Коммунизм как испытание

Игорь Ерошенко
 КОММУНИЗМ КАК ИСПЫТАНИЕ
( К 100 - летию Великой Октябрьской социалистической революции.)

    Можно сказать, и так, социализм/коммунизм пришёл в 1917 году в Россию как испытание, и она его выдерживала в течении более 70-ти лет.  Но не выдержала и впала в постсоциализм/посткоммунизм, увеличив число исторических примеров неудавшихся народных восстаний, неудавшихся попыток построить трудящимися общество без богатых и бедных или, по- научному, без социального неравенства.  С 90-х годов ХХ – го века и до настоящего времени антикоммунисты всех мастей не перестают злорадствовать и восторженно визжать по поводу падения Советского Союза. Причём, к сожалению, довольно много антикоммунистов оказалось внутри самого Советского Союза. И создаётся впечатление, что их особенно много выросло в Москве и Санкт-Петербурге.  Да, у «реально существовавшего социализма» (не одно и тоже, что коммунизм как учение К. Маркса) было много проблем, трудностей. Некоторые он решал и неплохо, некоторые ему так решить и не удалось. Капитализм, который буквально живёт противоречиями, периодически впадает в экономические и политические крахи, обрушивает на человечество войны -  живёт (пока ещё живёт)! А социализм в нашей стране, проходя через свои кризисы, порождаемые внешними и внутренними причинами не удержался. Почему так?
     Не обещая единственно правильного ответа на этот вопрос, попытаемся всё-таки поискать ответ или представить один из возможных вариантов ответа.  Строители нового социального общественного строя, заявляли, что они строят, опираясь на науку. Вопрос, действительно ли им всем удалось понять и овладеть «наукой социального строительства»?  При том, что сама эта теория, теория Маркса, не была совершенной (а, где они, совершенные социальные теории?), но в тоже время была очень сложной, требовалось знание важнейших достижений мировой человеческой культуры. Ибо рассматривалась её основоположниками как вывод из этих достижений.
  Самый глубокий критик марксизма, Карл Поппер, упрекал Маркса и его сторонников в «историцизме», т.е. в признании фатальной неизбежности действий исторических законов, если они «выявлены». За критику К. Маркса он был премного вознаграждён враждебными социализму/коммунизму силами. Но он же, Карл Поппер, указал и на главное достоинство марксова социального учения/проекта, поднимающего его над всеми остальными: его, коммунизма, моральный пафос.
     Марксово учение стало сверхновым заветом – заветом «новых» рабов  (рабочих эпохи индустриализации), и логически вытекает из завета античных рабов, то есть христианства. Марксово учение морально! Оно предлагает человеку возвышение. Карл Поппер как бы «поправляет» Карла Маркса: коммунизм не является неизбежностью, но он может осуществиться с определённой долей вероятности, если люди примут его моральные требования. Социализм/коммунизм – не только более высокий уровень материально технической базы общества, но и более высокий уровень  духовно-нравственного сознания, более высокая планка действительного развития человечества.
      Этические требования коммунизма близки к этическим нормам мировых религий, они не могли и не могут реализоваться за исторически очень короткий срок в современных условиях, но они могут стать нравственно-моральными ориентирами народов современных государств, народов мирового сообщества. Их как ориентирующие установки должен был сохранить и реформирующийся Советский Союз. Должен был, но не смог. «На мой взгляд, мы вместе с водой и ребенка выплеснули - вот в чем проблема. Освобождение от диктатуры необязательно должно было сопровождаться развалом государства", - сказал президент РФ в интервью германским телеканалам АРД и ЦДФ, текст которого размещен на официальном сайте главы государства.
 ( РИА Новости http://ria.ru/politics/20050505/39937603.html#ixzz3LyvL0RFv
    Ядро духовной матрицы коммунизма (духовный опыт коммунизма в России) отрицая расизм, отрицая эгоистичный национализм, т. е. отрицая установки, ведущие к фашизму, при сохранении уважения к национальным культурным ценностям отвечает необходимому содержанию общечеловеческой духовной матрицы. Культивирование же частью российской элиты великоросского шовинизма – вредное и для России, и для мира занятие. Очень важное уточнение: духовная матрица коммунизма может пребывать в синергийном взаимодействием с матрицами мировых религий так, как их этические ценности в определении требований к человеку совпадают. Социальная наука и факты показывают ограниченность развитого капитализма, его тупиковость как мирового проекта, его хроническую тенденцию к фашизации. Современный коммунизм, его лучше определить понятием «реальный гуманизм», как феномен, как процесс – не есть нечто единообразное, но главное в нём – гуманистическая и антифашистская составляющая.
      Итак, испытание продолжается.