь.

Кощей. Вон оно как. (страже) Оставьте нас.

                (Стража удаляется.)

Кощей. А зачем же ты ко мне, к супостату, явился?

Иван-царевич. Ты дурачком-то не представляйся, сам знаешь. Верни мою невесту!

Кощей. А то что?

Иван-царевич. (обнажает меч) А то вот это!

Кощей. Знатная, знатная вещь. Одним ударом столетний дуб перерубает, слыхали. Папа подарил?

Иван-царевич. Не твоё дело.

Кощей. Не моё, не моё, конечно. Только вот тут какой узелок: бессмертный я.

Иван-царевич. Ну, это мы еще проверим.

Кощей. Проверим, проверим, как же без этого. Когда проверять-то станем – прямо сейчас или…

Иван-царевич. Ты в сторону не отводи – верни мою суженую!

Кощей. Суженую? Это какую же?

Иван-царевич. Сам знаешь – Варвару-царевну!

Кощей. А, вспомнил! Варвара-царевна! Есть такая. Да что ж, конечно верну. Смотри.

      (Высвечиваются три ниши, в каждой стоит Варвара-Царевна. Одна в  медной одежде               
                и короне, другая в серебряной, третья в золотой. Все три совершенно одинаковые,
                все три стоят не шевелясь, словно статуи.)

Иван-царевич. Как это может быть?

Кощей. Вот тебе целых три. Угадаешь, которая из них настоящая – поцелуй её ; и она твоя.

                (Иван-царевич нерешительно подходит к медной.)

Иван-царевич. (тихо) Варя! Варвара!

                (Царевна молча стоит, не отзывается.)

Кощей. Смелее, смелее, царевич!

                (Иван-царевич целует её и тотчас с лица Варвары спадает маска и мы видим
                Царь-девицу Медного Царства.)

Царь-девица. Здравствуй. Иван-царевич. Дошел-таки. То-то я тебе ноги. Справные поставила.

Иван-царевич. Чтоб ты пропала, дылда медная!

                (Царь-девица исчезает.)

Кощей. А-ха-ха! Не удалось! Ну да я тебе за удаль твою разрешаю еще раз попробовать.

                (Иван-царевич подходит к серебряной статуе, целует её. Маска сбрасывается –
                перед Иван-царевичем стоит Царь-девица Серебряного царства.)

Царь-девица. Вот мы и свиделись с тобой, Ванечка! Дай и я тебя поцелую, славный ты мой (тянется к царевичу).

Иван-царевич. Уйди, лукавая!

                (Царь-девица исчезает.)

Кощей. А-ха-ха! Опять мимо! Что ж не везёт-то тебе, добрый молодец? Ну, так и быть, разрешаю тебе в

последний раз счастье попытать. Целуй третью.

Иван-царевич. Да ты смеешься надо мной, Кощей поганый! Третья-то будет, уж знаю, золотая!

Кощей. А ну, как всамделишная?

Иван-царевич. Не верю тебе!

Кощей. А вдруг? А ну, как я решил пожалеть тебя, поставил настоящую?

Иван-царевич. Не верю.

Кощей. Из собственных рук выпустишь счастье своё?  Всю жизнь казниться будешь, а уж не вернешь!

                (Иван-царевич подходит к третьей, целует её. Золотая Варвара-царевна
                превращается в злобную старуху.)

Царь-девица. Что, всё еще живой? Ну, недолго тебе, дурак, в живых оставаться!

Иван-царевич. Пропади ты пропадом, змея подколодная!

                (Старуха исчезает.)

Кощей. А-ха-ха! Опять я тебя обманул! Простак ты, Иван-царевич, ох, простак!

Иван-царевич. Ты подлостью своей не кичись! Последний раз добром прошу – верни невесту!

Кощей. Ладно, Иван-царевич, пошутили и будя. Придется сказать тебе горькую правду…

Иван-царевич. Говори, не молчи!

Кощей. Умерла твоя невеста.

Иван-царевич. Как умерла?! Отчего?

Кощей. Не стану лукавить – от горя, от тоски сердечной. От любви к тебе. А меня так и не
полюбила… (всхлипывает.)

Иван-царевич. Опять врешь, собака!

