Сплошное самонадувательство

Вячеслав Абрамов
Неоднократно руки зуделись написать про сумашествие с автомобилями на улицах больших городов. Никуда не проехать, из-за них по тротуарам уже не пройти. Вот так «плохо живём». И тут 22 сентября объявили днём без автомобиля! Значит, «наверху» есть единомышленники?

Наверное, есть. Только в этот день машинок как-то ещё и прибавилось. Кто раньше обходился, видать, решил: сегодня будет посвободнее, и поехал. Нам же как: если что-то нам показали, на то надо насрать.

Те, кто часто бывает «за бугром» со стороны запада, говорят, что там не так. Менталитет вроде другой. И не только у автомобилистов – у других тоже.

Посмотрим и на этих других. Идёшь ли по улице, едешь ли в метро или трамвае – везде видишь лица. Сами по себе это обычные лица, и хмурые - задумчивые, и отрешённые - безалаберные, а часто просто погружённые в звуки из наушников или засунутые в игрушки смартфонов.

Но стоит только кого-то, обладающего лицом, затронуть... не успеешь сморгнуть, как попадаешь на раздувающегося от собственной значимости субъекта.

Сначала забавно на это смотреть. Потом грустно. А временами жутко. Каждая Манька знает себе цену. Наценка при этом – торговые сети отдыхают.  Каждый Ванька – большой перец или супермен. А Серёга, пересевший с трамвая на купленный в кредит «логан» – уже элита. За мучачо на «порше» и «мерсах» лучше вообще помолчать.

В Интернете едва умеющие печатать раздуваются до уровня экспертов по всем вопросам. Им можно изобличать автора в некомпетентности, непонимании того и этого, в противоречиях, обличать за предполагаемые пороки, национальность и социальное происхождение, род занятий. Общий тон – нервный. Вдруг заподозрят, что ты дальше райцентра не выезжал и слаще репы ничего в жизни не пробовал? Отсюда и нервность.

Имеющие словарный запас в десяток слов, отрываются и тоже самораздуваются на «каментах».

И все скопом и развёрнуто презирают быдло - универсальное слово, обозначающее тех, которые не Они. Необходимое для оттенения великих Нас.  Быдло – это те, которые живут там, где воняет, а так как воняет почти что везде, то нужно успеть первым сморщить нос.
О том, что вонь - это не химический и даже не физический параметр, а параметр витально-ментальный, почему-то все забывают.
Это слово очень заразное. Посмотришь по сторонам, как всё засирается, начиная от газонов до культурных пространств «высокого искусства», так и просится на язык: быдло! Но так нельзя. Это вызывающе, нескромно.

Скромность? Да ты, старпёр, о чём, в натуре? Скромность – это печальное наследие совкового тоталитаризма, они там даже родных детей учили быть скромными – охренеть!

Сегодня скромность – порок. Пока будешь скромничать – упустишь шансы. Сегодня ждать не надо. Все освоили навыки цивилизации – чуть что, раздуваться от своей значительности, говорят – от гордости.

Раньше гордились Родиной, родным заводом... Но сегодня эта отстойная гордость изжита. У западных людей гордиться самим собой принято уже давно, у них и выучились! Просто гордиться – да и всё тут. Что старорежимным – бахвальство, то креативным – self-promotion!

И все чем-нибудь теперь гордятся. Что живут в Москве, а не в Мухосранске; что отдыхали в Таиланде, а не в Турции, что покупают в «Перекрёстке», а не в «Пятёрочке»; что не ездят на электричке, а стоят в пробках, и даже там престижнее «каены», «бентли». Если к кому, сидящему в такой тачке приблизишься на «феде фокусе» - изгрызут своим презрением.

Натужное раздувание себя у нас пошло с нашим размахом: я – крутой, я главный, я всё знаю и всё понимаю, обо всём могу судить. И выражаться при этом эдак презрительно, через губу.
Профессиональные промоутеры советуют VIP-клиентам для продвижения завести блог и начинать оценивать - всех и вся.

К самонадуванию нас пригласил радужный образ демократического правления. В основе демократии лежит нелепая идея: любой индивид, даже не способный руководить собой и снискать себе кусок хлеба, почему-то предполагается способным иметь единственно верное суждение о том, кто должен управлять государством. Этот индивид может не иметь даже приблизительного понятия, как государство устроено и зачем вообще оно нужно, но может выбирать, кто этим государством будет рулить. Ну как тут не раздуться?

И надуваться теперь учат сызмальства. Детей полагается воспитывать с помощью только поощрений и похвал. Это раньше считали, что хвалить и ругать нужно за дело: хорошо сделал – похвалить, плохо – поругать. Сегодня эта отрыжка тоталитаризма преодолевается: хвалить, хвалить и только хвалить, как нас учит передовая болонская педагогическая система! Ни в коем случае никого ни с кем не сравнивать, дураков нет, есть «альтернативно одарённые». Каждый достоин самого лучшего! А с какой стати? А ни с какой! Достоин – и всё!
 
