Жертва Авраама...

Людмила Возняк
             Эпиграф 1: "Милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений"(Ос.6:6)



             Эпиграф 2 «…Спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть»(Быт.19:17). На «гору Господню» должен взойти каждый человеческий дух — дабы уцелеть, спастись, получить    Богопознание, без которого человек погибает»( Д. Щедровицкий)

               
Когда Авраам откликнулся на призыв Божий идти в землю, которую укажет  Бог, ему было 75 лет. Кто назовет это неподходящим возрастом для переселения и начала новой жизни ?
«...и сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе»(Быт.12:1)

Бог  «сказал Аврааму: «…пойди из земли твоей…», по-древнееврейски ;;;;; ;;;;; ‹лех-леха; ме-арцеха;› — «иди себе из своей земли».

В своем предидущем исследовании, я описывала Каина, как земледельца, который принес в дар Богу плоды земли. Еще я приводила комментарий о земледельцах, о том, что земля уподобляет человека себе, и если не сопротивляться, превращает в идолопоклонника. Это все взаимосвязано… Бог призвал Авраама выйти из его земли, чтобы  он не оставался земледельцем, приносящим в дар «плоды земли», т.е. идолопоклонником, грешником…  Не оставался животным, механистически обрабатывающем землю, находящимся в зависимости от урожаев, и строя свою жизнь только вокруг  земли. А «земля» то не простая, а вещественное(материалистическое), животное естество, в которое «оделись» Адам и Ева после грехопадения. Но на плоскости получается, что Авраам решается порвать свою связь с землей,  родиной его отца, одним из древних центров идолопоклонства и следовать призыву свыше, чтобы стать странником (пастухом). «Земледелец» и «пастух» в Быт.4:2 это не профессии, а состояние сердца, суть человека.

 Затем Бог сказал также: «…от родства твоего…» — ;;;;;;; ‹у-ми-моладтеха;›. Слово ;;;;; ‹моле;дэт› (от древнееврейского глагола ;;; ‹йала;д› — «рождать») означает «родство», «происхождение» — это то, что свойственно человеку от рождения. Иными словами, избранник Божий должен был избавиться от власти  не только плотского, но и душевного начала, т. е. от тех свойств  своей личности, которые препятствовали духовному восхождению. А с душой у человека связаны чувства.

И, наконец: «… из дома отца твоего…» — ;;;;; ;;;; ‹у-ми-бейт ави;ха›, т. е. удались также и от религиозных традиций своей семьи, унаследованных тобою от отца твоего, Фарры, бывшего идолопоклонником и ставших частью собственной личности .

Т.е. надо  избавиться от того, что он впитал в себя в своем родстве: дух, традиции, обычаи, мировоззрение. Но не сразу Авраам отделяется от дома отца, некоторое время путешествует вместе с «домом». Недолго с отцом, после смерти отца, с племянником.

Если кто-то переживает, что не научен с детства своими родителями  доброму и полезному , то хорошая новость заключается в том, что научиться главному в жизни(либо переучиться) можно и в 75 лет, непосредственно от своего небесного Отца… Но все же не обязательно ждать до 75-ти лет.


Помните,  Каин не захотел изменить свои внутренние «ценности» - «плоды земли», т.е. греховное состояние.  Авраам же, напротив,  решается  оставить все  и становится человеком, водимым Богом.
Но оставление всего плотского и душевного происходит во времени. И окончательно он становится духовным человеком при восхождении на гору Мореа.  Это вершина его жизни, последнее испытание… последний урок.

В Послании к Римлянам 4:17 говорится, что Авраам — это отец всех верующих . Начало каждого верующего лежит в Аврааме. Конечно, это говорится условно, иначе бы Авраам превратился бы в идола. Но надо понять, что то, что осуществил Авраам в своей жизни , будучи в этом опыте первым из людей(началом, точкой отсчета, во всяком случае – подробно изложенной «точкой»!) необходимо совершить и всем людям, идущим по пути Авраама. Начало Аврама было в Боге Отце. И наше Начало, несомненно, в Боге Отце, а в Аврааме наше начало  в смысле опыта и примера.