Кощей. Что ж, сам посмотри. Эй, слуги, внесите гроб хрустальный!

                (Слуги выносят хрустальный гроб. В нём лежит Варвара-царевна.)

Иван-царевич. Варенька!!!

Кощей. Теперь убедился?

Иван-царевич. Отворите крышку.

Кощей. Зачем?

Иван-царевич. Попрощаться хочу.

Кощей. А-а! Думаешь, если поцелуешь, то она и очнется? Как в сказке, да? А-ха-ха!

Иван-царевич. Отворите!

Кощей. (слугам) Откройте.

                (Слуги открывают гроб. Иван-царевич долго смотрит на невесту, целует её.
                Царевна лежит неподвижно.)

Иван-царевич. Прощай, радость моя…

Кощей. Ну, теперь удостоверился, что она мертвая?

Иван-царевич. Удостоверился. А теперь погибни и ты!

                (Царевич пронзает мечом Кощея. Сверкает молния, гремит гром. Какое-то время
                Кощей сидит неподвижно. Затем встаёт, вытаскивает из груди меч, хохочет.)

Кощей. Хороший меч, ничего не скажешь. Насквозь меня еще никто не протыкал!

Иван-царевич. Ты жив?!

Кощей. А-ха-ха! Говорили тебе – бессмертный я. Что ж ты такой непонятливый. (хлопает в ладоши) Эй, слуги, живо к столбу его! Железными цепями!

                (Выбегают слуги, приковывают Иван-царевича к железному столбу,
                ключ от замка отдают Кощею, уходят.)

Кощей. (Иван-царевичу) Отдохни пока, да и я переведу дух. Давно я так не смеялся. Завтра тебя казнить

будем, сёстры, опять же, подъедут.

Иван-царевич. Сёстры твои уже здесь, забыл, голова старая? Казни сейчас!

Кощей. Сёстры у себя дома, а тут я на тебя морок напускал. Грешен, приятно мне потешиться, люблю я это дело.

Иван-царевич. Будь ты проклят!

Кощей. Буду, буду. Надо только казнь тебе придумать недобрую, лютую. (хлопает в ладоши) Подать
воду мёртвую и живую!

                (Слуги выносят два бочонка. На одном написано «Вода мёртвая», на другом – «Вода
                живая».  Кощей зачерпывает мёртвую воду, пьёт. Зевает.)

Казнь лютую, невыносимую… (засыпает)

                (Иван-царевич царевич пытается порвать цепи, но всё бесполезно.)

Иван-царевич. Прощай, любовь моя, прости, что не сумел уберечь…

                (В зале появляется стражник в черном плаще с капюшоном. Запирает изнутри все
                двери. Приближается к царевичу, откидывает капюшон – это Варвара-царевна.)

Иван-царевич. И во сне морок насылает, проклятый.

Варвара-царевна. Это не морок, Ваня! (обнимает царевича) Я настоящая, я невеста твоя! Бедненький, что же

они с тобой сделали! (вытирает слёзы)

Иван-царевич. Варя?! Выходит, ты жива? Я-то думал – убил он тебя.

Варвара-царевна. Не убил. Говорит – тыщу лет ждать буду, мне это не срок, а женюсь на тебе. А я ему в

ответ: есть суженый у меня, за него и пойду. Спрятал меня в дальнем покое, каждый день приходит,

спрашивает – не передумала? Злато-серебро, драгоценные камни приносит, одаривает, окаянный. Обожди, Ванюша.

                (Царевна подходит к Кощею, осторожно вынимает из его руки
                ключ от замка, разматывает цепи. Иван-царевич забирает меч. )

Иван-царевич. Что ж нам делать, Варя, он и впрямь ведь бессмертный, сам убедился.

Варвара-царевна. Я тайный ход нашла, и кое-что про Кощея выведала. Не бессмертный он.

Иван-царевич. Как не бессмертный? Я его вот этим самым мечом пронзил, а ему хоть бы что!

Варвара-царевна. Он свою смерть не в себе носит.

Иван-царевич. Неужто правда – под дубом сундук, в сундуке заяц, в зайце…

Варвара-царевна. Обман! Он сам всё это измышляет, слух пускает про иголку в яйце, чтобы людей запутать.