Уже выросло поколение, воспитанное в этом стиле: все типа крутые, все типа достойные. Рядовая работа, средняя зарплата – для лохов. При том, что в реальности большинству приходится довольствоваться категорией эконом, но это ощущается как досадное отклонение. И что делать? А надуваться!

Кому в реальной жизни надуться не получается – так есть selfie, можно всегда выложить «вконтакте» и показать, как ты крут!

Ну а поскольку всё-таки приходится, как ни выставляйся, довольствоваться малым и рядовым – везде разлито раздражение, хроническое недовольство, злая ирония. Это свойство общества раздутых пузырей. Это именно свойство, поэтому уже надутые щёки и пальцы веером не ощущаются даже, вроде по-другому и не может быть.

Все норовят всех изобличить, поставить на место, опустить, а самому возвыситься и потоптаться.

И почему же всё так, неужели это наши люди такие плохие?

А люди – они и есть люди. Везде. В них всегда было и будет и плохое, и хорошее. Если человека затащить в кабак, он вместе со всеми начнёт кутить. Если в храм – вместе со всеми начнёт креститься и молиться.

Люди – они как сосуды. Они ищут наполнения. Нет наполнения хорошим – льют в себя всё то, что есть. И водку в том числе. Или наполняются пузырями: чувством собственной важности и тупой гордостью, и это не самый худший вариант. Лишь бы не ненавистью.

А наполниться так, чтобы стать довольным, очень и очень непросто. Прямо сказать, невозможно, потому что всё то, что нам втюхивают, не наполняет. Не зря при всех удобствах жизни столько сегодня неимоверно усталых и депрессивных. Потому и раздувает человек свою маленькую личность до гипертрофированных размеров. По-другому не может, потому что в нас внедрён и господствует запредельный эгоцентризм. В центре мироздания – Я. Всё для меня: государство, общество, семья. Все мне что-то должны, а я никому ничего не должен.

Это убогие совки считали, что государство важнее, что нужно бороться за идею до последнего вздоха. Теперь, спасибо нашим заграничным учителям демократии, мы открыли, что всё наоборот, и главная идея – это отсутствие идей. Вместо них – слоганы. Ну и реклама, как же без неё?

Вообще-то любая логика выводит, что часть никак не может быть важнее целого. Но Я – Личность, свободная, просвещённая и не опутанная всеми этими совковыми моральными идеями! А потому – ничто и никто мне не указ. Хочу - живу так, хочу – эдак. Хочу - спереди, хочу – сзади. Хочу с тем, а хочу – с той. Никаких идей или высших велений, кроме собственного удовольствия и личной выгоды не существует!

По закону подобия в околодуховных, «духовенских» сферах происходит что-то подобное, но в зеркальном отображении. Всем церковникам и подвизающимся к религиям постоянно чудится попрание их священных прав. И возгорается соблазн отстоять то, что чудится. Как – да как все вокруг (лукавый-то для всех один)!

Трудно и даже страшно жить, имея опору и нравственный источник всех дел жизни только в себе самом. Жить страшно, а умирать ещё страшней. И тема смерти старательно вымарывается, её как бы нет. Если нет ничего ни впереди, ни позади, знамени, которое кто-то подхватит, - тоже нет, человек ведь живёт для себя – значит, с ним всё и умирает.

Может, поэтому стали так мелки и убоги люди, и дела их. Все люди, государственные – не исключение. И люди искусства уже сегодня не видят своей миссии. Ничего нового не появляется, а старое разрушается. Всё современное искусство – только комбинация и ремейки чего-то бывшего. Когда художник не служит искусству, а подходит с вопросом: «Что я с этого буду иметь?» – он не приобретает ни мастерства, ни влияния. Хотя, если поимеет, то может стать эталоном для подражания других ХУДОжников.

Уже не хотел, а опять привёл тебя, читатель, в болото с мыслию, что всё плохо и все плохие. Пойдём искать, где посуху, да где прячут хорошее. Найдём ли? Не знаю!

Опорой и источником сил для человека всегда было и есть нечто высшее. Чему он хочет СЛУЖИТЬ.

И раньше, и сейчас для кого-то это Бог. Можно так и жить – с Богом и для Бога.

Но не только Бог, но и Родина, наука, искусство – всё это может быть этим высшим для человека. Человек, который служит чему-то высшему, становится сильнее того, кто «предан поклоненью одной лишь самости своей».

Тот, кто служит, черпает силу в том, чему он служит. Для него есть нечто бо'льшее, чем он, на что он может опереться, к чему может припасть и почерпнуть силы – нечто целое. Он – часть этого целого.

Это высшее и целое, будучи важнее человека, имеет право его использовать. Родина может потребовать от него жертвы, наука или искусство – отказаться от каких-то обывательских радостей. Но человек, который служит высшему, будет способен на большие свершения. Будучи частью целого, он  сам становится цельным.

А большинство сейчас ничему высшему не служит. Оно не служит Богу, т.к. в него не верит. Те, кто объявляет себя верующими, истово исполняют обряды, от чего самонадуваются, утешаются и уже не служат. Зачем, они же спасутся! И те, и другие служат только себе!

