След невидимой радуги. ЧСЗ - 1977-1997 гг

Людмила Хасхачих
  КНИГА:
«История – газетной строкой.Черноморский судостроительный завод в 1977-1997 гг».

                Глава 1. ТРУДОВЫЕ БУДНИ.

                СЛЕД НЕВИДИМОЙ РАДУГИ.

Центральная за¬водская лаборатория стоит несколько особняком: с одной стороны ограждена частоколом тополей и довольно обширным сквером, а с другой - железнодорожными путями. Но это обособление кажущееся. Хоть научные труды и должны твориться в тишине и уединении, однако в стенах ЦЗЛ происходит то, что неразрывно связано с производством. Кажется, что тысячи невидимых нитей тянутся и над тополями, и над железнодорожными путями в этот старый дом.

Непосвященный будет лишь дивиться свершаемым таинственным процессам.
Но начнешь говорить с людьми, и кое-что становится понятным.

Лаборатория спектрального анализа. Спектр? Солнечный луч» проходя через стеклянную призму, преобразуется в семицветную радужную полоску.

А в стенах этой лаборатории нет вроде бы ни призм, ни оптических приборов, а от жарких солнечных лучей надежно защищают тополя и шторы.

 - Как делается спектральный анализ?

 - Очень просто, - отвечает инженер Елена Михайловна Пузанова.- У нас есть фотоэлектрические приборы, мы их называем квантометрами, МФС-4 и ДФС-10. Первый используется для проведения очень быстрого анализа, то есть, иначе говоря, экспресс-анализа черных сплавов, а второй для такого же анализа, но цветных металлов.
 
Берем пробу металла. Это небольшая болваночка с биркой-номером. Вставляем в штатив. Она используется в качестве одного электрода. Второй электрод - это угольный или медный стержень. Пропускаем ток. Загорается дуга или искра: на разных металлах по-разному.
 
Частицы пробного металла испаряются в плазму пламени распадаются на атомы и ионы. Их излучение проходит дифракционную решетку - это множество параллельных щелей в или, наоборот, множество зеркальных, отражающих полосок - и разлагается в ряд спектров.

Интенсивность спектральных линий регистрирует прибор с очень большой точностью. Затем по данным прибора мы высчитываем химический анализ пробы.

Такие анализы мы делаем для сталелитейного и цветнолитейного цеха. Это маркировочные анализы.

А есть еще разбраковка. Ну, например. Получил  корпусно-стапельный цех металл. Начинают варить, а ничего не получается. Брак идет. Несут кусочек этого металла нам. Делаем спектральный анализ и выясняем: это либо бракованный металл, либо просто не та марка.

После рассказа Елены Михайловны уже со знанием рассматриваю фотографии.
На снимке вверху справа видно: на столе стоят пробы металла. Одну из таких проб лаборантка Людмила Павловна Черепухина ставит в штатив, а лаборантка Анна Ивановна Кудинова снимает показания с прибора МФС-4. Я уже знаю, что этот прибор предназначен для спектрального анализа черных сплавов, значит, на столе стоят цилиндрики из стали.

А на снимке внизу изо¬бражен квантометр ДФС-10. Здесь делают спектральный анализ цветных металлов. Лаборантка Любовь Яковлевна Филимонова работает по четвертому разряду. Десятилетний стаж - основа большого опыта и знаний, которые Любовь Яковлевна использует не только для исполнения своих непосредственных обязанностей. Они помогают ей активно участвовать в научно-рационализаторском поиске. Она — соавтор нескольких рацпредложений, которые сокращают время анализа, улучшают условия труда.

Раньше, например, химический состав цинкового сплава ЦАМ-4 определяли в химической лаборатории. Теперь Любовь Яковлевна делает спектральный анализ на своем квантометре быстрее и точнее. А химики освобождены от тяжелого монотонного труда.

А на снимке вверху слева видим будущее спектрального анализа. Лаборантка Маргарита Константиновна Полуянова обслуживает рентгеноспектральный прибор VRA-20, изготовленный в ГДР. Он еще находится в стадии освоения. Но насколько же он облегчит работу!

Лаборант загружает все пробы и включает программу. Дальше все делает ЭВМ: робот ставит пробы, прибор анализирует, а цифропечатающее устройство выдает готовый анализ химического состава металла.

Вот такие дела в лаборатории спектрального анализа Центральной заводской      лаборатории. Хорошие дела.  И люди здесь работают хорошие.

Надеюсь, после этого репортажа вам станут понятнее и эти дела и эти люди.

В тихих комнатах лаборатории играют невидимые радуги, а радуга, как известно, предвестник хорошей погоды.

15.7.87г.
                Л. ХАСХАЧИХ.