Стандарт-красота-...

Юрий Жданов 2
СТАНДАРТ-КРАСОТА-СОВЕРШЕНСТВО-«МиГ» 
               
Термин «стандартизация» происходит от английского слова Standard, то есть норма, образец, основа.

«Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать- и крылья будут». Леонардо да Винчи


XII Международный авиакосмический салон «МАКС-2015». Сколько здесь восторженных впечатлений! Они вызваны и полетами чудо-самолетов «МиГ»! Это воплощение творческих талантов, умений и воли их создателей и мужества пилотов-асов! В этих самолетах достигнут гармонический синтез огромного количества требований, иногда даже взаимоисключающих. Наслаждение вызвано не только невероятно сложными фигурами высшего пилотажа, но и красотой, изяществом внешних форм и совершенством этих стремительных «птиц». Мы не видим, как работают все скрытые под обшивкой самолета системы, агрегаты, сборки и детали, но именно их безотказная, совершенная и слаженная работа вызывает наш восторг. Какой огромный творческий путь пройден коллективами этого предприятия, создавшими такое чудо! И нет предела в совершенствовании достигнутого! Как этого добились? Как рождались, развивались и выполнялись те жесткие требования и нормы, которые позволили совершить такой рывок в развитии этой техники? Какой путь для достижения такого совершенства прошли не только создатели этих фантастически-прекрасных машин, но и вся страна, все человечество? Ведь каждое новое достижение в любой области подготовлено и  предыдущими успехами. Так шаг за шагом человечество осваивает свои творческие возможности.   

                На Машине Времени отправляемся в Былое… Застегните пристяжные ремни! На табло мелькают: 2015…2014…1900…1500…1000…400…0…-100…-1000…-3000…-10000…-12500. Что это? Гибнет Атлантида, часть спасенных от этой цивилизации знаний, заключенных в документах этой эпохи, оказывается в Древнем Египте… А что сохранилось от других цивилизаций? (См. «Рассказы Юрия Жданова о тайнах древних цивилизаций» на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2).  А что было до них? Человек пещерный, возможно, и не задумывался о каких-то нормах в своей жизни, расторможенно проводил каждый день, не заботясь о дне завтрашнем… Здесь и сейчас- это было главной заботой выживания… Но надо было как-то общаться с себе подобными…Вырабатывалась мимика, жесты, первые слова, первые навыки труда, первые знания… А разве это не нормы? Конечно же, нормы. В них закреплялся обретенный опыт. Слова «стандарт» тогда, уж точно, не было. Оно появится позже, от английского «standard», означающего «норма, образец». А разве поведение не было «нормой, образцом» для соплеменников?                -Делай, как я,- учил далекий наш предок своего отпрыска, охотясь на мамонта. И сынишка усваивал опыт отца. Формировались и другие поведенческие нормы-«стандарты»: как прилично вести себя в пещере, не хватать мясо, пока отец не насытится, тренировать меткость, бросая копье в рисунок животного, сделанный на стене пещеры… Но не всю же жизнь обитать в пещере! О комфорте захотелось озаботиться… С этого и началось развитие строительных навыков (См. рассказ «Процесс пошел, или краткая история архитектуры» на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2).   

                Отправляемся обратно, к своему времени…                Что это? В Египте возводят пирамиды… Какие молодцы: они уже освоили стандартизацию без кавычек- строят из унифицированных каменных блоков со стандартными размерами… И мера длины у них уже есть- локоть. Греки создают чудесные храмы, и тоже из элементов со стандартными размерами, целую систему создали с правилами возведения зданий- ордер, а римлянин Витрувий стройную науку в своих трудах разработал об архитектуре…                В Италии гениальный Леонардо да Винчи, мечтающий о полетах, внимательно изучает полеты птиц и строит модели летательного аппарата махолета (орнитоптера) и воздушного винта- прототипа современного вертолета… В Венеции начали собирать галеры из заранее изготовленных унифицированных деталей…   

                Вот и прибыли на Русь… Царь Иван IV (позже назовут его Грозным) озабочен качеством и надежностью пушек, велит проверять каждое ядро кружалами- специальными стандартными контрольными калибрами… Началом стандартизации на Руси считается 1555 год, когда были введены стандартные калибры-кружала для измерения ядер.
И не подвели пушки в боях…Во имя побед велит возвести на Троицкой площади (позже назовут ее Красной площадью) Покровский собор (позже назовут его Храмом Василия Блаженного)… Это чудо света создадут, используя всего лишь восемнадцать различных типов стандартных кирпичей! Значит можно добиваться вершин Красоты, используя оптимальное количество элементов! Вот она: унификация и стандартизация! А сколько средств этим в казне сохранено!   

