Сентябрины. Диалог-память о Николае Скрёбове

Скиф Признание
Сентябрины. Диалог-память о Николае Скрёбове

 Как шикарно цветут сентябринки, фиолетовые, с жёлтым ядрышком посерединке, будто звёздочки. Тоненькие лепестки-лучики так и норовят запасть в душу, чтобы присоединить тебя к библейской радуге через палитру самой жизни, или подготовить к наступающим холодам.

Помню, впервые эти цветы появились у нас во дворе, когда мама была почти вдвое моложе, чем я сейчас… Мне это запомнилось навсегда, потому что расцветали они буйным цветом как раз к её именинам (23 сентября). Нынешняя осень (2015 г.) первая в моей жизни, когда сентябринки цветут без неё и всеми своими множествами напоминают о том, что жизнь всё равно прекрасна.

Но когда я смотрю на осенние цветы и думаю о маме, исподволь, ненавязчиво, но очень весомо возникает образ ростовского поэта и журналиста Н.М. Скрёбова. День его рождения 24 сентября 1932 года. Моего отца (год рождения 1932-й) не стало в 1979-м, и то, что взамен – в качестве наставника и старшего коллеги  -  жизнь подарила мне доверительный диалог с Николаем Михайловичем, я воспринимаю как самую большую щедрость и милость Бога.

Николай Михайлович ушёл из жизни в начале весны 2015 г., когда я ещё не сняла траур по маме. Так и получилась новая чёрная полоска моей жизни вдвое длиннее и шире.

Но жизнь продолжается, и, слава Богу, в этой жизни есть память… Она и согревает теплом, когда особенно леденит душу от череды потерь.

*****
 …перебираю старые газеты, журналы, поэтические сборники и открытки из своего архива и предлагаю ростовчанам вспоминать вместе со мной…

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ МАЭСТРО (публикация в районной газете «Светлый путь», 1 ноября 1997 года, литературная страница «Первоцвет», автор А.Пепеляева).

Третий год действует при Донской публичной библиотеке литературный клуб «Созвучие», руководит которым заслуженный работник культуры РФ поэт Н.М. Скрёбов. За это время клуб расширился, приобрёл устойчивую популярность у ростовчан. И, в какой бы форме ни проходили встречи с читательской аудиторией, неизменным ведущим был он сам.  Предоставляя микрофон молодым, начинающим и неименитым литераторам, благословляя их дорогу к читателям, сам Николай Михайлович  оставался как бы в тени. Ни одного сольного концерта! И всё же по случаю своего 65-летия творческий отчёт маэстро состоялся.

Свой диалог со зрителями Н.М. начал с того, что вспомнил, читать он начал в пять лет, а значит, вправе отметить свой 60-летний читательский стаж, а заодно и 40-летие такой работы, которой можно отчитываться перед читателями.

Три великих имени – А.Пушкин, М.Лермонтов, К.Симонов – оказали огромное влияние на его судьбу и сопровождают его творчество поныне. «Любимый цвет», «Тетрадь сонетов», «Южная вьюга», «Родство», «Сентябрь» - названия книг поэта, вышедших в ростовских издательствах в разное время. Всего их десять.

Пребывая все это время на острие событий, он тонко чувствует ритм жизни и мудро пишет, а то, что прожито, прочувствовано, мастерски ложится на лист бумаги, чтобы потом, Бог даст, донести свои мысли до читателя. До нас с вами. Если родится ещё одна книжка, маэстро назовёт её «Лёгкий жребий». «Проклиная и благословляя», поэт отстаивает своё право, свой удел - быть самим собой.
Музыкальное сопровождение этой встречи было представлено музыкой Сергея Халаимова (соло Елены Сидоровой), Юрия Терещенко, Александра Скрипникова, Натальи Скрёбовой, дочери поэта.

 Удивительно тёплым, душевным получился вечер, а яркие и нежные осенние цветы, которыми одаривали поклонники его поэзии – душевная дань уважения человеку, чьё имя в Донской литературе и журналистике нельзя не заметить.