Что интересно отметить, никому Бог не позволяет называться отцом, никому кроме… Авраама.
Первоначальное имя Авраама было Аврам. Позже Бог изменил его имя на «Авраам» (Быт. 17:5). В основе и того и другого имени лежит корень Авра, что на языке оригинала означает «отец». Авраам сам стал отцом, и усвоенный им урок состоял в том именно, чтобы познать Бога как Отца. Иначе как будешь отцом, не зная Отца?!  Всю свою жизнь он изучал этот  урок — познание Бога как Отца. Усвоил настолько, что его самого можно считать символом Бога Отца.

Что значит познать Бога как Отца? Это значит, что все исходит от Бога. Господь Иисус сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17), «Отец, пребывающий во мне , Он творит дела»(Ин.14:10).  Т.е. Бог вначале.

Но прежде чем познать Бога как Отца, Авраам пережил духовный опыт.

«И было после сих происшествий Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор о которой Я скажу тебе»(Быт.22:1,2)

У Авраама было много событий, например –  война с 5-ю царями и освобождение Лота, рождение и изгнание Измаила, заключение союза с Авимелехом.  Авимилех видел в Аврааме водимого Богом человека, и хотел иметь такого человека и его потомков в союзниках, а не противниках(Быт.21). Начинают исполняться Божьи обетования…

И тут как гром среди ясного неба, просьба принести сына во всесожжение. Теперь, когда с Исааком столько связано? Не говорил ли Авраам, хотя бы Измаил был жив? Зачем было давать Исаака, чтобы потом попросить принести его во всесожжение? Разве может Бог попросить сделать то, что делают окружающие народы, т.е. приносят в жертву своим богам своих детей? Могут ли исполниться обетования без Исаака? Сделает ли для Бога принесение Исаака во всесожжение невозможным исполнение обетований? А может быть дело в неком духовном опыте?

 Абсурд на абсурде…

Абсу;рд (от лат. absurdus, «нестройный, нелепый»; от ad absurdum, «исходящий от глухого»)-

1. нечто нелогичное, нелепое, глупое, из ряда вон выходящее, противоречащее здравому смыслу.
2. в повседневном обиходе — бессмыслица, небылица, бред, чушь, чепуха.
 
Ситуация необычайно сложна.На то оно и искушение… еще недавно Бог обещает Аврааму(Быт.19:2-8) дать множество потомков… Бог, кажется, хочет забрать жизнь у Исаака?! Как не поступи, все кажется не так…
 
Проведем исследование текстов:

    Искушать -  Варианты перевода:
 3985, ;;;;;;;
1. пытаться, делать попытку;
2. испытывать, подвергать испытанию;
3. искушать, пытаться совратить или уловить; как сущ.искуситель; LXX: 05254 (;;;;).

Что было подвергнуто испытанию, в чем искушение?

Не случайно интересная последовательность: «…возьми СЫНА ТВОЕГО(1),  ЕДИНТСВЕННОГО ТВОЕГО(2),  которого ТЫ ЛЮБИШЬ(3), ИСААКА(4)…»
Можно было бы сказать покороче–«возьми сына твоего, Исаака», но нет, говорится:
1)сына твоего (а у него два сына);
2)единственного твоего(первый к тому времени изгнан);
3)которого ты любишь(а что есть которого не любишь?);
4) Исаака(не остается никаких сомнений).

Странная просьба  для Бога!  Бог искушает или попускает быть искушенным?
 

Сын, которого ты любишь - Варианты перевода:
 25, ;;;;;;
 любить (слово включает в себя следующие понятия: заботиться, желать добра, испытывать привязанность, находить удовольствие (в чем-либо), ценить); син. 5368 (;;;;;); LXX: 0157 (;;;;).

