Полевичи

Павел Самокрасов
«ПРИИДИТЕ КО МНЕ, ВСЕ ТРУЖДАЮЩИЕСЯ И ОБРЕМЕНЕННЫЕ, И Я УСПОКОЮ ВАС».
При обследовании старинного кладбища в Богом забытом местечке Полевичи (близ деревни Красницы в Любытинском р-не), куда я специально ездил в последний день июня с.г., я обнаружил лишь два массивных надгробия XIX в. из серого полированного гранита, представленные здесь на фотографиях. На первом выбито: «Каролина Мюллеръ / род. 5 Декабря 1809 г. / сконч. 15 Декабря 1888 г. / Kommet her zu mir, alle, die ihr muhselig und beladen seid, Ich will euch erquicken. /». Эпитафия на немецком — это библейская цитата из Евангелия от Матфея (Mаtthаus 11, 28): «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Прекрасная цитата, на мой взгляд. На втором же надгробии, соседним с первым, выбито: «Эрнестъ Мюллеръ / род. 4 Авг. 1807 г. / сконч. 6 Апр. 1866 г.» + надпись готическим шрифтом (пока не расшифровал). По всей видимости, погребённые Каролина и Эрнест Мюллеры являлись супругами. К сожалению, никаких письменных, архивных сведений об этих Мюллерах, связанных с Тихвинским уездом, не имеется (в списках дворян Тихвинского у. 1904 г. Мюллеры тоже не числятся, но, вполне возможно, что Эрнест Мюллер был управляющим Полевичской усадьбой, кто знает).
Само Полевичское кладбище расположено метрах в 100-150 слева от дороги в Красницы, на краю заросших, как я понимаю, бывших полей с многочисленными ивово-ольхово-берёзово-рябиновыми рощами. Особенно выделяется кладбищенская роща, входящая в пределы низенькой каменной ограды из валунов, опоясывающей старинный погост. И роща эта, насколько я понял, укрывает невидимые фундаменты бывшей Полевичской церкви Покрова Пресвятой Богородицы, не сохранившейся до нашего времени. Могилы же находятся по соседству с этой рощей, подступая к ней с южной и юго-западной стороны, опять же строго в пределах валунной ограды. Многие из могил безымянны, а сколько их, старых и забытых, сокрыто в разросшихся зарослях рябины — вообще трудно представить, рябины там действительно очень много, кое-где протоптаны укромные тропинки к участкам с ухаживаемыми могилками.
С юго-востока к кладбищу примыкает загадочное циклопическое каменное сооружение, здорово напоминающее в некотором роде крепость, прямоугольной формы, с глухими стенами где 1,5-метровой, где 2-метровой, где 2,5-метровой высоты, сложенными разновеликими валунами на растворе (точно такими же, кои пошли на выкладку кладбищенской ограды, сложенной однако уже без раствора), толщиной чуть меньше чем в пол-метра, никаких оконных проёмов, но кое-где имеются проломы и осыпи, а в юго-восточном торце, наиболее разваленном, угадывается наличие в прошлом входа (ворота?); в длину сооружение около тридцати метров, в ширину около 8-10 метров. И внутри периметра сооружения, и снаружи давно растут деревья и густой кустарник, делающий эту загадку Полевич почти неприметной с дорожки, ведущей к кладбищу. Про себя я назвал это непонятно для чего предназначенное могучее сооружение «Полевичский Нан-Мадол». Скорее всего это была хозяйственная постройка, что-то вроде пресловутого «каретного сарая» (?!?), построенного фундаментально и на века. Либо это такой действительно оригинальный способ приспособить валуны, собранные с окрестных (господских?) полей, которые здешние крестьяне обычно складывали просто в большие кучи, называемые «печна», или выкладывали невысокие ограды вокруг кладбищ. Хозяева же Полевичской усадьбы вполне могли придумать и более необычный способ "складирования" валунов с полей, результатом которого и явились стены этого замечательного сооружения...