Иван-царевич. А на самом деле?

                (Кощей шевелится, бормочет: …казнь тяжкую, лютую… Варвара зачерпывает
                мёртвую воду, поит Кощея.)

Варвара-царевна. Спи, спи Кощеюшко…

                (Кощей затихает.)

Иван-царевич. Зачем он пьет мёртвую воду?

Варвара-царевна. Для сна. Пристрастился он к этой водичке.

Иван-царевич. А живая?

Варвара-царевна. Утром для бодрости.

Иван-царевич. Вылить бы живую воду, пусть бы вечность дрыхнул, пень дряхлый!

Варвара-царевна. Обожди, Ваня, она нам самим пригодится. Снимем сейчас с тебя порчу, что сёстры навели.

                (Варвара наполняет кувшин мёртвой водой, идет к Иван-царевичу.)

 Варвара-царевна. Потерпи, Ванюша, будет больно. Наклонись.

                (Иван-царевич наклоняется, царевна умывает его.)

Иван-царевич. Ай, жжет!

                (Кощей возится на троне. Мычит: …через повешение, да так, чтобы…
                Варвара-Царевна поит Кощея.)

Варвара-царевна. Вот водичка мёртвенькая, свежая…

                (Кощей засыпает.)

Иван-царевич. Не выдержать мне, Варя!

Варвара-царевна. Выдюжишь, милый. Ну, приготовься.

                (Варвара отдирает птичий клюв с головы Ивана.)

Иван-царевич. Ох, голова будто чугунная. Сейчас расколется!

Варвара-царевна. Это пройдет. Теперь польём руку твою золотую (поливает).

Иван-царевич. Рука ледяная стала! И всё равно не шевелится!

Варвара-царевна. Время должно пройти. А теперь ножки твои медные.

                (Льёт воду на ноги Иван-царевичу. У него подкашиваются колени, он падает.)

Иван-царевич. Ох, кипятком! Мочи нет терпеть!

                (Кощей снова ворочается: …или из пушки расстрелять, да так, чтобы…)

Варвара-царевна. Вот, проклятущий! (поит Кощея) Спи, моя радость, усни…

                (Кощей успокаивается.)

Иван-царевич. Варя, долго еще?

Варвара-царевна. Сейчас, сейчас, родной мой!

                (Наполняет кувшин живой водой. Брызгает на Ивана.)

Иван-царевич. Ух… отпускает… легче становится!

Варвара-царевна. А теперь протрем платочком.

Иван-царевич. Платочек! Тот самый, с сердечком!

Варвара-царевна. Тот самый, Ванюша, тот самый.

                (Иван-царевич поднимается на ноги.)

Иван-царевич. Варенька, я будто заново на свет родился!

Варвара-царевна. Милый мой! (обнимает его)

Иван-царевич. Так где же смерть его?

Варвара-царевна. В волшебных часах.

Иван-царевич. Часах?! Что же они делают?

Варвара-царевна. Время Кощеево отмеряют. А чтобы бессмертным быть, надо стрелки на час назад отводить. Он

от этого молодеет. Ровно в полночь встаёт и стрелки отодвигает. А если часы остановить, тут ему и конец.

Иван-царевич. Как же ты узнала?

Варвара-царевна. Однажды сёстры стали его расспрашивать – отчего, дескать, ты, братец, бессмертный? Он им и рассказал. А я подслушала.

Иван-царевич. И где же часы эти?

Варвара-царевна. Здесь, в этом зале. Прислушайся.

                (В тишине раздаётся негромкое тиканье, тик-так, тик-так…)

Иван-царевич. Да где же они сами-то?

Варвара-царевна. Видишь – дырочки в стенах кругом светятся?

Иван-царевич. Вижу. Много их. Что это значит?

Варвара-царевна. Это коробы железные, а дырочки – скважины для ключей. В одном из ящиков и хранятся часы Кощеевы. А ключ у него на шее висит.

Иван-царевич. Так давай откроем, разобьем часы эти!

Варвара-царевна. Я не знаю в каком коробе часы лежат. Каждую ночь он сам их в другой ящик переставляет,

слугам не доверяет. А в какой – нельзя увидеть. В двенадцать часов тьма наступает кромешная, ни зги не видно.

