Любовный напиток, фильм-опера

Галя Елохина
         
               
    Меня пригласили на фильм-оперу  «Любовный напиток». Это опера-буффа (по-итальянски buffa – комическая), была написана в 1832 году на либретто Ф.Романи. Итальянский композитор Гаэтано Доницетти  (1797-1848) написал более 70 опер. Также хорошо известны «Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка», «Дон Паскуале» и др. Фильм был снят в 2012 году в США. Режиссёр Бартлетт Шер. В ролях: Анна Нетребко, Мэттью Поленцани, Мариуш Квечень, Амброджо Маэстри. За дирижёрским пультом  – маэстро Маурицио Бенини,  итальянский дирижёр и композитор.
    Я впервые была в  престижном торгово-развлекательном центре «Гринвич», что в Екатеринбурге. Залы центра в восьмом часу вечера были почти безлюдны. «Как много есть на свете вещей, в которых я не нуждаюсь», –  вспомнила я чьё-то высказывание, оглядывая сверху павильоны с одеждой, домашней утварью, техникой.
    В кинотеатре «Титаник синема», в «классическом» 2D зале c экраном 9х4 метра   было человек десять. Очевидно, аппаратура не была расчитана на показ этого фильма. Актёры были то с подрезанными головами, то обезножены. А уж от субтитров на русском языке  остались только первые строчки (опера на итальянском языке) – «догадайся, мол, сама!». Билеты стоили по шестьсот рублей со скидкой. Что это была за скидка, я постеснялась спросить у подруги, пригласившей меня.

    Неморино (Мэттью Поленцани), крестьянин, влюбившийся в дочку фермера  Андину (Анна Нетребко), вопрошает:  «Кто научит способу заставить её полюбить меня?». Андина ветрена и непостоянна: «Нет у меня ни одного желанья, которое бы не исчезло тотчас после того, как возникло». «А на войне, как в любви,  осада скучна и утомительна», – почти вторит ей сержант  Белькоре( Мариуш Квечень). Но вот появляется врач Дулькамара (Амброджо Маэстри): «Благодетель человечества, избавитель от недугов, я в несколько дней очищаю, опорожняю все госпитали и отправляюсь продавать целому свету здоровье. Покупайте, покупайте, продаю его по дешёвой цене!».  Он предлагает Неморино  «чудесный эликсир, который привораживает к вам любовь». «Любовный напиток» оказывается  обычным бордо. Вот откуда пошло распространение биодобавок и связанное с ним обогащение – улыбнулась я в этом месте.
    Я ощущала всё, что происходило на экране, кажется, сильнее реального мира – людей, ежедневно встречающихся, с их застывшей мимикой и потухшим взором. Особенно впечатлила игра  Мэттью Поленцани,  в роли влюблённого хлебопашца Неморино - снимавшегося в фильмах-операх (США): Волшебная флейта, Дон Жуан, Травиата, Так поступают все женщины, Искатели жемчуга.
    Анна Нетребко в первом действии показалась несколько солидней, чем игривая, кокетливая девушка по сценарию. С развитием сюжета  это впечатление нивелировалось. Десять лет назад по приезду в Metropolitan Opera она уж точно была адекватна образу Андины. Дебют Анны Юрьевны Нетребко в Metropolitan Opera  состоялся в 2002 году (Наташа, «Война и мир»).
    Перед началом фильма выступали его создатели (в частности,  режиссёр Бартлетт Шер), а по окончании –  Анна Нетребко и  Мэттью Поленцани. Конечно, мы ничего не поняли, ибо вместо субтитров - «фиг-вам!». Но у меня было ощущение уверенности, силы духа, прочности положения этих людей в жизни вопреки аляповатому прокату фильма в символичном  «Титаник синема»  по «Гринвичу».