Конечно, Авраам любил Исаака, заботился, ценил, испытывал привязанность! А как же может быть с долгожданным сыном, который появился тогда, когда это стало невозможным, который пришел необыкновенным способом, с которым связано будущее?!

Продолжим исследование:

;;;;;;  (;; )
1) любить , любить кого-либо за что-либо;

2) высоко ставить, ценить ,быть высоко ценимым кем-либо;

3) быть довольным;

4) ставить выше, предпочитать;

5) воздавать почести;

Не в этом ли причина искушения? Смотри пункты 1), 2), 3), 4), 5) –высоко ставить, ценить, быть довольным, предпочитать, даже воздавать почести…

   «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает» потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак.1:13,14).

Будем это иметь в виду.

«Блажен человек, который переносит искушение, потому что быв испытан, он получит венец жизни…»(Иак.1:12)

«О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота…»(1Пет.1:6,7)

«Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного…»(1Пет.4:12)

«Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления…»(Дан.11:35)

«Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении…»(Дан.12:10)



Далее «возьми (пожалуйста) В тексте Торы появляется частица "на", которую в переводах на другие языки часто опускают. Однако она имеет принципиальное значение, указывая на то, что обращение носит характер просьбы, а не повеления, которое должно быть беспрекословно исполнено»(Д.Щедровицкий)

 Потому что через это испытание Аврааму предстояло приблизиться к Богу настолько, насколько это возможно для человека. А приближение к Богу может быть только добровольным.

Бог и искушение вещи не совместимые. Бог не искушает злом. А попросить убить сына? В некоторых переводах так и написано – «убей».  А просил ли Бог убивать сына?   


Принеси,вознеси - Варианты перевода:
 399, ;;;;;;;
1. возводить, возносить, приносить или выносить наверх;
2. возлагать (на жертвенник), класть (на)

Примеры употребления этого слова: Исх.18:8,19,22,26  29:18. 24:5 -
в приведенных текстах такое же слово переведено как: встретили, представляй дела,
доносить,  доносили, а так же
сожги овна, заклали тельцов.

«…там в возношение-вознесение на одной из гор, о которой скажу тебе [Сончино]
 
«И принеси его там «во всесожжение»…Букв. "подними его там, как то, что поднимается". Приказ Всевышнего не содержит слова, которое указывало бы на фактическое заклание жертвы, хотя само по себе выражение "поднять то, что поднимается" или "поднять жертву всесожжения" понимается как принесение жертвы по всем правилам» [Сончино]
 
 А откуда понимается? Да… из традиций, обычаев…
Отсюда делается предположения: 1) Бог хотел, чтобы Авраам поступил по традиции; 2)  надо было научиться слушать Бога.
 
«Всевышний никогда не желал, чтобы Ицхак был принесен в жертву…»(Сончино)


«Толкование Авраама или повеление Бога?

"В преданиях иудаизма сохранился мидраш, который указывает на многозначность словосочетания «принести во всесожжение». По-древнееврейски буквально говорится «вознести в вознесение», но под влиянием религиозных практик окружающих народов Авраам неправильно понял божественное повеление. Требование Бога вознести единственного сына к небу Авраам понял как «принести в холокауст», «вознести в дыме», как это происходит с жертвой при всесожжении, когда огонь пожирает все без остатка»

Понимаете, если бы Авраам просто не правильно понял Бога(т.е. ошибся), был бы он оставлен для нас примером? Назывался ли Бог – Богом Авраама? Мы все много ошибаемся, так ведь и Авраам ошибся, оправдывали бы мы себя… Но Бог почему то не называется Богом Ивана Петровича Сидорова, ошибающегося уже в 250***раз.

Но продолжим углубляться в понимание текста  посредством разных переводов:

Номер Стронга: 5927
;;;
подниматься, восходить.
1. быть вознесённым или взятым вверх;
2. быть возвышенным;
3. уходить;
4. быть приведённым.