В дозастойном совке была религия коммунизма. Об этом ещё первым публично обмолвился Николай Бердяев в эссе «Социализм как религия». Что коммунизм есть религия, свидетельствуют сами коммунисты. Было массовое воспитание истинноверующих этой религии. Вера в коммунистическое будущее плюс любовь к Родине давали этим людям небывалые силы, они делали невозможное.

А сейчас по убожеству своему, живя на построенном ими базисе, мы презрительно называем их зомбированными и тупыми фанатиками. То ли дело мы – свободные, независимые и самодостаточные! Наши мечты (берём посерединке шкалы запросов) – квартира и машина «не хуже чем у других», дача, ландшафтный дизайн и ассенизаторская бочка по вызову, потому как экскрементов при такой  жизнедеятельности образуется много.

Нам всем очень теперь нравится слово «гуманизм». Он не только у добрых гуманоидов. Откуда он, такой желанный? Ищем в источниках и находим: он оттого нравится, что человека ставит в центр Вселенной, на место Бога. Вплоть до середины XIX века все эти умствования были уделом тончайшей прослойки, культурной и свободной от тяжкой борьбы за кусок хлеба элиты, ещё не называвшейся интеллигенцией. Была застелена колыбель эгоцентризма.
А в начале ХХ века, с бурным развитием капитализма, стала внедряться в массы философия радикального эгоцентризма, а «мыслящая интеллигенция» этот процесс и молча, и громко одобряла (отчего потихоньку стала прогнивать, отдаваясь за два кусочика колбаски). 

Здесь уже говорим о том, что нас объединяет с «демократическим миром».  Под флагом гуманизма в обнимку со своим ненасытным эгоизмом мы жрём больше, чем влазит. И потом срём, а то и дрищем. Придумав всяческих «измов», стали делиться на своих и чужих, правильных и неправильных, лишая жизни всех, кто делит иначе, по-своему. Душим всё, чего опасаемся. Уже некоторым «великим оплотам демократии» можно нести гуманизм «отсталым» и «заблуждающимся» с помощью сверхточных бомб и ракет. Ядерные заряды – пока в заначке. 

Сегодня «прогрессивное человечество» живёт, уничтожая природу и наращивая, надувая свои потребности, свою «самость». Так же живёт раковая клетка. Господствующее мировоззрение состоявшейся цивилизации – это позиция раковой клетки, которая ни от чего не зависит, ничему не подчиняется, нарушает обмен веществ, в отличие от нормальных, запрограмированных природой клеток.
Нормальные клетки служат целому, подчиняются организму и живут в интересах организма. Раковая клетка по своей позиции в организме гордится только собой, и нет для неё иного веления, кроме собственного «свободного и независимого выбора». Но при этом она начинает размножаться, пускать метастазы и пожирать нормальные клетки. До тех пор, пока опухоль не съест организм и не помрёт вместе с ним. Её самость, тупой и злобный эгоизм не даёт «осознать» грядущего апокалипсиса.  А для организма она своя, доморощенная, и он с ней не борется.

Эгоцентричная позиция заставляет нас любить только себя и желать выиграть за счет ближнего, невзирая на его страдания, даже радуясь им.
Такая позиция не даёт видеть, ощущать воздействий высших сил – сил управления этим миром. Если бы не страх перед  высшей силой, мы вообще не думали бы о ней.

Мы и наши предельно надутые современники не оставят по себе «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Разве что оставят всё более совершенные и объёмные средства как удовлетворения животных потребностей, так и уничтожения всего животного и животворящего. 

Только выходя из ограничений этого эгоистического мира и нашего эгоистического восприятия, можно увидеть, ощутить и потом раскрыть новую, подлинную реальность, не ограниченную рамками эгоизма.
Ощутить, что я и окружающий мир, вся Вселенная – это один многомерный организм, внутри которого я нахожусь.

Это изменит всё внутри меня и всё вокруг. Есть такие действия, которые человек должен выполнить для изменения своей эгоистичной природы.
Должен – потому, что если решит, что не должен, то будет вынужден выполнить. И будет вынужден такими негуманными способами, что смерть будет казаться избавлением от страданий.

Если сам – то это и будет как путь посуху. Если не сам – придётся сначала утонуть в болоте, чтобы выработался т.н. информационный ген, определяющий, как двигаться комфортнее.

Уважаемые читатели и незабвенные критики, которые дочитают до конца. Извиняюсь за не всегда удобоваримый стиль изложения. У темы о том, кто человек есть и зачем он в этом мире нужен, много аспектов, которые трудно выстроить в колонну по одному.
Была сделана попытка осмыслить только один небольшой аспект главной проблемы – раздутость самомнения. Это свойство приобретено из-за господствующего мировоззрения с позиций эгоцентризма. А главная проблема – это острейшая необходимость проявления и развития человеком своего управляющего духовного начала, победы духовного начала над животным началом.
От того, какое начало начнёт побеждать, зависит исход нашей жизни: страдания, вынуждающие подчиниться «некорректным» и даже негуманным воздействиям высшего, управляющего мира, в котором действует обезличенный закон альтруизма.
Или осознание и превентивное, добровольное подчинение.
Только в этом свобода выбора человека.