Лондонские хроники. В доке св. Катерины

Борис Готман
 
   В бывшие доки святой Катерины Анна Горен привела нас перекусить и отдохнуть после экскурсии в Гринвич и в новый роскошный офисный центр, построенный на Собачьем острове,  на месте изживших себя доков, называемом  Докленд.

   Но о Собачьем острове и нынешней совсем не собачьей жизни на нём поговорим в другой раз…

   А сейчас мы в Доках святой Катерины,  которые теперь тоже не доки, а часть лондонского яхтпорта и великолепное место для отдыха.

   Окружавшие доки пакгаузы переоборудованы в роскошные офисы и гостиницы, акватория и берега  благоустроены.
 
   При этом архитекторы сохранили самые интересные былые черты доков и торговых причалов, например, оригинальные разводные мосты.
 
   Прогуливаясь по красивым аллеям в поисках подходящего места для "перекуса", обратили внимание на множество транспарантов, флагов и плакатов, сообщавших  о предстоящем старте кругосветной парусной регаты.

   Яхты-участницы выстроились   у бетонного причала.

   Чтобы рассмотреть их поближе,  мы не пошли в брендовый ресторан "The Dickens Inn",  который рекомендовала нам Анна (вот он на нижнем снимке слева),  а сели за стоявший  ближе всего к яхтам столик открытого кафе.
 
   Как  оказалось,  мы застали последние предстартовые хлопоты команд  больших парусных яхт, которые 30 августа должны были отправиться в очередное, при этом,  юбилейное – десятое -  кругосветное плавание.
 
   Сидя за скромной трапезой,  мы смотрели на красавицы-яхты и на их экипажи.

   Неторопливые действия матросов обоего пола как-то не вязались с представлениями о морских волках – читатель видит и это на моих снимках.
 
   А ведь, судя по плакатам,   за одиннадцать месяцев эти двенадцать  68-футовых  яхт типа "Клиппер"  должны пересечь 6 океанов и пройти 40 тысяч миль!

   Оказалось, что особенностью  регаты,  называемой  Clipper Round the World Race,  является то, что её участником может стать любой желающий – даже тот, кто никогда прежде не видел ни моря, ни яхт.

   Главное условие, чтобы этот самый желающий мог за своё желание заплатить!
 
   Можно участвовать во всей кругосветке, это обойдётся примерно в 70 тысяч долларов,  а можно только в одном  или нескольких этапах, что будет гораздо дешевле.

   В любом случае до начала регаты её будущие матросы должны пройти  трёхнедельный курс обучения,  получить практику хождения под парусами,   сдать экзамены и пройти всякие тесты, включая тест на психологическую устойчивость и совместимость с  другими членами экипажа.
 
   Капитанами яхт  (правильно  они  называются  шкиперами) организаторы регат назначают опытных  квалифицированных яхтсменов.

   В этом году впервые  двумя шкиперами будут дамы, одним  из экипажей  будет командовать бывший  харьковчанин, ныне гражданин Германии  Игорь Готлибович.

   Первую регату  Clipper Round the World  организовал двадцать лет назад  легендарный яхтсмен сэр Робин Нокс-Джонстон, решив сделать кругосветное плавание под парусами "доступным для всех". Понятно, почему "доступным для всех" взяты в кавычки?
 
   За все предыдущие гонки люди на них не погибали.  За эти годы участниками регат стали  3300 человек. В нынешней, юбилейной регате будут  участвовать 650 человек из 13 стран.
 
   Первый этап регаты – от Лондона до Рио–де Жанейро - называется "Trade Winds to Brazil", что-то вроде "Пассаты в Бразилию".

   После того, как я написал эти строки, пришло короткое трагическое известие: " В субботу, 5 сентября, организаторы регаты сообщили о смерти британского парамедика Эндрю Эшмана (Andrew Ashman), 49-летнего члена экипажа яхты IchorCoal (CV21). Трагедия произошла за полночь по местному времени во время рифления грота при ветре в 21-27 узлов. Эшмана сбило с ног — обстоятельства инцидента до сих пор выясняются, но предполагают, что его также ударило гиком. Пострадавшему сразу же оказали первую помощь, но спасти его не удалось. Погибший был опытным яхтсменом — яхтингом он занимался с 16 лет".

   Говоря общепонятным языком, рифление грота – это уменьшение площади большого треугольного паруса, установленного позади мачты (на моих снимках видны эти паруса,  зачехлённые на перпендикулярных мачтам стержнях,  называемых гиками).

   Рифление грота производят при увеличении скорости ветра, чтобы уменьшить площадь паруса и, соответственно, не допустить опасных для яхты ветровых нагрузок.

   Строгие правила требуют,  чтобы при выполнении этой операции матрос не находился с подветренной стороны  грота – именно для того, чтобы его там не ударило гиком…

   Экипаж яхты решил продолжить регату.

   Вы видите  фотографию погибшего яхтсмена Эндрю Эшмана и его яхту IchorCoal (CV21)...