*****
Особо я дорожу той памятью о Николае Михайловиче, истоки которой проистекают из  нашей с ним общей профессии.

В 1995 году, я делала свои первые шаги в книгоиздательстве, мы с Николаем Михайловичем редактировали первый выпуск альманаха «Созвучие» (НПКФ «Селена», 1996 г.). В моем диалоге с поэтом Б.Троицким речь шла о запятой, которую можно  было поставить и так и этак,  неизвестно ведь известное «Казнить нельзя помиловать». Борис отмахивался: «Ставь ты эту запятую, куда хочешь…» И тогда прозвучала фраза старшего коллеги, ставшая для меня девизом на всю оставшуюся жизнь: «Она ведь права. Непрофессионализм, Борис Сергеевич, начинается с принятия момента «так сойдёт!»»
Как это весомо было сказано, как вовремя!
Автограф: «Милому редактору этого сборника, поэту Анне Пепеляевой – сердечно, с благодарностью за инициативу, энергию, добросотрудничество. Н.Скрёбов, 6.08.1996 г».

В середине 90-х совершенно неожиданно я оказалась «плагиатором». В газете «Молот» было опубликовано стихотворение И.Топчий под моим именем. Не имея к редакционной ошибке ни малейшего отношения, я приняла на себя «меч» соклубников, один из которых грозил судебным иском. Между тем, по этике ситуации, извиняться должны были передо мной, поскольку корреспондент В.Волошинова взяла наши рукописи после очередного «устного журнала» в ДГПБ и сложила их в одну папку, при этом мои тексты были подписаны, а тексты И.Топчий подписи не имели. Корреспондент решила, что у всех стихотворений один автор, то есть я. Так я и попала в «плагиаторы».
Эта ситуация меня зацепила до слёз, и я написала свое стихотворение-стилизацию в стиле И.Т., а затем на очередном заседании «Созвучия» продемонстрировала её со словами о том, что, вот, хотела в том же размере, что и И.Т., написать, т.е.амфибрахием, а получилось – анапестом, но всё равно умею писать трёхсложным размером…
Помню, Николая Михайловича эта ошибка нашей коллеги также крайне раздосадовала, и моё предложение - опубликовать два стихотворения рядом в той же газете показалось ему весьма правильным. Увы… редакция не стала исправлять ошибку, считая, что её вины в этом нет.
О чём это я? Наверное, о том времени, когда все важные вопросы становления автора можно было сверять с таким «камертоном», каким был для нас Николай Михайлович.

*****

… гляжу на опустевшую скрижаль
и понимаю, что не слов мне жаль…

… проклиная и благословляя
лёгкий жребий – быть самим собой…

… просто человеком оставаться,
вот и вся героика теперь…
    Н.М.Скрёбов (из сборника «Созвучие», «Селена, 1996)

Когда не слов, не жизни жаль,
А веры, что уже не будет,
Как распознать свою скрижаль?
В горячке дней – знаменье судеб.

В предначертанье звёздных буден
Как встарь и вновь – обычен, труден
Тот лёгкий жребий – быть собой.
А рифмы мудро рвутся в бой.

И есть героика. Теперь
Она, как истина, в гоненье.
И есть святое вдохновенье –
Наш ревностный, любимый зверь.

Не потому ль строка сонета
Так радостна для Вас, Поэта?

*****

В тот же период я оказалась в центре критики своего сообщества по другой причине. Представив на обсуждение клуба «Созвучия» свои рассказы о детях, услышала в свой адрес столько нелицеприятных слов, что растерялась. Упрёки сводились к: «этого не может быть, потому что психология у детей другая…». По сути, меня обвинили в изложении неправды жизни.  При всём том, я не умею фантазировать, а герои моих рассказов не единожды упрекали меня в том, что я просто конспектирую жизнь. Помню и тех, кто заступился, увидев в рассказах как раз то, что так недостаёт детской литературе. Разгорелась целая полемика, к итогам которой Николай Михайлович ещё раз вернулся спустя две недели, говоря о том, что он был крайне смущён реакцией некоторых авторов на мои произведения. И это был тот самый случай, когда на основе этой дискуссии Н.М.Скрёбов поставил в нашем сообществе вопрос о том, что допустимо, а что недопустимо – при анализе и критике произведений автора.
Из предисловия Н.М.Скрёбова  к  моей книге («Признаниеу,2005 г.): «Герои книги «День, который всегда со мной…» забавны, потешны, как свойственно детям и подросткам, с ними приключаются незамысловатые, смешные, но существенные для их самосознания казусы, мир их несложен, ясен, а зло в нём присутствует лишь эфемерно. В то же время психологический рисунок их поведения в разных непредвиденных коллизиях выведен доброй, заботливой рукой автора, и это придаёт книге очарование тепла и уюта».


