Зеркало

Александра Румянцева3
 В нашем доме зеркало было всегда. Оно висело на передней стене. Огромное, от пола до потолка,  в старинной раме, оно осталось нам в наследство от деда, человека богатого. При  раскулачивании зеркало не забрали. Оно было прочно укреплено на стене. Боясь разбить, беднота не рискнула снять его со стены. Так оно дошло до нас. Это единственная вещь, которая досталась семье. Остальное все экспроприировали, как нажитое  неправедно. Конечно, какая праведность, если дед и  три его сына работали в кузнице, делали сани и колеса на всю округу, а бабушка  с дочками и снохами управляла немалым хозяйством. Непьющая,  трудолюбивая семья, естественно нажила состояние, но в революцию лишилась всего. Новенький  дом деда забрали,  перевезли в район и отдали районному начальнику, пьянице и лодырю, живущему трудами праведными. Зеркало висело в старом доме. Его предполагали перенести в новый к новоселью, да не случилось.
  Я думала, что зеркала были у всех. Но, оказалось не так.  Разговорились мы со свекровью о прошлой жизни, я и упомянула зеркало. Она и рассказала мне, что таких зеркал не было у большинства, были маленькие, и то, не у всех. Ее рассказ о зеркале  я вам и поведаю.
  В годы войны ее, девятнадцатилетнюю девчонку отправили   в лес на лесоразработки. В районе строили аэродром.  Вместе с мужиками-стариками и женщинами постарше она валила и  вывозила лес. Зимой, по грудь в снегу, была девушка  маленького роста, она еле пробивалась к деревьям. Постепенно разработки от их деревни отодвинулись, и, чтобы сэкономить время, вальщиков перестали отпускать домой. Их расселили по квартирам в  ближайшей деревушке.  Вот, в первый вечер  и произошла эта история.
  Уставшие, замерзшие,  пришли они к большому дому, где должны были жить. Отряхнули снег друг с друга и вошли в дом. Хозяйка, невысокая голубоглазая, встретила их в прихожей, осмотрела шестерых работников и приветливо пригласила проходить в зал, где она их разместит на полу. Другой большой комнаты, где бы они разместились, не было. Матрасы она уже приготовила, укроются  же  кто- чем. Закутанные в шали, в валенках, женщины стеснялись проходить в комнату, а свекровь решительно раздвинула занавески на двери в зал и со словами:" Пошли, бабы!"- вошла  в комнату..
 Бабы двинулись за ней.
  Войдя в зал  свекровь встала пораженная представшей картиной. Она увидела  женщин, так же, как и они закутанных в платки, в фуфайках и полушубках, стоящих толпой перед ними. Они стояли и смотрели на вошедших. Впереди стояла баба, одетая в такой же ватник, что и свекровь, в таком же "козьем" платке. Она стояла неподвижно и смотрела на свекровь. Сзади толпились другие. Свекровь долго рассматривать женщину не стала.  Со словами: " Зал большой, всем места хватит"_ девушка двинулась вперед. К ее удивлению, незнакомка тоже двинулась вперед, а за нею- и все женщины, что стояли в комнате. Вошедшие растерялись и двинулись назад. Женщины в зале тоже двинулись назад. Свекровь  перекрестилась. Стоящая впереди -тоже, но левой рукой и слева направо. Перепуганные ,женщины бросились назад в прихожую. В толпе напротив тоже началось движение, но какое именно, вошедшие не разглядывали.
  "Мы тут жить не будем. Тут нехристи живут"- послышались голоса некоторых квартиранток.  Хозяйка вышла из кухни выяснить что произошло.  Свекровь прямо заявила, что жить вместе с чужими бабами они не будут. Пойдут искать другой дом.
  "Какие чужие бабы? Где они?"- Хозяйка двинулась в зал. Свекровь за ней. К ее удивлению, в зале оказалась еще одна хозяйка и та же женщина, в похожей одежде. Больше никого. Где-то сзади виднелось несколько фигур, но они были не в зале, непонятно и где
 "Видишь, зал пустой,"- показала хозяйка. Но девушка смотрела только не ту, что стояла напротив. Она так же повела рукой, обводя зал и снова не правой рукой, как стоящая рядом, а левой, она открывала рот, но голос был один.
  "Что за чудеса у вас в доме?- обратилась квартирантка к хозяйке дома и увидела что откуда-то сзади появляются снова те же бабы.- Откуда они тут?"
Женщина глянула на девчонку, потом на баб и расхохоталась.
"Это зеркало, смеясь еле выговорила она, это, просто, зеркало, а в нем все вы. Это ты,- она ткнула в свекровь. Хозяйка напротив сделала то же движение. -А это-я"
  Девушка все поняла. Женщины сзади тоже. В комнате разнесся сначала робкий, а потом заливистый женский смех. Нахохотавшись, стали раздеваться все женщины: и вошедшие, и зеркальные.
  " Никогда не видела я такого огромного зеркала, сказала девушка хозяйке. У нас маленькое висит, только лицо и видно, а у вас-то какое огромное."
  "Да, таких больших мало. Это старинное,- проговорила хозяйка.- Ну, ладно, располагайтесь, а я пойду на нашу половину, ребятишек уложу спать, да вам хоть картошки отварю." Она ушла.
  Уставшие и замерзшие в лесу, отогревшиеся в тепле женщины, после скудного ужина, быстро заснули. А свекровь встала и долго рассматривала себя в тускло мерцающем ночном зеркале.
  Выслушав рассказ свекрови, я спросила название деревни. Свекровь сказала, что понятия не имеет. Они из лесу вышли и зашли , куда приказано. Утром снова в лес,  ночевали еще раз.  А дальше уже в другой деревушке. Там горшки делают.
 Я попросила описать хозяйку, зеркало. Выходило, что свекровь ночевала у нас  в доме. У мамы было на руках  пятеро детей, один -грудной, и ее в лес не посылали, работала  в деревне.
  Тесен мир, как оказалось.