Предыдущая страница http://www.proza.ru/2015/09/22/633
Первый в мире финансовый кризис разразился в 1857 году. Масла в огонь добавила гибель парохода «Central America» с золотом, которое с таким нетерпением ждали банки Нью-Йорка.
После разорения крупнейшей страховой и трастовой компаний началась паника, стали закрываться многие предприятия, железнодорожные компании уволили сотни рабочих. Когда читаешь газеты девятнадцатого века, то создаётся впечатление, что мы из него и не уходили.
О погибших на пароходе забыли, но о золоте помнили всегда. Проблема заключалась в том, что пароход затонул на глубине примерно 1610 метров. Сложность работы по поиску в обломках парохода и подъёму золота с такой глубины сравнивали с полётом человека на луну.
Тем не менее, за доступ к останкам парохода разгорелась жестокая конкурентная борьба. В августе 1988 года буксир провёл в океан из дока в Джексонвилле по реке Сент-Джон исследовательское судно «Arctic Discoverer». На судне в доке установили такую аппаратуру, какую не имел даже военно-морской флот США.
Шли ночью, со скоростью десять узлов, стараясь не привлекать к себе внимания.
Всё, что можно было скрыть на палубе, спрятали под брезентом. За ночь пришли в нужное место в 160 милях от Чарльстона в Южной Каролине.
«Arctic Discoverer» был оборудован системой динамического удержания судна на месте, даже в штормовую погоду. В первую очередь проверили эту систему и убедились, что она работает безукоризненно.
В следующие три дня проверяли систему управления глубоководным роботом, гидролокаторы, видео и фотокамеры, механические «руки» для захвата и перемещения предметов в камеры для хранения артефактов.
Всеми работами руководил 36-летний морской инженер и предприниматель Томми Томпсон. Он особенно волновался за прочность оборудования для подъёма и опускания подводной аппаратуры. Уже был случай, когда слетел один из блоков, и, если бы он попал в кого-нибудь на палубе, от человека могло остаться мокрое место.
Как будто для проверки начался шторм. Скорость ветра достигала пятидесяти узлов, а высота волн - пяти с лишним метров. Палуба была покрыта водой по щиколотку. Но кроме разорванного брезента иных неприятностей не было.
Через неделю море успокоилось. Все системы на корабле работали безупречно. Можно было приступать к работам, результат которых мог мгновенно превратить всех участников в богатых людей.
Шёл третий год непрерывных поисков, во время которых провели в море почти полгода, постоянно совершенствовали аппаратуру, отбивались от конкурентов в судах различных инстанций и на море. А уверенности, что на дне находился тот самый пароход, не было.
Сведения о пароходе с золотом были рассекречены только в начале восьмидесятых годов, но точную цифру, сколько на нём было золота, так толком никто и не знает.
Ходили слухи, будто пароход затонул на глубине тридцать метров у мыса Гаттераса, и десятки охотников за сокровищами пытались его там найти. Но Томпсон тщательно изучил все документы и твёрдо знал, что пароход затонул на большой глубине, на которой тогда ещё не было технической возможности работать.
Ситуация стала резко меняться с 1980 года. В 1986 году Роберт Баллард погрузился на 305 метров и сделал снимки «Титаника». Исследователи, занимавшиеся изучением минеральных ресурсов на больших океанских глубинах, получили аппаратуру, позволявшую иметь визуальную картину морского дна.
Появление такой аппаратуры подхлестнуло интерес к поиску «золотого парохода». Томми Томпсон после окончания университета, принялся упорно изучать научные, технические, предпринимательские и юридические проблемы подъёма артефактов с больших глубин.
Некоторое время он работал вместе с Мелом Фишером, о котором я уже рассказывал. Затем четыре года трудился в научно-исследовательском центре в Колумбусе, участвовал в разработках секретных военных и правительственных программ.
Скорее всего, именно там он обучился приёмам обеспечения секретности работ. Когда речь идёт о сокровищах, стоящих огромные деньги, конкуренция не просто жестокая, а беспощадная, где можно очень легко расстаться с жизнью.
Трудно себе представить, каким красноречием и аргументами нужно обладать, чтобы человеку, никогда не занимавшемуся бизнесом, убедить полторы сотни инвесторов вложить деньги в его весьма проблематичный проект.
Продолжение http://www.proza.ru/2015/09/24/884
На фотографии: "Титаник" на дне