                А Петр Первый еще круче Ивана Грозного крепит военную мощь Руси, не терпит бракоделов. Указ за указом, жесткой рукой наводит порядок… Вот, например, читаем один из его многочисленных указов.                «УКАЗ 11 генваря 1723 г.                Параграф 1.
Повелеваю, хозяина Тульской оружейной фабрики Корнилу Белоглаза бить кнутом и сослать на работу в монастырь, понеже он, подлец, осмелился войску государя продавать негодные пищали и фузеи.
Старшего алдермана Фролова Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья.
Параграф 2.
Приказываю ружейной канцелярии переехать из  Петербурга в Тулу и дённо и нощно блюсти исправность ружей. Пусть дьяки и подъячие смотрят, как алдерман клейма ставит. Буде сомнение возьмёт, самим проверять и смотром и стрельбою, а два ружья каждый месяц стрелять пока не испортятся.
Буде заминка в войске приключится, особливо при сражении по недогляду дьяков и подъячих, бить оных кнутом  нещадно по оголённому месту. Хозяину двадцать пять кнутов и пени по червонцу за ружьё, старшего алдермана бить до бесчувствия, старшего дьяка отдать в унтер-офицеры, дьяка отдать в писари, подъячего лишить воскресной чарки сроком на один год.
Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подъячим избы, дабы не хуже хозяйских были, буде хуже хозяйских, пусть Демидов не обижается, велю живота лишить.
ПЁТР I».
И в судостроении он навел жесткий порядок: стандартные материалы и детали позволили быстро создать мощный флот… Тульский и Ижевский оружейные заводы обеспечили массовое производство надежного огнестрельного оружия… Тогда же родилась идея взаимозаменяемости.  Для контроля качества учредил Петр I правительственные бракеражные комиссии, проверявшие изделия на соответствие техническим условиям.  Результат таких мер- победы! И не только Петра I, но и последующие, обеспеченные мощью российской армии и флота…         

                На табло: 1800…  1846… В России построен первый грузовой четырехосный паровоз «Компаунд» и крытый двухосный грузовой вагон. К 1875 году на железных дорогах было уже пятьдесят типов крытых вагонов и тридцать пять типов платформ грузоподъемностью от 6,5 до 10 тонн. Такое многообразие затрудняло эксплуатацию и ремонт вагонов. Министерство путей сообщения установило обязательные для всех локомотивов и вагоностроительных заводов основные размеры кузовов, утвердило типаж крытых вагонов, платформ и цистерн, названный «нормальным» для колеи 1524 мм.   

                В этом же 1875 году родилась Международная стандартизация: представители 19 государств приняли Международную метрологическую конвенцию и учредили Международное бюро мер и весов. В 1881 году в России введены первые нормы на цемент… В 1890-м предпринята попытка создать стандарты зерновых хлебов. В 1900 году I Всероссийский электротехнический съезд рассмотрел ряд правил и норм проектирования и эксплуатации электротехнических устройств. В 1903-м съезд железозаводчиков утвердил сортамент на прокат.    

