Всё корённые, всё велецки...

Павел Самокрасов
Эту фотографию мне повезло переснять в гостеприимном доме Марьи Ивановны Степановой (1917 г.рожд.) и её дочери Фаины в деревне Вельцы на правом берегу Волхова в Волховском р-не, в мае 2005-го. Марья Ивановна была коренной уроженкой Велец, сохранившей живой говор своих предков, волховских рыбаков и лоцманов-судопроводчиков через самые сложные на Волхове пороги - Велецкие. На фотографии запечатлена группа жителей Вельцев на сенокосе летом 1922 года. Мужики, бабы, подростки, дети. Кто-то с косами, а у кого-то и гармонь в руках.. 1922 год. Лет девять-десять оставалось до коренного слома деревни, до коллективизации. Кто-то с фотографии впоследствии были раскулачены и высланы из родной деревни. Об этом, а также о тех с фотографии, кого Марья Ивановна знала, повествует её незамысловатый рассказ, точнее отрывок из её воспоминаний, который я в живом тексте, без всякой правки и редактирования, привожу ниже. Впрочем и сама фотография у Марьи Ивановны - тоже переснятая копия с оригинала, хранившегося у другой велецкой уроженки, дочери Ивана Васильевича Антошкова (изображённого на фото), подарившей копию на память Марье Ивановне. Переснятая мною такая же копия, сами понимаете, зримо потеряла качество бесценного оригинала, ничего не поделаешь, судите сами. Совсем другое дело - отсканировать этот самый оригинал, одна из копий которого, кстати, хранится в Волховском краеведческом музее, насколько я понял. Ну а вот и рассказ Марьи Ивановны (в скобочках - мои вопросы):
.............................
"Вот на этом месте я родивши! В этом доми родивши.. Ну, вопчом, этот – клочок этот – на десяти сотках вот здесь..
(А как ваша девичья фамилия?)
Чуркина..
(Коренные велецкие?)
Корённыи велецки, да, корённые велецки, это уж я.. Отец был и бабушка – были всё корённыи, всё велецки. Отец, правда, у мня молодой умер, молодой – в 29-ть лет. Это всё зза тифа в 22-м году он..
(А ваша мать?)
А мама в 59-м умерла. Токо ишо не стара – 65 лет было.. Мама была с Дуброва (родом), она тожо молода замуж вышла, щитай, мама сюда вышла замуж..
(А когда ваши родители поженились?)
Вот брат у миня старший – с 14-го года был (он умёрши), дак а она – поженились (с отцом), наэр, в 13-м году. А вот Павел-брат умер в 89-м году, а жына будь евонна – ишо жива она, она у дочки в Ладоги...
Ишо у мня карточка есть – это со старых лет. Ишо нас тут.. ишо мы токо.. было нам года по три. От-тут.. Одна деревенска карточка. Деревенска. Просто на деревни много сфотографировались под горой! Одна такая.. Типер уж jих никого нет, это уже выехали до войны.. Дак уж-от, считай, вон мне.. мне было тогда, наэно, кода эту деревню фотографировали, мне было.. Вот как мои ровесн.. Я-то – нет миня на фотографии! А ровесницы-ты мои здесь, дак я знаю с какого года да.. Они вот – с 15-го года, с 17-го – вот оны есть на карточки.. Ну а у нас вить не все попали (на фото), это как раз было дело в сенокос дак.. Я куда-то убежала – как раз фотографировали. Вот..
(На фотографии все только ваши деревенские?)
Деревенски! Всё деревенски!... Деревня наша.. До нас! Сенокос, видать, што сенокос! Потомушто люди с косам, со всем дак.. Всё велецки, всё велецки.. От до нас это дере.. было ишо вот, а-от моя.. Вот это вот, это вот Катя Зезелёва (миня на год постаршы). А тут сидят вот – от этых двух я хорошо знаю. Это вот тоже умёрший, Иван Васильич такой Антошков. Онтошков. От-jевонна дочка мне карточку (подарила).. ей стара осталась, она перефотографировала и говорит: «Ты вот всё говорила про деревенску карточку – на, я те подарю». Онтошков Иван Васильевич, потом вот здесь – моя тётка вот здесь, с ребёнком, Коковушкина. Это – сестра (моя), это – тётка моя.. От она, от Шурка (сестра) – 18-го года, а я с 17-го.. А тут другие есь, дак не у кого спросить-то сейчас. Сейчас людей-ты не осталось.. Этого парня вот я знаю, это Петька Скоробогатов! Это – Павел Галанин. Вот этых двух ишо я знаю. А этих я тоже не знаю…
(Галанины ведь и в Халтурине были?)
А там есь Галанины! Вот Галанина это вот этого (Павла) дядя! А он был в дом.. Женилсы и в дом вышел, он Галанин ему фамилия, он наш велецкой был, от Галанин.. Там-от в Халтурини.. Он наш деревенской был…
Вот это – Зезелёва ей фамилия, девичья Зезелёва. А это – Волынина, это Марфа Васильевна Волынина. Это – Екатерина Владимировна Михеева. Одногодки всё там.. Здесь всё вот ребята молодёжь, дак – Бох их зна. Вот некоторых, я гы, што – Галанин Павел Дмитриевич и Скоробогатов Пётра Сергеевич – вот этих двух ишо я узнала.. А Иван Васильевич Онтошков от-здесь.. Вот ишо здесь.. вот это – Антошкова Екатерина Васильевна!.. А здесь есь подходячи-ж таки, дак-ить не знаю я.. А это вот – она бывша мамина сестра дак, а по мужу Коковушкина, от с ребёночком-то, Коковушкина Анна Алексеёвна.. А это вот тожо ровесник мой – стоит на самом бугру! Это вот Вожеватов. Вожеватов – это в Кириловки жили, Вожеватов.
(А как звали?)
Сашка Вожеватов! Он, видишь, тожо маленький, а он стоит а на самом бугру. Сфотографировались-то под горой, все под гору спёрши, а он, видишь, от мале.. Мы с одного года с ним, от-ы я така же была… Это - Марфа Васильевна. Они ишо были высланы на выселку на Урал, ну а потом jих освободили, теперь вить так всё, самоё это всё освободили, што - нет, не щитаютца как выселяна! Ихно jим наоборот дали всем, вопчом, свободу. Што-она как.. Ну, были как выселёны, как в 38-м..
(Раскулачены?)
Да-да, раскулачоны! И были вывезёны, вот она (Марфа) была вывезёна.. Она приежжала в каком-то году ко мне, я всё времё с ней писалась письмам, всю жись. Ну, а сичас вот она два года как умерла.. А оны жили на Урали..
(А как фамилия Марфы?)
Волынина.. Я всё думаю, што вот это ейна мать сиди (на фотографии), тётя Шура. У ей пятеро дитей было.. Вот это - мать ейна (тёти Шуры), Олёксандра, не знаю как ей по отеществу, тожо Волынина…
..........................
(расшифр. диктоф. записи 26.05.2005, д.Вельцы, Волховский р-н)