Фишт

Геннадий Копытов
 О горном походе на Западный Кавказ.
Группа в составе — 3 человек.  Двое, до этого, не имели опыта горных восхождений.
Для меня этот район - терра инкогнито. Готовился к походу изучая карту, видео-фото материалы из интернета, опрашивал туристов из Тульского Турклуба.

6 июня, рано утром выехали из г.Тулы. До г.Краснодар (1200 км) доехали за 12 часов!!!
Прошу — не надо никому так быстро ездить! Очень нервирует.
Встали на стоянку недалеко от аэропорта. 100 руб/сутки. Ездили на Краснодарское водохранилище. Туристы наши (я лично не стал) ополаскивались недалеко от сливной трубы. Возможно канализация. Спали в машине. Если это можно назвать сном.
    У нашей альпинистки отобрал и оставил в машине фен, кучу пузырьков, кремов и еще чего-то, ненужного по моему мнению, и просто, ну очень,  необходимого ей в горах. Всего на 5-6 кг.

7 июня в 7-00 прибыл джип трансфера. Договаривался за месяц до выезда  с  «Горами Кубани».
Загрузились, поехали через Адыгею. Краснодар-Майкоп-Гузерипль-Партизанская Поляна. 240 км.
Важный момент! Для тех кто закидывается этим маршрутом!
Билеты в Кавказский Биосферный Заповедник нужно брать на въезде в пос.Гузерипль! Мы (то есть, я) затупили — и не взяли. Я даже не  могу написать сколько сейчас стоят сутки в КБЗ! Жду штрафа со-товарищи. До Гузерипля дорога хорошая. До Партизанской Поляны — терпимая, даже для не очень высокопроходной техники. Есть сложные участки. Скорость местами до 20 км/ч.
За Гузериплем от окон не отрывались. Отвесные скалы, ущелья с горными реками. Показываю на высоченный скальный пик! Вот где поскалолазить!
 На одной из полян-группа  водников собиралась сплавляться по р.Белой. Крези пипл! Они про альпинистов, наверняка, того же мнения.
Для нас равнинников — это другая планета! Марс с каналами в дозасушливый период!  Когда марсиане еще бороздили на странных и неведомых судах своих, тогда еще полные зеленоватой водой, прямые, как проспекты, каналы...
 24 км до начала тропы на Партизанской Поляне. В горах в июне снег! Имейте ввиду. От 1500 м н.у.м. и выше снежники постоянно пересекали тропу.

Около 12-00. Партизанская поляна.
Мы замешкались, уплотняя снарягу и надевая то, что соответствует местности. Тут познакомились с двумя краснодарскими альпами. Они нас подхватили. Несколько километров вели нас. Тропа начинается за искусственным прудом, вправо и резко вниз по лесу, через три ручья- по бревнам. Потом идет интенсивный набор до самого перевала Гузерипль.
Необходимые вещи — солнцезащитные очки, крем от солнца, панама на голове и закрытые части тела! Иначе через час обгорите. От п.Гузерипльский много крутых снежников. Озерца все под снегом. Хождение в сланцах или китайских пластмассовых кроссовках по таким снежникам не рекомендуется. Треккинговые палки, ледоруб, горные боты в фаворе! Одна тетенька, в составе нашей группы. этого так и не поняла. Обуть ее в зимние сапоги (которые таскались в рюкзаке) я так и не смог, не смотря на ее падения и тряску в ногах на снежнике. Редкостное и бессмысленное упрямство! Обучение: выбивай ногами ступени в снегу, наклон корпуса к горе, фиксируйся палками на каждом шаге, не помогало. Резино-техническими изделиями китайского производства что-то выбивать, оставаясь обутыми в них, было почти невозможно! Но, все-равно, сапоги не переобувались...
Красная змейка, медянка, переползала тропу. Я показал ее тете. Зря! Эхо от визга висело в воздухе минут 15. Идти вперед она отказывалась. Требовала вернуться домой...
Из-за нее  (не из-за змеи, конечно-же) язык очередного снежника стали обходить снизу. Потеряли высоту, время и силы. Я, заглючил на то, что приют должен быть в этой долине, но потом дошло, что в соседней, за Армянским перевалом.
Армянский перевал обозначен флагом. Мы на него сориентировались после прохода снежника снизу. 
Солнце упрямо садилось за Оштен.  Белизна снега на Фиште резала глаза! Над вершиной клубились облака, словно цеплялись за пик и рвались завихряясь. Похоже наверху пурга! А может быть обычный "фен".

После Армянского пошел спуск. Стал увеличивать скорость движения, по возможности. Боялся до темноты не успеть на приют Фишт. Грязь, снег, мрачный буковый бор на склоне сжимает ориентиры, сумерки стремительно спускаются. До темноты оставалось минут 25...30, когда мы перешли зыбкий мостик через реку Белая.
Егерь вывешивал новые флаги, которые притащили с собой краснодарцы, как будто готовился к торжественной встрече с нами.  Они (краснодарские альпы) оказывается, установили те новые флаги на Гузерипльском и Армянском перевалах. Один желто-белый, другой красный со Знаменем Победы! Вообще ребята красавцы!

Егерь Юра составил на нас протоколы за отсутствие билетов.
По моей просьбе, выдал кошки (некая плоская фигура из жести с острыми углами) и плоскогубцы из набора «сделай сам».
Сделать самим было невозможно, металлолом вернули егерю.
Краснодарцы позвали на второй этаж приюта.
Ужин готовили уже в темноте...

От общего костра позвали:
-Подходите, туляки, выпьем за прибытие!
-Мы не пьем и не курим!- ответил я за всех.
Пьяный плавающий голос от костра:
-Покажите мне этих уникальных людей!
 
В это время народу в приюте очень мало — не больше 10 человек. Не сезон еще.
Мы прошли, по разным источникам,  от 11 до 16 км за 7 часов.

Краснодарцы предложили утром совместное восхождение на г.Фишт. Я засомневался, так как кошками мы были не оснащены. Но договорились.
Прослушал местные байки о приходящей на помойку, каждую ночь, медведице.
Альпы рассказали, что как-то на восхождении, несколько часов ждали, когда она уйдет с тропы. Где-то под Красными Скалами, в расщелине у нее медвежата и берлога.
Вечером наши напарники взбухнули, ночью один травмировался, позабыв, что спим на высоком помосте и рухнул на стол. Перед этим единожды утробно реванул, как медведица... Контакт со столом был выполнен верхней частью тела (полетели на пол кастрюльки и чашки), но травмировал-то он стопу!
Я подумал — какой Фишт???

8 июня. 6-00.
Краснодарцы опять удивили! Уже вскочили и собираются! Мы тоже.
Тетю в кроссовках оставляем в лагере.
Травмированный шел быстрее всех!
После Красных скал пошло зимнее восхождение. Мое мнение (и многих альпов и туров), что категорийность 1Б зим.- сильно занижена! Прохождение идет через скальную стену 3Б минимум. Было тоскливее чем на Эльбрусе, когда набирали из расселины воду, стоя на крохотных уступах этой стены. Вниз 50 метров, страховки нет, обе руки заняты бутылками, напарник  похмелился полчаса назад и у него перелом стопы!
 Дальше перила по крутым снежникам. При выходе с ледника на хребет — (так называемая «куриная грудка»)сложнейший подъем. Крутизна 60...70 градусов!. Без перил и кошек - ловить нечего. Хорошо, что у краснодарских альпов были два ледоруба и кошки! 2Б-3А зим. Минимум!


В лагерь вернулись в 15-30.
Не надо ходить в горы без касок! Я, чудак, послушался краснодарцев и не взял каску, о чем пожалел на одной из стен. Наш туляк, который поднимался, как оказалось, прямо надо мной (я не видел его - он был закрыт перегибом стены, иначе отодвинул  бы его, или себя, в нужную сторону), пустил камень. Я среагировал на второй крик «Камень!» и дернул головой вправо, не знаю почему... Камень ударил меня в левое плечо. Я немного матерился. Провожу антишоковые мероприятия. Два баралгина разжевал и под язык. Через полчаса боль стала отпускать...

Хорошо, что в свое время, обучил нужной команде нашего бойца, и он сумел ею вовремя воспользоваться!
Вечером отдыхали, фотографировались, я уточнял маршрут (идти через Фишт-Оштеновский перевал или через Белореченский — решил, что по дальности (20/16км) и по сложности второй вариант предпочтительней), сушил мокрую веревку.
За время нашего отсутствия (более 8 часов), наша общительная тетя написала 5 листов дневника о вчерашнем переходе, помылась нагретой на солнце водой (баня не работает), познакомилась со всеми мужчинами в лагере и пару часов болтала с егерем Юрой. Тот предложил ей замуж...

Не могу не рассказать о некотором положительном поступке, в мою сторону, хотя я чихвостил ее за нелогичное и провокационное поведение. После треккинга и восхождения у меня сводило ноги (всегда так бывает) — полночи маялся — не мог их уложить, так чтобы не ныли. Тетя работает «на-граждани» физиотерапевтом (я брал ее в группу как санинструктора, но с фармакалогией она не дружила, поэтому управлял аптечкой сам). Массаж пояснично-крестцовой области со спиртом, выпрошенным у альпов и перцовый пластырь.И я про эту проблему забыл! Но вот звонкая, безостановочная болтовня тети продолжала нас трепать до самой Тулы.
 В одном месте, в горах, на переходе, чтобы не слышать этой сорочьей трескотни, я оторвался от нее, предоставив ей право морально пластать нашего бойца. Но тут они обиделись на меня вдвоем. Что я игнорю обязанности руковода - не контролирую группу и не помогаю при проходе снежника...
Я вернулся к выполнению обязанностей, но попросил тетю «не трещать!». Она обиделась.
-Вообще больше ни слова никому не скажу!-
 Ровно 20 секунд длилась блаженная тишина...

Каждый вечер она требовала горячей воды для помывки. Но экономя балонный газ, я отказывал, резюмируя таким образом:
-Девочки, из нашей группы, неделю на Эльбрусе не мылись горячей и как-то обходились! А газ только для приготовления еды, а не для бани, его - впритык.
-Дуры ваши девочки!
-Вообще-то здесь горы! Бани, вроде-как не предусмотрены...
-Если бы знала, что здесь мыться негде - вообще бы не поехала с вами!

Краснодарцы собирались на следующий день идти на г.Фишт через Малый Ледник. Но, благоразумно, не пошли. Из-за перелома плюсневой кости на стопе ноги. Подлое падение на стол...

9 июля в 10-00. Вышли по маршруту приют Фишт-перевалы Белореченский-Черкесский - Джигурсан -пр.Лунная Поляна-пр.Водопадный. Прошли около 16 км. Шли около 10 часов.
Краснодарцы советовали мне — группу не расслабляй! Старался не расслаблять...
Они же меня предупреждали, что на маршруте нет воды, но мы встретили 3 ручья до пер.Белореченского. Возможно что летом, они пересыхают.

Встретили несколько групп. Одну даже велосипедную! Как они пересекают снежники?!
Не зашли в пещеру под Белореченским. Как обычно, упирался дойти к Водопадному до темноты.

Нас догнала группа с двумя детьми 8 и 10 лет. Вел их бодрый отец. Рассказал, что вчера на пр.Фишт снял с ребятишек 4 и 2 клещей. Законсервировал и тащит с собой для сдачи в СЭС. С Черкесского они повернули на море по профсоюзной «тридцатке». Несколько раз начинался дождь, но закончился, как только мы надели дождевики и натянули пакеты на рюкзаки.
 На Белореченском ветер рвал всё, порвал и тучи.
Солнце, синева и горы.
В группе с детьми оказался гитарист! В круглых металлических очках, как у авиаторов прошлого века. Извлек из рюкзака гавайскую гитару — меньше балалайки!
-Звезда по имени Солнце!- потекло над перевалом, заглушаемое ревом ветра.
После Белореченского перевала появилась сотовая связь!

До самого этого времени, наша альпинистка, изводилась тем, что не могла позвонить маме в Луганск! Поздравить с Днем Рождения и просто узнать: как там они?...

К а к  она плакала на перевале Белореченский, когда смогла дозвониться и поговорить!!!
И разговор странный, страшный!
-Мама, мамочка! У вас стреляют?...Сильно?

К а к  она рыдала одновременно: радостно и жутковато-обреченно!
Мне не забыть никогда!!!

Я, отошел и скулил в стороне, потихоньку, чтобы группа не слышала...

Опять снежники с крутыми заходами или спусками.
Около «Лунной Поляны», из-за крутизны и «пластмассовых кроссовок», мы сбросили по высоте метров 200 и спустились до «госдачи», и были остановлены охраной.
-Вы знаете, чья это дача?
Мы упали в тень.
-Ну да…Щас, дядь, уйдем…
Охранник вдруг, предложил принести воды, налил нам две пустых бутылки, потом предложил чая. Мы отказались от избыточного гостеприимства. Еще поведал, про вездесущее видео-наблюдение, и что к ним по ночам на помойку долго приходили два наглых медведя. Одного недавно отстреляли!

Внимание! При пересечении снежника, образованного накатанным горнолыжным спуском напротив «Лунной Дачи»— держитесь тропы. Она идет диагонально вверх - влево. Тогда вам не придется выполнять дополнительный набор высоты по пыльной и крутой дороге, шарахаться от машин и выслушивать нравоучения охраны президентской дачи.

На Водопадный пришли под вечер. Сразу пошли на водопад. Хотя силы были на исходе. И правильно сделали, как потом оказалось!
Водопад поражает! Не столько падающей водой, но сочетанием скальных 500 метровых стен г. Пшехи и г. Зап.Фишт, висячей долиной. Пилообразный хребет Фишта — как окаменевший гребень древнего ящера эдафозавра. Они давят на сознание, пугают, требуют бояться, проверяют тебя. Заставляют лезть на них, дюльферить. Возможно - это мое впечатление. Место просто какое-то неистовое! Страшное и притягательное. Попробовали на себе ледяную воду Водопадистого! Мостик был смыт и мы с тетей, разувшись, пешим строем пересекли ручей. Каких-то 5 метров.
Ноги свело через 2 секунды. Глаза полезли на лоб от боли! На ту сторону еле выбрались. Наша тетя немного всплакнула. Вода с ледника!
По ногам и по рукам у меня, пошли красные пятна с чесоткой. По-видимому, накусала мошка или реакция на острекание какого-то растения. Супрастин вечером и утром. На утро почти все прошло. Меня предупреждали про это в «Горах Кубани»! И спрей был у нас. А вот сил не было, чтобы все использовать!
Поужинали, спали в балагане. За время похода палатка не была ни разу распакована.
Еду, как и на пр.Фишт, подвешивали под крышу, подальше от мышей.
Кроме нас на поляне за ручьем была семейная пара. Утром они собирались на Шпалорез. Я предложил подъехать с нами. Они согласились.

В этот вечер, понимая что газа хватило, я, наконец-то, накипятил нашей тете
кастрюльку горячей воды...

10 июня. Проснулись около 10 утра. Всё у всех болело.
Позавтракали, поспали перед выходом, восстановили мостик через ручей. Доски взяли с разрушенной душевой на приюте. Они легли аккурат от камня к камню, враспор. Как будто их специально пиляли в размер.
В 12-30 пришел туман на горы. Пошел дождь. Нечего делать — надо выходить. В 16-00 должна забрать машина на «размыве». Только вышли из балагана, нас тут же сменила группа молодежи. Сказали, что из разных городов. Привел их крепкий дедок. Кажется турклуб «Пилигрим» или «Странник».
В приюте оставили газ, сухари, полбаночки спирта, зажигалки и все, что не использовали и не смогли отдать ребятам ( не брали — свое девать некуда) и егерю на пр.Фишт.
Перешли по новому мосту ручей. Пошел град, засверкала молния, грохнул гром. Надели дождевики, спрятались под деревьями от града (10-15 мм). Больно бил по голове и плечам. Дождь немного стих. Пошли забирать пару от ручья. Мы же обещали! Но их не было. Ушли раньше.  Потом удивились их прыти. Догнали их на машине в 10-15 км от Водопадного. Наверное за деньги им было неинтересно...
Тут, как чертик из табакерки выскочил, откуда-то, камуфляжный егерь. Я собирался уже тупо препираться и показывать сфотографированные протоколы, но он быстро отцепился, рассказав как идти до размыва и зачем-то, показал на Майкопский перевал.
На первом размыве дождь кончился. На втором начался. Появились «гражданские». Не туристы. Вылезли мы из третьего размыва на стоянке автомашин. Дождь усилился. До машины 1,5 часа. Телефон не брал. Поднялся к поляне с гравийными кучами. Водитель недоступен. Дозвонился до организатора «Горы Кубани». Сказал, что машина где-то в горах на подъезде. Около получаса сидели под дождем. Пытались укрываться трапиками и тентом от палатки. Тент потек через 10 минут. Машина пришла в 15-00! На час раньше. Возможно, благодаря этому, мы не заболели. Загрузились кое-как. Накидали мокрых вещей в 3й отсек огромного «Джипа». Дома вещи сохли три дня. Все промокло насквозь. Сухого не было ничего! Понял, что оставил несколько вещей. Все камуфляжные под «дубок». Слились с грязью.
В машине разделись до трусов, водитель включил подогрев сидений. Живем!
Потом более 40 км по лесам и бездорожью! И опять цивилизация. А вот на этом участке родному легковому автопрому  не пробиться! Даже УАЗам и  Нивам!

Всегда удивлялся этому ландшафтно-психологическому переходу: горы-город. Из пещерно-общинной личности, вдруг  становишься сквалыжным индивидуалистом и обнаруживаешь, что живешь в кирпичном муравейнике на четвертом этаже...

Выводы. Анализ маршрута.
Маршрут необычайный по красоте и  разнообразию ландшафта. Местами довольно нелогичный, со сложными затяжными подъемами и спусками. Мной был недооценен на теоретическом этапе подготовки.
Для восхождения на г.Фишт в период до июля необходимо альпинистское снаряжение: каски, ледорубы, кошки, веревки. Не пренебрегайте средствами безопасности никогда! Не рассчитывайте на прокат на пр.Фишт. Там нет ничего!
Планировать движение необходимо совмещая с отдыхом, достаточным для восстановления. Плотный график движения не позволил нам выполнить главную часть запланированных горных мероприятий — подъем на мультипитч «Штрих». Из-за этого таскал на себе избыток скалолазного железа. Веревка 11ммх55метров — тяжеловата для восхождений! 6кг, а мокрая под 10 кг! Сейчас озабочен приобретением облегченного варианта. Присмотрел веревку 65 граммов на метр, но веревочка дорогая....  Значит 50м всего-то 3,25 кг. А там, сами знаете, каждый лишний килограмм — лишний!
Проверяйте участников группы на адекватность, совместимость и вменяемость на ваши команды, до  выхода на маршрут. То есть дома. Это может создать всем серьезные проблемы!
Район необычайно притягателен как тренировочный для восхождений на небольшие, но интересные, вершины  с догипоксийной высотностью и наличием скалолазных, и альпинистских маршрутов, в том числе и снежно-ледовых.
 А так же полезен как тренинг на общую выносливость!

Спасибо «Горам Кубани» за четкий своевременный и профессиональный трансфер!
А Краснодарским альпинистам Михаилу и Игорю огромная благодарность за моральную и техническую помощь!

 
Копытов Геннадий.