Какая она, наша армия?

Алевтина Терентьева
Возраст 70 лет самый хороший. Уже ни за что не отвечаешь, дети взрослые, внуков все равно не понять – нечего и пытаться воспитывать, никто с тебя ничего не спрашивает, никому ничего не должна. Не надо трястись над квартальными отчетами, бояться перепутать что-нибудь с налогами, уже не ждешь с ужасом, что начальник заставит подписать какой-нибудь сомнительный бухдокумент.
В прошлом все эти приключения. Еще в этом возрасте хорошо, если случись что – дед уже заждался там за пять лет – люди участливо спросят, а сколько ей было? Услышав в ответ «семьдесят», решат типа, что же, все там будем. А если 69, непременно скажут, молодая была, жить да жить бы ей еще.
В этом возрасте остается только с такими же бабками соседскими на скамейке сидеть, да рассуждать про все на свете. Этим и занимаемся. Только скамейка у нас виртуальная – скайп, а товарки-собеседницы – старые подруги, которых судьба занесла одну в Канаду, другую в Австралию. До сих пор не могу понять, откуда такое счастье: часами бесплатно болтать, да еще и видеть их живыми на другом конце света!
Сегодня про армию. Российскую, разумеется. Эмигранты, они ведь своими нынешними странами мало интересуются. Им мнение важно по России изложить. Подкованы они блестяще: с утра перечитывают в интернете наши газеты и все про нас знают.
Кроме того, у одной муж в советской армии 40 лет назад служил, у другой – вообще кадровым военным был. Всего лет 25 назад. Так что по нашей армии они первейшие спецы.
Но к армии подошли не сразу. Сначала, теперь уже по инерции, поговорили об Украине. Столько было уже дебатов за последние два года, столько упреков я услышала от подруг… И бандитский налет на Крым, и бессовестное использование тяжелой ситуации в дружественной стране, и попытки придавить желания украинцев жить в западной цивилизации. И конечно, использование российской армии в каких-то невиданных масштабах. Правда, без прямых доказательств, без приведения документальных фактов.
Нынче, когда простенькое соло украинского рожка в этом мировом оркестре сыграно, когда вступили мощные мусульманские трубы, и оркестр начал грозное крещендо, когда поперли через европейские границы сотни тысяч беженцев с айфонами, - всем вдруг стало как-то не до Украины.
Пытаются еще реанимировать заманчивую тему, англичане вот усмотрели со спутников следы гусениц тяжелой техники. Бабки мои снова воодушевились, и здесь я попыталась глупо сострить: следы эти еще непонятно, в какую сторону ведут, а англичане могут привести более убедительные доказательства. Большие скопления армии состоят из большого скопления людей. Люди должны ежедневно справлять физиологические нужды. Англичане, сказала я, могут сверху провести анализ почвы и обязательно обнаружить аномально большие скопления российского говна. Ну раз войска так ловко прячутся, что их сверху не видно, экскременты – доказательства присутствия людей – назад, в Россию же вряд ли отправляют?
Ох, лучше бы я не лезла со своими глупостями! Не трогала бы военных! Битый час соревновались мои осведомленные подружки в доказательствах мерзости, неимоверного безобразия и всяких преступлений, характеризующих нашу армию. Дедовщина, истязания, побои, повальное пьянство, круговая порука, тотальное воровство… Особенно красноречивы были рассказы о подневольном, полуголодном, рабском труде солдатиков на стройках грандиозных генеральских дач. И конечно про «три патрона», которые за всю службу доводится испуганным призывникам в белый свет выпалить из старого оружия…
Что я могу ответить? Дед мой не служил, дочери тоже, газет не читаю. По телевизору, правда, слежу за темой. Но там картина несколько иной представляется.
А между тем, я самая заинтересованная – это мой внук скоро в армию пойдет. Где же правду узнать? Не из тенденциозных репортажей, не из уст сплетниц – этих старых дур, - из первых рук хочется узнать. От нынешних служивых людей. Может форумы специальные есть, может, кто из комментаторов что-то знает.
Покопалась в некоторых форумах. В одном 45% говорят, что есть дедовщина, на другом какой-то парень в июне этого года сообщает: «Помнится, Шойгу тоже уделяет много внимания питанию, отчего и поручил пару лет назад Минобороны ввести шведские столы, которые, наконец-то, дали право выбора простому солдату «сколько и что ему есть». Видимо, идею хорошей и качественной еды любой нормальный мужик поддержит»
Где же правда, где утрирование негатива, где официоз и восхваления позитива? Неужели только мой внук после службы сможет рассказать, как оно, на самом деле? А если попадет к хорошему командиру, и все ему покажется нормальным? А если наоборот к придурку и пьянице – все впечатления в черном цвете будут?
А нельзя в век сплошного интернета послушать прямую речь солдатиков? Пусть тайны не выдают, номера частей не оглашают. Да пусть для страховки и имен своих не называют, просто пусть рассказывают, как в армии живут. Понятно, многие анонимно наврут, но из массы впечатлений хоть выводы сделать можно.
Какая она, наша армия сегодня?