1. приносить, приводить;
2. возводить, поднимать.

1. быть принесённым (в жертву);
2. быть унесённым;
3. быть внесённым, содержаться.
возноситься, возгордиться, подниматься в гордости.

Примеры употребления этого же слова: Исх.2:23,3:8,17 24:15,18, 34:2, 40:37 -
 переводится как : вопль ВОСШЕЛ к Богу;  ВЫВЕСТИ его из земли; Я ВЫВЕДУ вас; ВЗОЙДИ утром на гору;  не ПОДНИМАЛОСЬ облако.

Размышляя над этой темой, вначале, я хотела написать, что, не смотря на двусмысленную просьбу, Аврааму надо было просто взойти с Исааком на гору и предстать пред Богом, подобно Моисею.
Моисей тоже был приглашен на гору . И восходил несколько раз. В этом случае никакого драматизма не видно. Разве что ранее, он оставил сокровища египетские и 40 лет пас овец.


Мы подробно рассмотрели просьбу Бога. Теперь посмотрим на реакцию Авраама:
«Авраам встал рано поутру оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог»(Быт.22:3)

Поутру Авраам начинает действовать. Понял он просьбу Бога? Это мы сейчас гадаем – что да как, а Авраам понял то, что от него требуется.  Авраам постоянно беседовал с Богом, принимал у себя небесных посланников, получил новое имя. Вполне естественно предположить, что понял, а если  что-то не понятно, то можно уточнить...
 
Ныне мы можем считать просьбу   неуместной, жестокой, невозможной… Но считал ли так Авраам?  Когда жестоким ему показалось намерение Бога в отношении Содома, он молит о тщательном рассмотрении дела, о возможностях смены гнева на милость, о спасении праведников… А на гору   Авраам собирается  вообще практически без слов.

Странствуя  среди идолопоклонников, Авраам наблюдал их жестокие обычаи -приношения людей в жертву богам.  Даже евреи во времена судей и царей этим грешили. Но как Творец неба, земли, жизни, может просить о разрушении жизни?

 Думаю, в этом тоже состояло искушение Авраама: не узнать голос Бога. И так как выбор осуществляется как минимум из двух вариантов, то нашелся "голос", который убеждал его оставить эту затею с жертвой: "Как ты спустишься один с горы? Как явишься домой? Не будут ли все соседи показывать пальцем на "бывшего нравоучителя" и называть тебя детоубийцей?" 

Но как Авраам для себя  «примирил» эту просьбу?


«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
о котором было сказано:"в Исааке наречется тебе семя";
ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменовение»(Ев.11:17-19)

«Бог не есть Бог мертвых, но живых»(Мат.22:32)

«Бог  может  из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»(Мат.3:9)

Разве Авраам знал меньше нашего о Боге? Нет, но значительно больше. Думал ли он быть убийцей по воле Божией? Нет.  Но чувства и эмоции, как пишет Д. Щедровицкий, в виде  осла  и слуг, он оставил под горой,  сказав, что они с Исааком «пойдут, поклонятся и возвратятся(!)»(Быт.22:5 ).

 А дальше он и Исааку подтвердит непреклонность своей веры: «Бог усмотрит Себе агнца…»(Быт.22: 8).

Но время шло « пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова. И, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров.
И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего»(Быт.22:9,10).

Жертвуя Исааком, Авраам жертвовал всеми обетованиями, своими потенциальными потомками, будущим Мессией, благословением для всей земли. Но почему так драматично?

Аврааму нужно было сделать выбор между Исааком и Богом. Обязательно? Да.  Плоть очень хитра. Даже уже много от чего освободившись, получив новое имя, получив Исаака, плоть Авраама  начала держаться за Исаака. Ну как же… с появлением долгожданного Исаака теперь все и начнется: потомки, Мессия, благословения всех народов. Следовательно плоть решает смотреть за Исааком,  держать Исаака, помогать Исааку… А Бог от которого Исаак, и от которого все  дары, отходит на задний план.

