Домбра Курмангазы

Дина Немировская 2
Имя Курмангазы Сагырбаева (1823-1896) дорого нам прежде всего тем, что в нём сочеталось слово и дело. Он был и великим кюйшистом – поэтом и музыкантом, композитором, и национальным героем. Песни его звали на подвиг, и в этом подвиге по освобождению своего народа он участвовал лично.

“В истории каждого народа есть имена, одно упоминание о которых рождает у человека необъяснимый трепет сердца, светлые чувства, полет мысли к возвышенному. Таково имя классика казахской музыкальной культуры, композитора-самородка, человека-бунтаря Курмангазы Сагырбаева.

Мы не только слушаем, затаив дыхание, его прекрасные кюи, но мы горячо и страстно любим его самого. Наша привязанность и любовь к нему – это что-то совершенно особенное”, - так определил своё состояние души автор книги “Чародей” Хайдар Ирмуратов, народный учитель из Володарского района, когда писал замечательную повесть о легендарном Курмангазы.

Не случайно современные поэты Астрахани посвящают Сагырбаеву стихи. Одним из таких посвящений стало стихотворение «Чародей из Алтынжара» Владимира Ерофеева:

Курмангазы в моей судьбе,
В судьбе простых людей.
Здесь, на холме Ата-тюбе,
Вознёсся мавзолей.

Он белым лебедем летит
Над степью, над рекой.
Народы наши он роднит,
Мир бережёт, покой.

Наш композитор-чародей
С аула Алтынжар
Оставил жар души своей,
Тепло и песни в дар.

И песни те нашли приют
В святых людских сердцах,
Их нынче с гордостью поют
И русский, и казах.

Край Астраханский – дружбы стан,
Согласия исток.
Поют Россия, Казахстан,
И Запад, и Восток.

Чарующие звуки струн
Мир покорить смогли.
Он жив. Он с нами. Вечно юн –
Великий сын земли.

Цвети, мой край, в веках живи,
Не знай беды-грозы.
Пой, пой о счастье, о любви,
Домбра Курмангазы!

В музыкальной культуре современности первым поднял на щит имя Сагырбаева советский музыковед, композитор, дирижёр, народный артист Казахской ССР, академик АН Казахской ССР Ахмед Жубанов (1906 – 1968). Он был первым руководителем оркестра народных инструментов Алматы.

Такие произведения Жубанова, как «Струны столетий», «Соловьи столетий», «Курмангазы», «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», «Музыкальная культура казахского народа», «Ан кюй сапары» («Путешествие по песням и кюям») можно встретить в домашней библиотеке любого исследователя, интересующегося вопросами казахской народной музыки. Труды Жубанова давно стали необходимым источником и для литературной работы. Ахмет Жубанов, ревностно оберегавший наследие народной музыки, до самого последнего дня своей жизни ни на мгновенье не переставал думать о её судьбе, судьбе музыки, ставшей идеалом его жизни.

По меткому выражению Ахмета Жубанова, «Курмангазы был художни­ком современным, в лучшем смысле этого слова, певцом силы и красоты человека, борющегося за свои права и не склонившего головы перед испытаниями, таким, каким был в поэзии великий Абай» («Струны столетий»).

И действительно, Курмангазы, пройдя тяжёлый жизненный путь казаха-бедняка, не смирился со своим бесправным положением и оставался певцом силы и красоты человека, борющегося за свои права.
Так в тёмные годы царского угнетения, в годы гонения, преследования и ареста местными властями, композитор Сагырбаев ни на минуту не оставлял свою любимую домб­ру, не переставал сочинять кюи.

В трудные минуты прощания с родными, в застенках тюремных камер, в дни побега и в дни отчаяния, в часы тревоги и гнета родились и быстро разнеслись по казахской степи кюи Курмангазы «Кайран шешем» («О моя мать»), «Лаушкеи» («Лавочкин»), «Аман бол, шешем, аман бол» («До свидания, мама, до свидания»), «Турмеден кашкан» («Бегство из тюрьмы»), «Ксен ашкан» («Освобождение из цепей»), «Арба соккан» («Тряска телеги»), «Бозшолак» («Сивый куцый»), «Терезсден, есиктен» («Ни из окна, ни из дверей»), «Перауски марш» («Перовский марш»), «Ак-бай», «Ертен кетем» («Завтра убегу») и другие.