Иван-царевич. А дырки светятся?

Варвара-царевна. В том-то и дело, что нет.

                (Часы начинают бить. Кощей, как сомнамбула, встаёт.)

Иван-царевич. (шепотом) Двенадцать! Спрячемся!

Варвара-царевна. (тихо) Он нас не видит, он всё это проделывает во сне.

           (Кощей приближается к одному из ящиков. Часы бьют одиннадцать… двенадцать!
           Наступает полная темнота. Слышится поворот ключа в замке, звяканье металла.
          Шаги Кощея, тиканье часов, железный скрип, звук захлопнувшейся дверцы, поворот
          ключа. Вновь зал тускло освещается, загораются красными углями железные ящики.
                Кощей спит на троне.)

Варвара-царевна. Вот и поди узнай куда он их спрятал. А сунешь ключ в другую дырку – тревога поднимется,

стража набежит! Я один раз так попыталась – еле ноги унесла.

Иван-царевич. Варя, когда ты мне глаза своим платочком с живой водой протёрла, я лучше видеть стал.

Варвара-царевна. И что?

Иван-царевич. Я видел куда он часы поставил.

Варвара-царевна. Да?! Тогда была не была!

                (Варвара подходит к Кощею, осторожно снимает с его шеи
                ключ, отдает Ивану. Тот подходит к одному из ящиков.)

Иван-царевич. Вот сюда он их поместил.

Варвара-царевна. Отпирай.

                (Иван-царевич вставляет ключ, открывает дверцу. Мы видим часы в виде черепа.
                На черепе циферблат; скрещенные кости, словно маятник, двигаются туда-сюда.)

Иван-царевич. Вот они, часы Кощеевы. Вот где смерть его!

                (Иван-царевич достаёт часы, высоко поднимает их над головой
                и с размаху швыряет об пол.)

Варвара-царевна. (склоняется над часами) Ваня, они идут!

                (На троне распрямляется Кощей.)

Кощей. А-а-а!!! Что, голубки, замыслили меня извести?

Иван-царевич. Точно так, вознамерились. Быть тебе худу! (бьет мечом по часам)

                (Молния, гром.)

Варвара-царевна. Ваня, ходят!

Кощей. Не сокрушить вам меня, не уничтожить! (приближается к ним.)

                (Иван-царевич преграждает ему путь.)

Иван-царевич. Варя, вращай стрелки назад!

                (Варвара крутит стрелки.)

Кощей. (хватается за горло, хрипит) Хррр… Ой, недужно… зато молодею…

Иван-царевич. (Варе) В другую сторону отматывай!

                (Варвара вертит в другую.)

Кощей. (хрипит) Хррр… Ох, тяжко… старею, старею… Да только мне это нипочем!

Варвара-царевна. Да что же делать с ним, проклятым! Ничто его не берет!

Иван-царевич. Варя, там сзади крышка есть, открой её и вынь пружину!

Кощей. (его скрючивает судорога) Ай, Иван-царевич, не надо! Варвара-царевна, не делай этого!

Иван-царевич. Вон чего он боится! Скорей, Варя!

Кощей. Полцарства за часы! Отдайте мне время моё, озолочу, алмазами осыплю!

                (Варвара тянет пружину. Кощей падает, встаёт. Шатаясь, идёт к трону.)

Иван-царевич. (Варваре) Дай-ка я сам!

         (Иван-царевич выдёргивает пружину. Трон окутывается черным дымом, Кощей исчезает.)

Иван-царевич. Пропал, окаянный!

Варвара-царевна. Ванюша, мы спасены!

Ведущий. И вместе с Кощеем истаяли стены мрачного его дворца, а Иван-царевич с Варварой-царевной оказались

на лугу, полным трав и цветов. И пошли они, взявшись за руки, к себе домой, в царство деревянное и царство

белокаменное. Родители их заплакали от счастья. А потом молодые сыграли свадьбу весёлую! И я на том пиру

был, мёд пил, по усам текло, а в рот не попало!

                К О Н Е Ц
                Супонин Михаил Александрович syponinma@inbox.ru