Поэтому весь драматизм в том, чего и сколько мы накопили в своей жизни. Как это все будет способствовать нашему  Боговедению.  «Измаила» нужно вовремя прогнать из своего дома, а «Исаака» , нам  кажется, надо лилеять и холить. Он же  единственный наследник.  А потом вдруг – и  единственную, близкую кровинушку не то что выгнать, а приходится «резать» по живому.

А сколько нареканий Богу за этот эпизод в Библии… за жестокость, кровожадность…? А Бог просто попросил подняться к Нему на гору с Исааком и приготовиться как для вознесения всесожжения. «Приготовиться», чтобы вознестись духом(см. эпиграф2). Для этого и надо выходить из земли –«земли».


Подняться «на гору», приготовиться для « вознесения всесожжения» – это значит то, что символизировали все жертвоприношения – победа над животным  естеством и вознесение к Богу духом.

Но почему у Моисея не было драматизма?

От Бога ли драматизм?

Драматичность, напряженность, острота ситуации зависит от человека. Сейчас поясню…

Уровень драматизма, думаю, зависит от того чем окружил себя человек, что держит в руках, насколько привязан: как будет использовать или расстанется с этим . Почему расставаться?  Потому что Авраам должен был понять, что Бог Отец - глава и причина всего. ОН  ПРЕЖДЕ  ВСЕГО…  даже прежде обетования о Мессии. Если бы Авраам мог бы понять это в более мягких, щадящих условиях, то и происходило это бы по -другому. Но Авраам понял Бога и Его просьбу именно так как надо было для него . Но  Бог не просил убивать Исаака и не имел такого в мыслях, а в некоторых переводах Библии написали, что Бог повелел убить Исаака, а это ложь на Бога. 

Просьба , можно сказать, была «универсальна», т.е. каждый понимает ее в меру своей «испорченности», а не ошибки! Авраам смог усвоить  свой урок и отпустить Исаака, для которого Бог тоже Отец, именно взяв в руку нож и замахнувшись в намерении резать…

«…Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего…» (Римл. 12: 1)

«Жертва живая, святая, благоугодная Богу» — это вся жизнь духовного человека. Животное начало жизни, животная энергия должны постоянно приноситься в жертву ради духовного горения, ради жизни духа, должны питать эту жизнь, дабы она могла проявляться на земном уровне»(Д.Щедровицкий).


Жертвоприношение Авраама называется по-древнееврейски ;;;; ‹акеда;› — «связывание», потому что Исаак был только связан, но не принесен в жертву в буквальном смысле. И это название указывает, что полная внутренняя готовность человека исполнить волю Творца создает между ним и Богом постоянную связь.

 Буква ; ‹а;йин›, первая в слове «акеда», намекает на глагол ;;; ‹ур› — «бодрствовать»: первая ступень абсолютной покорности Богу — духовное бодрствование (Песнь П. 5:2).

Вторая буква, ;  ‹коф›, намекает на глагол ;;; ‹када;ш› — «святить», «отделять»: вторая ступень — освящение себя, отделение от всего нечистого (Ис. 52:11).

 Третья буква, ; ‹да;лет›, намекает на глагол ;;; ‹дава;к› — «прилепляться», потому что третья ступень связи со Всевышним — это «прилепление» к Нему, соединение духа человеческого с Духом Божьим (Втор. 13:4; I Кор. 6:11).

 И последняя буква, ; ‹hей›, указывает на слово ;;; ‹hод› — «великолепное сияние», «отражение света», ибо человек, соединившись с Богом, восстановив в себе тот образ, по которому создан, сияет отраженным светом величия Божьего, становится, как бы зеркалом Божественных действий.

