Песня Леля

Дмитрий Ромашевский
   С запада и севера мой небольшой  участок окружает стареющий лес. Осины начали падать; но лес всё-таки наступает, и тень от него стала длиннее, и теперь я почти не вижу отблесков заката; но  чудный розовый свет по вечерам, мне кажется пронизывает  поредевшую листву старых яблонь, и, напитавшись солнцем за день, тепло излучают свой тихий свет календула и настурция.
  Осень. Я копаюсь в саду. Упавшая листва покрывает чёрную землю, кажется, что и она добавляет чуть-чуть своего ласкового свечения.
   Странно, в эти последние дни моего пребывания на даче, когда я по мере сил своих готовлю сад к расставанию со мной, внезапно в памяти  звучит песня Леля:

Туча со громом сговаривалась —
Ты греми, гром, а я дождь разолью.

В памяти возникают  слова:

То-то цветики возрадуются.
Выйдут девицы за ягодами,
Вслед им молодцы увяжутся,
Лель мой, Лель мой, лёли лёли, Лель.

Лель ли поёт, деревенская ли девушка или моя душа? Кажется,  в одном лице все они, перевоплощаясь друг в друга, и  «Вслед им молодцы увяжутся,..» звучит таинственно, с каким-то скрытым ожиданием… Это тайное ожидание  встречи с молодцем, который незаметно проберётся в лес,  и об этом она никому не скажет, только сердце замирает вдруг радостно и начинает биться от волнения и счастья. От этого так громко и весело прозвучит оркестр плясовым проигрышем.

Постепенно вспоминаются слова дальше:

В роще девицы все врозь разбрелись,
Кто в кусты, а кто по ельничку.
Брали ягодки, аукалися,
Одной девицы вдруг нет как нет.
Все-то девицы расплакалися,
Нашу девицу не волк ли заел?

Это поётся: тревожно с деревенской ли наивностью или   весело  с намёком на её тайное свидание?   Певицы и певцы исполняют это по-разному.
   Николай Андреевич Римский-Корсаков  писал либретто к своей опере сам, уехав в своё имение Стелёво. Всё лето он провёл там и, конечно, природа вдохновляла и помогала ему.
  С его музыкой   полуреальные герои  сказки Островского  наполнились такой жизнью, такими понятными нам чувствами…
   Есть и ещё одна замечательная сторона этой оперы - работа художника над декорациями.  Для Васнецова эта работа стала открытием нового пути в театрально-декоративном искусстве.
  Опера - это драгоценный камень, грани которого - музыка, поэзия, драматическая игра, живопись.  Сколько чувств и какое душевное волнение с состраданием и наслаждением будит она!

  Прекрасная осень. Цветение увядания: краски опадающих листьев, меркнущий тёплый свет  заходящего солнца… Музыка жизни. Музыка любви. И не случайно вспомнилась мне 3-я песня Леля, ведь Лель - это весна.