В 2006-07 годах мне довелось быть издателем книги Н.М.Скрёбова «Период». Маленького формата, в белой обложке его очередная книжка вышла наряду с другими книгами авторов ООО КИФ «Признание», попавших в губернаторскую программу финансирования. Думаю, я сумею повторить тираж, если будет такой запрос донских литераторов.
Автограф: «Моему давнему соредактору по «Созвучию» - Анне Иосифовне Пепеляевой с глубокой сердечностью и благопожеланиями. Н.М.Скрёбов.».

В 2002-м году мы, только двое из всех писательских тусовок г.Ростова-на-Дону, оказались участниками замечательного события – 40-летнего юбилея отделения журналистики Ростовского госуниверситета. Так сложилось, что иллюстративным фоном этого действа стала моя студенческая работа – стенгазета филфака РГУ 1983-1985 годов, только один выпуск которой иногда растягивался на 10 листов ватмана. Я, студентка, в свои 22-24 года пыталась быть профессионалом - вместе с редколлегией «ЖиФа»-«Журналиста-и-Филолога» . Н.М.Скрёбов это моментально понял, прочитав мою фамилию в «титрах» праздника, и сказал мне ёмкое и высокое: «Я восхищён!».

Наверное, с этой его оценки, или годом ранее, я взяла за правило обращаться к нему за благословением перед каждым своим начинанием – под эгидой ООО Концертно-издательская фирма «Признание». Так было при организации молодёжных бардовских фестивалей «И строкой, и струной…», так было перед началом абонемента «Поэтический причал», так было при становлении литературно-музыкальных гостиных «Авторы и Признание», которые проходили в малом зале Ростовской областной филармонии. Чуть позже возникла мысль о литературном театре, и я поделилась ею с Н.М.Скрёбовым, дав на чтение свои ещё нигде не опубликованные сценарные сказки. В ответ он подарил мне ксерокс газеты «Вечерний Ростов» со статьёй о литературном театре, который действовал в г.Ростове-на-Дону в прежние годы с его непосредственным участием. С тех пор и живёт во мне надежда, что когда-нибудь эта идея воплотится на сцене в другом формате, где главным действующим лицом будет современная поэзия Донского края.

Автографы:
Анне Пепеляевой, хорошему поэту, обаятельной женщине, с пожеланием творческого процветания. Н.Скрёбов. 11.06.2000 г. («Тихие вихри», МП «Книга», 2000).

Анне Пепеляевой, талантливой, обаятельной и, надеюсь, удачно предприимчивой. Сердечно. Н.Скрёбов, 9.01.03. г. («Меты», «Познание», 2002)

Дорогая Анна Иосифовна! Примите мои сердечные поздравления и самые добрые, искренние пожелания по случаю прекрасного весеннего праздника женщин. Будьте всегда здоровы, счастливы и да не покинет Вас вдохновение, без которого ни писать, ни редактировать мы не можем. Н.Скрёбов, 344101, г.Ростов-н/Д, 1-я Баррикадная, 18, Дом радио.

Уходят др`уги… что же делать с этим…
Как память слов к созвездьям  отпустить?
Мы сентябринками его годины метим,
Чтоб не порвать связующую нить.

Он был «Весы»*, и с журавлиным клином**
Ушёл от нас к заветным небесам.
Солдат сонета, в этом свитке длинном
Он «Галерею»*** возглавляет сам.

_________
* «Мое созвездие Весы» - так назывался творческий вечер Н.М.Скрёбова в малом зале Ростоблфилармонии (организатор ООО КИФ «Признание»).

** журавлиный клин – см. песню «Журавли» (стихи Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля).

*** «Галерея» - цикл стихов Н.М.Скрёбова об ушедших поэтах-современниках, впервые опубликована в первом сборнике «Созвучие» («Селена», 1996 г.).

сентябрь 2015 -  июнь 2017.