Максим Трошин. Возрождённый Голос Руси

Светлана Дарящая Свет
Статья, посвящённая Русскому Человеку, который действительно достоин того, чтобы его называли Певцом.


М/инут годы, пролетят столетья,
А/нгелами святость душ взойдёт,
К/олоколом, эхом буду петь я,
С/олнцем, и дождём всем, кто живёт.
И/скоркой костра взлечу я в небо,
М/орем разольюсь средь берегов,
У/гнетённым дам воды и хлеба,

Т/релями раскинусь соловьёв.
Р/усь Великую, с цепей освобождая,
О/свящённую Самим Творцом,
Ш/ирь её душою обнимая,
И/золью я песнями отцов.
Н/ет, я с вами, жив, не убиенный,
У/тренним лучом пою Вселенной.
http://www.stihi.ru/2015/09/22/4469

Ему было всего 16, когда его не стало. Нет, он остался, остался с теми, кто его помнит, кто его ищет, кто его слышит, кто к нему идёт. Такие не уходят навсегда, Такие остаются, навечно.

Когда я помыслила написать эту статью – впервые может быть задумалась о том, достойна ли я о нём писать… О Русской Душе всегда писать достойно, но смогу ли я найти нужные слова, сплести их таким образом в фразы, в предложения, чтобы отразить тот глубокий смысл, ту великую миссию, ради которой жил и пел Максим Трошин? Наверное, если возникает такой замысел, если возникает непреодолимое желание это сделать – то смогу, то достойна. В одном я уверена безоговорочно, в том, что каждый уважающий себя русский человек, каждый, в ком живёт русская душа, в ком бьётся трепетное русское сердце  – должен об этом знать, должен знать, что такой человек жил на земле, жил в России, жил совсем недавно, рядом с нами, и что он всю свою жизнь, каждый её миг отдавал родной земле и людям. Разве может быть от людей сокрыто то, что сделано для них?

В википедии о нём сказано: «русский певец, поэт и композитор». Сам себя он певцом не называл. Цитата из интервью:
«Я не считаю себя певцом <вообще>, потому что у меня, на мой взгляд, нету особого голоса. Таких ребят, как я, миллионы в нашей стране, которая очень богата талантами, была, есть и будет, что бы там ни говорили все её противники. Но просто им не дают развиваться. <поскольку> В пении я самоучка, так же как и в игре на гитаре. Ну во-первых меня никогда не привлекала современная музыка, я в сущности не находил общения среди своих сверстников, поскольку все разговоры были практически на эту тему, мне они не интересны были. Я смотрю на своих родителей, на бабушек, на тёток, которые, когда приходят на наши семейные праздники, поют песни, простые русские песни, которых я раньше вообще не слышал. Я собираю их, записываю на кассеты. Но и они уже начинают их забывать благодаря этой ежедневной, ежечасовой пропаганде [поп-искусства]. Но это-то не остаётся в душах. Ведь что они сделали. На смену этому ничего не приходит. Потому что те вещи, которые они поют, они моментально забываются. В моде было одно, через месяц другое, через два месяца третье. Вот я привожу такой простой пример: Вот у нас сейчас часто отключают свет в домах. И мы, русские люди с величайшей культурой, все образованные, не знаем, что делать, не находим себе места, бегаем по квартире, ищем, куда всунуть руки и почему телевизор не работает. То есть нас лишили самого главного. Раньше, [когда] света не было, садились люди и пели песни. А теперь мы не знаем ни одной песни, не можем их петь. У нас это отбили начисто, так что нас можно убить самым простым: отключи нам свет — и всё, мы уже трупы. Поэтому политика, я считаю, изменит очень мало. А самое главное — это культура и нравственность».

На мой взгляд, Певец – это тот, которого даже могут и не знать как звали, но песни его живут века, они бессмертны, потому что в них – душа народа.

