Умный бисер как технология

Аркадий Костерин
   Любимым моим занятием является придумывание рациональных моделей для духовных понятий. Недавно я задумался над тем, какой образ может соответствовать довольно известному выражению святоотеческих молитв «умный бисер»*. И вот, что придумал:

   Думаю, что возможно создание нанотехнологии, с помощью которой можно будет непосредственно подключать человеческий мозг ко всемирной информационно-вычислительной сети. Это и есть реализация «умного бисера»: Съедаешь несколько разноцветных капсул, каждая из которых заключает в себе миллионы микросхем определённого типа, и подключаешься на молекулярном уровне к ресурсам всемирного вычислителя. По окончании работы, наносхемы выводятся через кровоток и систему естественного обмена веществ организма (с последующей утилизацией выделений).

  По моим представлениям, умные микрочипы будут создавать электрохимическое возбуждение определённых нервных окончаний, с помощью которого можно будет осуществлять восприятие зрительной и слуховой информации. Возбуждение это должно направляться с помощью сигналов Wi Fi интерфейса и трансформироваться в воспринимаемые мозгом образы. То есть, картинки с изображением и звуком могут формироваться непосредственно в зрительных и слуховых нервах, без использования всякого рода воспроизводящих устройств.

   Первым этапом в реализации этого проекта может быть возвращение способности видеть и слышать для людей с дефектами зрения и слуха. Для обеспечения избирательности поступающей в мозг информации и для регистрации её на начальном этапе можно использовать дополнительный пультик или клавиатуру с памятью, которые будут сохранять историю коммуникаций и вырабатывать стробирующие сигналы для нанокомпьютеров в организме. Так будет отсеиваться вредная и паразитная информация, то есть спам. Ввод задания предполагается речевой. Полагаю, что решение этой проблемы можно начать уже на современном научно-техническом уровне.

   Такая технология естественно продолжает тенденцию по соединению возможностей человека и компьютера. Всем известны достижения по протезированию органов, которые, в принципе, должны привести к созданию киборгов — человеко-роботов, расширяющих физические возможности организма. Для усиления разума такая перспектива не годится. Для мозга необходимо сохранить естественную целостность системы, сопряжённой с психической жизнью человека. Технология «умного бисера» позволит избежать каких-либо операций и органических нарушений мозга. «Умный бисер» должен работать как естественный интеллектуальный усилитель, расширяющий способности человека к мышлению и восприятию. 

     Думаю, что новая технология породит новые масс-медиа и новые виды искусства с огромным набором выразительных средств и принципиально новыми возможностями. Однако перспективы этой технологии выходят далеко за рамки научного и художественного творчества. Уже достигнутый сейчас уровень компьютеризации и информатизации общества позволяет говорить о том, что она претворяет в реальность мечту о «сверхчеловеке» — всемогущем и всезнающем повелителе мира. И это ставит вопрос о том, кем будет этот грядущий человекобог? То есть перспектива развития такой технологии заставляет с тревогой подумать о нравственном её аспекте. Вот что написал мне мой друг**, когда я поделился с ним этой идеей:

   «Это идея сродни «интеллектуальной ядерной энергии». И мне кажется, что в обозримой перспективе она, если реализуется, как и атомная энергия, в первую очередь будет использоваться «в военных целях». И потому надеюсь, что технически она окажется настолько сложной, что на моём веку (и на веку моих детей и внуков!) практически не осуществится…»

Действительно, представьте себе, что такой способностью относительного всеведения  будет обладать руководитель некоей сверхдержавы. Можно представить себе соблазны и искушения, которые будут одолевать этого «супермена». А если такими же возможностями будет обладать и его соперник на мировой арене? Какие фантастические схватки предстоят им? И какие жертвы понесёт при этом человечество? — Осознав такие жуткие перспективы я хотел отказаться от публикации этой идеи, но узнал, что она уже была описана во многих фантастических произведениях.

   Впрочем, такую перспективу можно усмотреть и по многим другим направлениям технического прогресса. Как оценить эти ожидания, в целом? С позиции многомировой концепции, действительность человечества можно представить себе, как огромный ареал, переплетение, различных миров, воплощающих различные варианты его существования. Тогда указанная перспектива будет означать лавинообразное нарастание числа гибельных вариантов, отпадающих от общего ареала миров человечества. Поглотит ли эта адская лавина всю человеческую действительность? — В условиях, когда воля отдельного человека становится значимой для выбора всеобщей гибели или спасения, нравственность каждого человека становится всё более критичным параметром выживания этого мира...


Сентябрь 2015.

* Понятию «умный бисер» придаётся символическое значение взаимосвязанных духовных и нравственных поучений. Вот, например, что пишется в сборнике «Умный бисер»:

Слово «бисер» нередко употребляется в богослужебных текстах, его значение — «драгоценность, сокровище». «Умный бисер» — сокровища христианской мудрости, явленные в виде афоризмов в Священном Писании, в поучениях и наставлениях Отцов Церкви, старцев, прозорливцев, духовных людей, к которым обращались за советом в самых разных случаях жизни.
В сборник вошли наставления и поучения апостола Павла, Иоанна Богослова, Антония Великого, Ефрема Сирина, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина, Серафима Саровского, Тихона Задонского, Филарета Московского, Иоанна Кронштадтского, Иннокентия Московского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Паисия Святогорца, Николая Сербского и других. В их мудрости ответы на любые вопросы, которые возникают у человека во время «плавания по житейскому морю»
(http://www.zyorna.ru/catalog/books/item_97135/)

** Частное письмо Ю.А. Лебедева от 23.09.15