Парадоксы автоматической линии. ЧСЗ - 1977-1997

Людмила Хасхачих
 КНИГА:
«История – газетной строкой.Черноморский судостроительный завод в 1977-1997гг».

                Глава 1. ТРУДОВЫЕ БУДНИ

                ПАРАДОКСЫ  АВТОМАТИЧЕСКОЙ  ЛИНИИ.

Старый корпус сборочно-сварочного цеха наполнен гулом металла и шипением электросварки. На первом участке железные листы сваривают в огромные полотна. Затем к ним приваривают так называемые ребра жесткости. Работа кропотливая и трудная. Люди в защитных масках с электродами, в руках медленно продвигаются вдоль стыков, а позади них остается огненный рубец шва.

Я обратила внимание на небольшую площадку, слегка приподнятую над землей. На ней установлен небольшой станок. Это агрегат для сварки нешироких полос металла. Две механические «руки» производят угловую сварку пластин, закрепленных в форме буквы «Т». Работа ведется почти без вмешательства человека.

А можно ли автоматизировать, облегчить труд сварщиков на больших площадях? С этим вопросом я обратилась к заместителю начальника цеха Владимиру Петровичу Ивлеву.

Он ответил:
 - В 1976 году в цехе начали монтаж импортной линии ЭСАБ для сборки плоскостных секций, В апреле 1977 года началась ее эксплуатация. На этой линии производится сборка и сварка металлических полотен размерами 6 на 6 метров и даже 16 на 16 м.

Мы прошли в новый корпус сборочно-сварочного цеха. Огромное светлое помещение разделено на три пролета. В одном из них я увидела несколько массивных голубых машин с надписью крупными буквами: «ЭСАБ». Линия была в работе. Электромагнитный кран поднимал большие листы металла и плавно опускал их на ролики. Стыковка, разворот, подача к сварочному агрегату, а затем и сварка — все это производилось автоматически. Людей на участке было очень мало.

Владимир Петрович Ивлев пояснил:
 - Стыковка производится с помощью гидравлических упоров и электромагнитов. Перемещается полотно транспортерами. После сборки полотно подается под сварочные агрегаты и сваривается двухдуговым автоматом. Управление сварочным процессом производится с пульта, установленного в удобном для сварщика месте.

После сварки полотно кантуется с помощью кантовочной балки. Затем производится сварка полотна со второй стороны, наносятся контрольные линии, и с помощью транспортеров полотно передается под установку набора.

Балки мостовым погрузчиком устанавливаются на цепной конвейер, который передает его на рольганг. При перемещении набора на рольганге производится очистка кромок, подлежащих сварке. Очищенная балка набора автоматически перегружается на транспортер и с его помощью укладывается в специальную тележку для транспортировки к месту установки. В тележке балка зажимается и перемещается в портал угловой сварки. В портале балка прижимается к полотну. Тележка выходит из портала в свое первоначальное положение для получения следующей балки, а установленная балка с помощью двух сварочных кареток, входящих в портал, приваривается к полотну одновременно восемью сварочными головками. Для установки и приварки очередной балки полотно передвигается конвейером импульсной подачи на необходимое расстояние. Управление этими работами производится автоматически. После приварки набора на полотно секция передается на следующие позиции, на которых производятся достройка и сдача секции по существующей технологии.

 - Владимир Петрович, какой экономический эффект дает внедрение этой автоматической линии?

 - На линии сборки плоскостных секций, кончая   установкой и приваркой балок, работают восемь человек. Бригадой руководит Борис Николаевич Дружинин. Здесь рабочие совмещают профессии стропальщика и сварщика. Для выполнения этого объема работ по старой   технологии,    предусмотренной до внедрения линии, необходимо было бы около 20 человек. К сожалению, сейчас не работает автоматическая линия подач 1 и очистки набора. Все это приходится делать вручную. Пока что экономическая эффективность линии очень мала.

Так заместитель начальника цеха затронул одну из наболевших проблем сборочно-сварочного цеха. Еще в 1976 году в течение шести месяцев была смонтирована линия ЭСАБ. Однако погрузчик набора, который не был получен вместе со всем оборудованием, до сих пор не установлен. Его должны были изготовить на нашем заводе. Дело затянулось и из-за этого не работает вся линия подачи и очистки набора. Между тем, если она войдет в строй, можно будет повысить производительность труда примерно в два раза.

Что нужно для этого сделать?

 - Необходимо срочно закончить монтаж и сдачу погрузчика. Эту задачу должны решить сборочно-сварочный, ремонтно-механический и электроремонтный цехи. Но они не могут к ней приступить, так как арматурно-крепежный цех уже полгода тянет с изготовлением необходимых узлов, а отдел капитального строительства завода не обеспечил их оборудованием и изделиями для электромонтажа.

Вот такие проблемы обнажились при внимательном взгляде на эту красивую линию. Автоматика, механизация трудовых процессов — и рядом тяжелый физический труд. Парадокс? Однако этот парадокс сущест¬вует уже второй год. Пора, кажется, руководителям цехов, которые отвечают за монтаж и изготовление погрузчика, всерьез взяться за эту работу.

В разговоре с Владимиром Петровичем были затронуты и другие проблемы эффективного использования линии ЭСАБ.

В.П.Ивлев отметил, что в настоящее время имеется еще ряд вопросов, от решения которых зависит эффективность использования оборудования линии. В частности, недостаточно количество конструкций для изготовления на этой линии. Необходимо, чтобы проектные организации и ОГК завода принимали меры по проектированию максимального числа конструкций, которые можно изготовить на линии. Для расширения ассортимента или номенклатуры секций, которые ставят на эту линию, необходимо реконструировать портал угловой сварки, где производятся установка и приварка набора. Это можно сделать путем незначительных изменений в самой конструкции. Наметки, конечно, есть. Их надо скорее разработать и внедрить.
Отделу капитального строительства необходимо принять меры для окончания работ по оборудованию помещения, где находится линия подачи набора, и тем самым обеспечить хорошие условия для работы в осенне-зимний период.

Особенность десятой пятилетки состоит в том, что именно в эти годы мы должны сделать все, чтобы завершить переход к преимущественному использованию в народном хозяйстве интенсивных, качественных факторов роста общественного производства.

28.1.78г.

                Л. ХАСХАЧИХ,
                корреспондент радиостудии «Черноморец».