Авраам связал Исаака и положил его на жертвенник(материальное как выражение духовного) — жизнь духовного человека является чистой, разумной, истинной жертвой Создателю. Такой человек бодрствует, освящается, прилепляется к Богу и оказывается способным отражать Божественный свет(2Кор.3:18)

Подобная просьба была обращена и к Лоту накануне судов над Содомом.(см эпиграф2,Быт.19:17). Но Лот не пошел. Не пошел, и тем, отказавшись от Боговедения, погрузил себя и своих потомков во тьму…. Дочери породили ему наследников – два далеких от Боговедения народа.

Известный Божий человек Иов не призывался буквально на гору, но вознесся к Богу духом   из пепла своих страданий.
 
Пока Авраам  поднимался на гору, размышлял, молился, затем они с Исааком подготавливали все для всесожжения, и в самый кульминационный момент принесения жертвы Ангел останавливает Авраама. Для чего же тогда все было, если оказалось, что не надо?

Чувства, переживания, опыт…

Объясню на простых примерах. Когда  мы выполняем некоторые действия, мы приобретаем определенные чувства, приобретаем эмоции… Потом где-то на невидимом уровне происходит переход количества в качество. Т.е. вдруг нас озаряет  некоторое понимание. Мы говорим: «да все же понятно стало!» Это называется «озарением» или переходом на другой уровень осознанности . И следовательно на другой уровень взаимоотношений с Богом.



Аврааму надо было еще глубже осознать Бога как Отца. Авраам познал Бога как Отца до рождения Исаака, но Бог  остается Отцом и после рождения Исаака. От Бога Отца зависит, исполнятся обетования в отношении народов или нет, а не от Исаака.  С Исааком они исполнятся или без Исаака. Но если Бог действительно хотел, чтобы у Авраама родился Исаак,  и дал ему Исаака, то с ним не случится ничего страшного. Вероятно, вот в это и поверил Авраам сверх сил.

Поэтому   напрасны обвинения Бога в требовании для Себя жертв, в суровости испытания Авраама. Богу не надо жертвы –( эпиграф1, Пс.49) – Он не ест их, не пьет, не вдыхает… Он вообще то не человек, чтобы так делать. А если человек что-то делает, то только для себя.

Поэтому некоторые обряды, ритуалы, символы можно воспринимать как «костыли», «очки». Всем ли они нужны ? Нет, только тем, кто имеет некоторые дефекты зрения, передвижения и т.п. Человек с ограниченными возможностями передвижения пользуется тростью. Мало трости – костылями! Инвалидным креслом! Но… эти приспособления помогают ему двигаться туда, куда он желает! Но если он исцелился от своего дефекта: прошла парализация, восстановилась кость после перелома, он начнет передвигаться без приспособлений! Примерно точно так же  обряды и символы… Пока человек не видит все как есть, пригодятся «очки», «костыли». Но не Бог в этом виноват. Как только «прозрел» в определенный момент, т.е. вместил в себя некоторые знания, то и символы с обрядами уже  не нужны. Человек переходит на другой уровень понимания. Происходит восхождение духа .(Хотя символы могут еще пригодиться… например,  тогда, когда нельзя сказать по-другому)

 
На горе Мориа Авраам познал Бога как Отца!

Познание   — высшая форма отражения объективной действительности, процесс выработки истинных знаний.

Интересно... жить впоследствии Авраам с Исааком стали в разных местах.

Вспомним эпиграф2 – приглашение на гору Лоту - «…спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть»(Быт.19:17). На «гору Господню» должен взойти каждый человеческий дух — дабы уцелеть, спастись, получить    Богопознание, без которого человек погибает»( Д. Щедровицкий)

Бог приглашает человека для общения, а не жертвоприношения(эпиграф2-"милости хочу... и Боговедения..."Ос.6:6). Так было и с Моисеем (Исх.3:1-5).  Он восходил на гору многократно. Бог приглашает туда человека, чтобы он не погиб. Без личного Боговедения мы будем  пересказывать друг другу лишь домыслы.