Хранителями традиций народной домбровой школы Курмангазы явились последующие поколения кюйши, донесшие до нашего времени богатое наследие выдающегося народного композитора.

Музыкальное наследие Курмангазы творчески используется в оперных, симфонических, инструментальных, песенно-хоровых и фортепианных произведениях композиторов Казахстана.

Одним из главных хранителей и популяризаторов кюев Курмангазы Сагырбаева является заслуженный коллектив Республики Казахский Академический оркестр народных инструментов, названный его именем.

Народ в течение почти двух столетий хранил в памяти кюи Курмангазы, передавая их из поколения в поколение в живом исполнении. В начале 20-х гг. к нотной записи кюев Курмангазы обратился А. Затаевич, а в 30-е годы включились композиторы и фольклористы Казахстана Л. Хамиди, А. Жубанов, Б. Ерзакович, Е. Брусиловский, Д. Мацуцин, С. Шабельский, в наши дни - домбристы, фольклористы Т. Мергалиев и К. Ахмедьяров.

В 1961 г. были изданы отдельным сборником сочинения Курмангазы под названием «Кюи», составителем и музыкальным редактором которого был профессор А. Жубанов. В сборник вошел пятьдесят один кюй, комментарии к этим кюям. Когда отмечалось 175-летие со дня рождения знаменитого народного композитора, издательство «Онер» подготовило второй сборник его кюев под названием «Сары-Арка», куда помимо ранее изданных вошли около двадцать кюев, записанных за последние годы.

100-летие Ахмета Жубанова - видного музыковеда, композитора и дирижера, народного артиста и академика вошло в календарь знаменательных дат ЮНЕСКО. По решению этой организации 2006 год был объявлен Годом Ахмета Жубанова, а 17 октября в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоится торжественный вечер с участием ведущих мастеров искусств Казахстана. На родине юбиляра - в Актюбинской области - прошли торжества, на которые были приглашены близкие родственники Ахмета Жубанова, известные деятели культуры и искусства, именитые ученые, писатели, гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Оренбурга, а также из Кыргызстана и Узбекистана.

Музыкальное искусство Курмангазы Сагырбаева сегодня живёт и на земле астраханской. В областной государственной филармонии регулярно проводятся концерты домбристов наших дней. Сольные выступления под названием «Золотая домбра» домбриста-виртуоза, лауреата международных, всероссийских и региональных конкурсов Бийсолтана Джамалова в городе и области проходят с большим успехом.

Однажды взяв в руки домбру, Бийсолтан Джамалов ещё не подозревал, что свяжет с ней свою судьбу, что станет она для него не только профессией и любимым инструментом, но и большим другом, которому он будет доверять все свои чувства и переживания, выражать с её помощью мысли и настроение.

Бийсолтан Джамалов - один из тех, кто сегодня продолжает школу Курмангазы Сагырбаева, и поэтому свой сольный концерт он открывает знаменитыми кюями Курмангазы - «Сары-Арка», «Торемурат», «Серпер», «Терис какла». Далее следуют произведения Ахмедьярова «Анама», «Куткенде», «Аманат», Оскенбаева «Победа»и произведения собственного сочинения Джамалова.

Домбра на таких вечерах звучит по-разному – лирично и темпераментно, мощно и проникновенно, рассказывает она зрителям о бескрайних казахских степях, о жизни кочевников, думах и чаяниях степного народа. В степных напевах домбры можно уловить шелест трав и звон ручьев, ликование птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. Мастерски владея всеми приёмами, талантливый музыкант показывает виртуозную игру на этом истинно народном инструменте, демонстрируя домбровую музыку во всём её многообразии.

Апофеозом таких концертов становятся выступления этнофольклорного ансамбля нового времени «Алтын орда» (Золотая орда), созданного Бийсолтаном Джамаловым. Участники проекта показывают великолепную игру на старинных национальных музыкальных инструментах: шын-кобыз, сазсырнай, кыл кобыз, бубен, дауллаз, которые сегодня незаслуженно забыты. Публике представляется уникальная возможность услышать и увидеть воочию продолжение дела великого Курмангазы, приобщиться к древней культуре кочевого казахского народа. Так не прерывается связь истории и современности казахского народа.

Аудио: звучит "Коныл Толкыны" Курмангазы Сагырбаева: