Просвещение и решёточные

Елена Шувалова
    И снова обратимся к бессмертной комедии А.С. Грибоедова. Я уже отмечала в своей работе "Ну очень умный Ершов!", в главке о перекличке "Конька-Горбунка" и "Горя от ума", момент "пожара": сказочный царь кричит: "пожар!" и Чацкий говорит о московском обществе: "они тотчас: разбой! пожар!" Всё это очень схоже. Сначала полковник Скалозуб так говорит о своём двоюродном брате:

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.

Потом Чацкий отвечает на то, что кажется столь странным Скалозубу и Фамусову:

  Теперь пускай из нас один,
   Из молодых людей, найдется - враг исканий,
   Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
   В науки он вперит ум, алчущий познаний;
   Или в душе его сам Бог возбудит жар
   К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -
   Они тотчас: разбой! пожар!
   И прослывет у них мечтателем! опасным!! -

Слова про пожар от жара повторяет сказочный царь в "Коньке-Горбунке":

Царь кричит на весь базар:
"Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решёточных сзывайте!
Заливайте! Заливайте!" -

Иванушка со смехом отвечает ему:

"Это, слышь ты, не пожар,
Это свет от птицы-жар,..

В главке о московских придворных должностях я уточнила, откуда должны были прибыть к царю - в Кремль - решёточные. Напомню об этом здесь:

"Управление Москвой находилось в ведении Земского приказа, располагавшегося на Красной площади, у Никольских ворот Кремля, на месте современного Исторического музея. Разрядный приказ определял размеры податей и повинностей с москвичей, ведал вопросами обеспечения безопасности города, борьбой с разбоями и пожарами. В ведении Земского приказа состояли решеточные приказчики, запиравшие на ночь «решетки» на московских улицах и городовые объезщики, следившие за пожарной безопасностью города." /"Википедия".

То есть, решёточные должны были в случае пожара прибыть из Земского приказа, располагавшегося на том месте, где в 1881 году  было возведено здание Исторического музея.

Итак, повторим: царь, узрев Жар-птицу, кричит:
"Ахти, батюшки, пожар!"

Скалозуб с Фамусовым так - по мысли Чацкого - кричат, увидев, как молодой человек, оставив чины и званья, стал в деревне читать книги. Все кричат: "пожар! разбой!", - и на эти крики должна  - по идее - выехать пожарная команда, - или отряд решёточных...

Не знаю, откуда приехали бы пожарные к Фамусову, но к сказочному царю "Горбунка" они должны бы были прибыть - повторю - из Земского приказа на Красной площади, поскольку там именно решёточные и обитали в те времена, когда они существовали, - то есть, во времена царя Ивана Грозного.

Парадокс состоит в том, что через некоторое время пожарным никуда не надо было бы отправляться, они спокойно могли на месте залить сами себя. Поскольку очаг Просвещения возгорелся в самом здании Земского приказа. В 1755 году, в День великомученицы Татианы, именно в этом здании открылся первый российский Университет. Жар познанья и пожарные соединились под одной крышей.  Поскольку "нам просвещенье не пристало", через несколько десятилетий фамусовы со скалозубами будут кричать:

Разбой! Пожар!

А ещё через десять лет им будет вторить сказочный царь "Конька-Горбунка" и требовать созвать решёточных, которых давно уж не существовало. Птица-жар - это птица божественного откровения. Сияющей истины. "Заливайте!" - кричит царь. То есть: "врите!", искажайте; гасите божественный огонь. А ловчего сделаем стремянным, как собачку, привязав к своей - царской - ноге. А то, вдруг, - наловит такого, что пожару не оберёшься! Решёточных же теперь нет, - но все надёжно сидят за решёткой - те, кто горел свободою... пока... Пусть дотлевают за решёткой. Конечно, хорошо бы "забрать все книги бы, да сжечь". Но надо как-то соответствовать современным понятиям об образованности.* Был уже Пётр, и бабка, что делать, - была, что с Просветителями заигрывала; и Университет уже был. С книгами приходилось мириться. И даже с теми, кто их пишет, надо было как-то считаться. Но пожара - ни-ни! Чтобы никаких искр, из которых - пламя! Жар-птицу посадим за решётку, дурака привяжем к архивам - пусть думает, что он Историю Петра пишет... А сами позаглядываемся на Царь-девицу... . Так-то. А то - понимаешь - "жар"! Если жар - лечись, - то есть, - заливай... То есть,.. - да что там - сзывайте уже решёточных!

  Так - я думаю - обстояло дело в несказочном мире. А в сказке соединились два пожара - фамусовский и царский, - ни одного из которых не было, а был лишь страх перед Светом Божьим. И объединились вдруг решёточный приказ времён Ивана Грозного с первым Российским Университетом, с русским Просвещением, начало которому прокладывал уже и сам грозный царь Иван IV, - да всё испортил "смутный" Годунов!



* В 1843 году "Конёк-Горбунок" был запрещён как "не соответствующий современным понятиям об образованности!. Формулировку приписывают Николаю Первому.