Значит все в своей жизни приглашаются на «гору»? Все ли восходят?

 Кому,  какие «Измаилы»,  и «Исааки» в «руках», и сколько…  помешают или нет, взойти к Богу, зависит от человека, и как с ними «расставаться», тоже. Причем добровольно. Расставаться пишу в кавычках… Если это наши ближние, то только отдав Богу наших ближних можно надеяться на   их безопасность. Он Отец.

 Моисей начинал восхождение на гору  не один(Исх. 24:1,9-18).  Всему обществу израильскому было дано приглашение взойти на гору и предстать пред Богом(Исх.19:12,13,23,24). Но  взошли не все…

 «Ничто во вселенной не  воспрепятствует  восхождению   духа человека, кроме него самого» (Веды).

Побывав на горе, человек уже не остается прежним. У Моисея лицо сияло. Подозреваю, что у Авраама тоже. Богопознание приводит к изменениям даже на уровне физиологии , выражающиеся в сиянии.

Сыны Хетта, местные жители, называли его господином, князем Божьим: «Послушай нас, господин наш; ты князь Божий посреди нас…» (Быт.23,4-6)

Слово «князь», ;;;; ‹наси;›, буквально означает «возвышенный», «вознесенный». Т.е. сыновья Хетта -  язычники, Авимилех -  язычник, признавали его духовное превосходство.

Интересно, откуда у христиан в новом завете стремление к гонениям,  преследованиям, личной Голгофе? Это просто для размышления…

Но вернемся на гору, в земле Мориа… между  сыном и Богом Авраам  выбрал Бога. Авраам сделал то, чему учил Иисус:

«Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником»(Лук.14:26)

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»(Мат.22:37)

«Но ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам, Авраам! Он сказал: вот я.

Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.»(Быт.22:11,12)

Прочитала недавно следующую мысль: то, что мы хотим сберечь для себя – мы потеряем, то, что отдаем – сохраняется.


 Но тут запоздалый овен запутался в кустах. Увидев овна, Авраам  принес его во всесожжение. Но может ли у Бога что-то опоздать?!

Авраам  еще по дороге «озадачил» Бога необходимостью овна: взял с собой на гору огонь, дрова…(Быт.22:7,8)

Но все уже позади...
Если бы Авраам был не прав перед Богом в своих помыслах, то вряд ли к нему был послан Ангел. В последующей истории было много желающих "приблизиться" к Богу за счет своих детей, но увы...

С горы Авраам возвратился с благословением и жил в Вирсавии(Быт.22:19), что значит у «колодца клятвы», ;;; ;;; ‹Беэ;р-Ше;ва›,— так называется в оригинале эта местность. Название символизирует «колодец живой воды», напояющий всех, кто обращается к нему(Ис. 55:1; Иоан.7:37)."Колодец воды живой"(Слово Божье) и Божие обещание(Быт.22:16-18)- стали смыслом его последующей жизни. И больше Авраам не испытывался.

И Исаак пережил свое духовное обновление на горе. Когда шел вместе с отцом, когда  сооружали  жертвенник… Понимал, для чего и… шел, и помогал. Это была и его жертва.

  Он все получил от отца (Отца).
«И отдал Авраам все, что у него было, Исааку»(Быт.25:5)

 «Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные»(Быт.25:4)

И Иисус все получил от Отца  - « Ты дал Ему власть над всякою плотью»(Ин.17:2)
« все, что Ты дал Мне, от Тебя есть»(Ин.17:7)

Теперь можно кратко сравнить Исаака и Иисуса Христа.

Иисус родился по Слову Бога и Исаак родился по Слову Бога.

Иисус представлял Собой духовное, небесное человечество. И Исаак был рожденным свыше , духовным человеком,  что и символизировала жертва – акеда. Но сам Исаак не был жертвой, и Иисус не жертва, хоть Его и убили.

Жертва–акеда позволяет достигнуть цели – подобия Бога через Иисуса Христа - любому человеку и не требуются иные жертвы.