                Со времен Петра I в России возникла многоотраслевая промышленность. Острая конкурентная борьба за рынки сбыта, обилие товаров, созданных по своим, мало отличающимся друг от друга техническим условиям. Унифицировать их не удается. Многие машиностроительные, металлургические и электротехнические заводы находятся в частной собственности и выпускают продукцию по чертежам и техническим условиям, получаемым из-за рубежа, с использованием импортных деталей и комплектующих изделий…               

                1917… Острая необходимость обеспечить унификацию продукции и на ее основе- специализацию массовых и серийных производств, введения единых стандартов, правил и норм, регулирующих производство и потребление. Стандартизация становится орудием планового руководства народным хозяйством. 14 сентября 1918 года Лениным подписан Декрет «О введении международной метрической системы мер и весов»- это первый государственный акт, положивший начало стандартизации в СССР.  Требуется организационное и методическое руководство работами по стандартизации в стране. И вот 15 сентября 1925 года Совет Народных Комиссаров принимает постановление о создании Комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны. 7 мая 1926 года утвержден первый общесоюзный стандарт- «Пшеница. Селекционные сорта зерна. Номенклатура». В 1931 году впервые составлен годовой план по стандартизации, а также пятилетний план, начинается массовая стандартизация и плановая разработка стандартов. В этом же году утверждены первые отечественные стандарты на чертежи в машиностроении, которые стали основой для разработки системы конструкторской документации. Одна пятилетка сменяет другую… В достижении индустриальной мощи страны велика роль стандартизации… Плановая природа советского социалистического народного хозяйства создавала объективные условия для массовой стандартизации. Ею охвачены все отрасли народного хозяйства.    

                К концу 1930-х годов стандартизация обеспечила высокий уровень взаимозаменяемости и унификации изделий, в том числе и в авиационной промышленности. Это обеспечило во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов массовый выпуск необходимой фронту продукции. Уже в 1942 году советская промышленность выпустила 25436 самолетов, в то время как все авиационные заводы гитлеровской Германии- 15409 самолетов. Таким перевесом обеспечено превосходство советской армии в воздухе.

                В послевоенный период непрерывно совершенствовались государственная и отраслевые системы стандартизации. В 1965 году принято важное Постановление «Об улучшении работы по стандартизации в стране», а в 1970 году- Постановление «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции». Начался новый этап развития стандартизации, предусматривающий непрерывное повышение качества, научно-технического уровня, унификации и стандартизации продукции. Все эти требования выполнялись и в авиационной промышленности. Они нашли отражение в отраслевых планах и в планах предприятий авиационной промышленности по стандартизации, унификации и научно-техническому уровню. Тщательно проведенная унификация материалов, полуфабрикатов, конструктивных элементов, крепежа, подшипников, стандартных, унифицированных и комплектующих изделий обеспечила высокий уровень стандартизации и унификации, технического уровня и технологичности самолетов… Невозможно найти такие системы, агрегаты, сборки и детали, которые не регламентированы высокими требованиями нормативов.. И нормы эти непрерывно совершенствуются по мере достижения новых высот …   

                Такие важные работы выполнялись и в Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» (РСК «МиГ»). В разные годы она называлась по-разному: Завод 155 МАП, п/я 4223, ММЗ «Зенит» им. А.И. Микояна, ММЗ им. А.И. Микояна, АНПК «МИГ», ГУП МАПО «МИГ», ФГУП «ВПК «МАПО», ФГУП «РСК «МиГ», ОАО «РСК «МиГ». Фирма основана 8 декабря 1939 года как Опытное конструкторское бюро под руководством Артема Ивановича Микояна. Заместителем его был назначен Михаил Иосифович Гуревич. От их фамилий и возникла марка фирмы: «МиГ» (Микоян и Гуревич). Предприятие прошло богатый творческими достижениями путь. Один за другим появлялись все новые и новые самолеты. И какие!  Для каждого времени они обеспечивали с самолетами других отечественных фирм надежную защиту нашей Родины. Во всех странах мира известны самолеты марки «МиГ». Талантливым коллективом фирмы разработано 450 проектов боевых самолетов, из которых 170 проектов реализованы, а самолеты по 94 проектам производились серийно. На отечественных заводах произведено более 45 тысяч, а на зарубежных заводах по лицензиям-  свыше 14 тысяч самолетов марки «МиГ».

Приближаемся к нашему времени, Машина Времени плавно замедляет ход… 2014…2015.                Впереди безбрежные перспективы для творчества и новых достижений…                Успехов Вам, микояновцы!

Юрий Жданов     25.09.2015;