До революции местность эта именовалась Полевичским погостом, там помимо церкви и кладбища находились дворы церковного причта, а также где-то рядом стояла бывшая помещичья усадьба, хозяева которой носили немецкую фамилию. На военно-топографической карте 1863 г. Полевичи смотрятся довольно солидно, как-то отличаясь от соседних деревень своей планировкой: видны строгие линии дорог, какие-то постройки, а также сама усадьба, по всей видимости. В «Материалах по оценке земельных угодий Тихвинского уезда» (1892), в Недашецкой волости отмечена земельная дача «село Полевик с деревнями», где были наделы крестьян дд. Красницы, Клочевицы и Любани, бывшие помещика Шамшева, а также земля купца Егора Егоровича Бека и причта Полевичской церкви. По «Спискам населённых мест Тихвинского уезда» (1911), погост Полевичи Недашецкой волости располагался при Тихвинском земском тракте и при р.Рапля, имел два дворовых места с тремя жилыми строениями, проживало 8 человек обоего пола, имелась церковь и школа. С погостом была смежна усадьба Полевичи, принадлежавшая Е.Е.Беку, с тремя жилыми строениями и с населением в 17 человек(!). В «Ленинградском Мартирологе» (Списки граждан, расстрелянных в 1937-1938 гг.) упоминается Мальш Каролина Егоровна, 1869 г.р., уроженка д.Полевичи Будогощенского р-на Лен.обл., русская, беспартийная, без определённых занятий, проживавшая в д.Лучина Горка Тихвинского р-на (арестована 2.09.1937 г., особой тройкой УНКВД ЛО 25.09.1937 г. приговорена по ст. ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания, расстреляна в г. Ленинград 28.09.1937 г.). Несчастная Каролина Мальш являлась либо сестрой купца Егора Егоровича Бека, либо его дочерью. Интересно, что немецкая фамилия Мальш, связанная с Тихвинским уездом, упоминается в одном из дел фонда Тихвинского уездного предводительства дворянства (ЦГИА СПб., Ф.1024, оп.1, д.8): «О жестоком обращении помещика Федора Мальша со своими крестьянами» (1847 г.). В списке дворян Тихвинского уезда (1904 г.; ГАНО, Ф.141, оп.1, д.5) упоминается Мальш Федор Федорович, очевидно сын помещика Федора Мальша из дела 1847 года. Судя по этим скупым данным, с историческими Полевичами связано несколько немецких фамилий: Мюллер, Бек и Мальш (возможно, их было и больше). Откуда они здесь появились, когда, каковы были их родственные связи, к какому сословию относились, чем занимались, чем владели в этих краях и как сложилась их судьба — это уже вопрос дальнейшего кропотливого поиска в архивах, начатого с хорошей отправной точки, с самого бывшего погоста Полевичи с его кладбищем и загадочным каменным «нан-мадолом» <...>
Небольшая историческая справка: Полевичи как выставка Петровского Пшевского погоста Нагорной половины Обонежской пятины упоминается в письменных источниках с XVI в. У историка А.А.Селина в его материалах к истории сельского причта Новгородской земли позднего средневековья и нового времени имеются следующие выписки по Полевичской выставке: «Нагорской десятины.. со Пшогжи из Петровского погоста ис Полевич с выставки у Покровского попа Гаврила» (1576/77 г.), «Петровского Пшевского погоста выставочного храму Полевич Покровской поп Митрофан Пентелеев с причетники» (1695 г.), «Вшевского погоста выставки Полевичах церковь Покрова Богородицы... у попа Митрофана Пантелеймонова с причетники...» (1700 г.), «Петровского Пшевского погоста выставки Полевич поп Никита Митрофанов с причетники...» (1720 г.). Судя по этим материалам, Полевичи как населённый пункт Петровского Пшевского погоста и как церковная выставка этого погоста с собственным приходским храмом существовал уже в XVI веке, а, возможно, и раньше (сведения об этом могли быть в несохранившихся до нашего времени писцовых описаниях Нагорной половины Обонежья конца XV - нач. XVI вв.).

4.07.2015