Авраам и Исаак  взошли на гору однажды, для нас как бы символически, но  для себя не символически, и духом оставались там. И жили жизнью духа… Дух делает подобным Иисусу, а не Голгофа. На Голгофе произошло убийство, а на Мореа – посвящение Богу.

Жизнь Иисуса была постоянным пребыванием «на горе» в присутствии Бога, Богом во плоти. А можно сказать… «гора» пришла к людям: «Придите ко Мне, все труждающиеся и  обремененные, и Я успокою вас»(Мат.11:28), «милости хочу, и Боговедения…»(Ос.6:6)

               

«вставайте, и взойдем на Сион к  Богу нашему»(Иер.31:6)




            



P.S.  Дополнительная информация, тем, кому интересно:

«Предания ислама вносят дополнительный оттенок в эту историю. В 37-й суре Корана говорится, что Аврааму в видении было явлено, как он ведет на заклание своего сына. Он рассказывает об этом сыну и спрашивает: «Что ты думаешь об этом?», и тот без колебаний предлагает принести себя в жертву: «О, мой отец! Ты делай то, что велено тебе, и ты найдешь, что я - коли угодно Богу - найду в себе смирение и твердость». Имя сына при этом не названо. Согласно некоторым толкователям им был Исаак, согласно другим - Измаил. Такая анонимность указывает на то, что к преданности и послушанию стремится каждый верный сын Авраама. Выдающийся средневековый толкователь Ибн Араби писал, что в своем видении Авраам видел не сына, а овна, явленного в обличии сына.

Заметим, что в Библии нет и намека на то, что это происходило в видении, а не наяву. Согласно учению суфиев, испытание Авраама состояло именно в том, чтобы он понял истинный смысл видения. Бог не требует физически умертвить сына через заклание, но посвятить его Всевышнему. Именно за это он получает награду: «О, Авраам! Ты поверил в это видение и тем самым реализовал его; за это мы вознаграждаем тех, кто творит благо; вот испытание завершено» (Коран 37, 103)»


По правде говоря, читая Быт.22гл., у меня создавалось впечатление нереальности описанных там событий…, можно сказать и видения. В видении, даже во сне(вспомните хотя бы сон жены Пилата) человек чувствует и переживает все то, что чувствовал и переживал бы в действительности! Чувства, поступки, решения, даже во сне, в видении, принадлежат человеку, исходят из его сердца! И очень много могут сказать о человеке.


P.S. P.S. Можно понять то, что случилось с Авраамом, если понять...  что произошло в фильме датского режиссера Ларса фон Триера "Рассекая волны"...



Абсурд — это истина, притворившаяся ложью. (Я. Кротов)



Верую, ибо абсурдно!
 Credo quia absurdum.
  — Тертуллиан

Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь невозможного.
  — Альберт Эйнштейн

Это не абсурд. Это гораздо хуже, это традиция.
  — Сергей Лукьяненко, «Недотёпа»

Современный человек должен опуститься до самого низа спирали своего собственного абсурда, только тогда он может взглянуть поверх неё. Это невозможно обойти или перепрыгнуть, этого невозможно просто избежать.
  — Вацлав Гавел

Абсурд, как не странно, может привести к святости...
        - неэкклесиаст

Перед тем, кто открыл абсурд, всегда возникает искушение написать нечто вроде учебника счастья
        Камю /Миф о Сизифе/


Не было никакой корысти, выгоды, резона в жертве Авраама, т.к. все ему было обещано еще до жертвы и не зависело от жертвы... Поэтому его жертва абсолютно добровольна, "жест" любви, доверия, абсурда...

Жервенник вообще-то строится не для человеческих жертв, а для эгоизма. И Авраам пожертвовал своим эгоизмом.




P.S. P.S. P.S." А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал"(Иоан.8:40)







Исаак и Иисус http://www.proza.ru/2015/12/09/2352