Максим Трошин родился 18 июня 1978 года в городе Брянске, в православной семье Юрия Павловича и Надежды Михайловны Трошиных. В два годика, когда родители были вынуждены отдать ребёнка в детский сад, у него обнаружилась астма, наследственная болезнь, которой болел и отец Максима. Начался период лечения, который не только не помогал ребёнку выздороветь, но наоборот, отнимал у него последние жизненные силы, приносил мучения и страдания. Отец Юрий решает взять ситуацию в свои руки. Он отказывается от врачебного лечения, и начинает «лечить» сына сам, дома.

Первым лечением была простая  детская ванночка, в которую он поставил Максима, и окатил ведром холодной воды. С тех пор такое «лечение» повторялось ежедневно. Ещё родители узнали, что сыну нужно обязательно играть на духовных инструментах и петь. Родственники удивлялись, откуда у такого слабенького мальчика может взяться голос, если и говорить-то ему было трудно, не то что петь. Но отец настоял на своём. Максим не только пел, но и занимался в музыкальной школе, потому что папа так хотел, играл на скрипке. Отец настолько был уверен в том, что он делает, что буквально через год занятий в музыкальной школе – Максим запел. По воспоминаниям матери Максима, отец настолько был поглощён воспитанием сына, что однажды взяв его на руки – уже не отпускал, вся его жизнь была посвящена сыну.

В 9 лет Максим написал свою первую песню. Служил звонарём в храме Тихвинской иконы Божией Матери и иподиаконом епископа Мелхиседека. С 13-ти лет руководил церковным хором, в воскресной школе преподавал игру на гуслях, руководил молодёжной организацией Русского Национального Собора в Брянской области. Пел о родине, о России.

«Русский человек, я считаю так, должен быть православный, прежде всего; это вера, которую наши отцы, деды отстаивали, была пролита; за эту веру кровь, за землю русскую. Русский человек должен, прежде всего, быть патриотом своей земли, а быть патриотом — это значит быть православным человеком. Потому что не православный человек, он не может быть патриотом. Одного только я желаю, чтобы хоть кто-нибудь хоть раз задумался о родине, об отечестве. Нельзя петь о России, если ты не чувствуешь этого. Если ты не православный человек, нельзя тебе. Это фарисейство просто-напросто. Так я считаю».

Во Кремле теперь управа чужеродная.
Покосилися дубы благородные.
Чахнут стройные берёзы, в землю сок сбежал.
Во Святой Руси сегодня бесы правят бал.
(из песни «Как  во русской во земле, да в светлой стороне»)

«Пою я вообще-то с детства. А на профессиональной сцене я пою где-то с 10 лет. Для моды я не делаю ничего. Поэтому я пошёл в церковь из чисто духовных побуждений, принял крещение, потому что мне это стало необходимо».
«Я пою песни, по которым соскучились люди, которые они потеряли, я возвратить их хочу…»

Во время исполнения песни «Соловей» ему было всего 10 лет.
https://www.youtube.com/watch?v=-5ZGx5BzJ9w

Прилетай, соловей, когда кончу я путь,
На могилке моей тогда сядь отдохнуть.

Ты не пой, соловей, против кельи моей,
И молитве моей не мешай, соловей.
(слова иеромонаха Романа, музыка Максима Трошина)

Его называли русским Робертино Лоретти. Но это лишь о голосе. Ни в одной другой  нации, ни в одной культуре нет той русской души, нет той ширины и глубины, нет того трагизма и трепета одновременно, нет той любви к Родине. Максим пел грустные песни, так просила его душа, возможно потому, что иными путями и нельзя достучаться до спящего сердца. Вера приходит через боль, через страдания. Да, обретая её, мы ощущаем радость, ощущаем наполненность светом, покоем и любовью, но приходим к этому состоянию всегда через боль, возможно потому, что боль мы чувствуем сильнее. Радостью всегда хочется делиться, а  боль в большинстве переживается в одиночку. Это глубокое состояние  погружения в себя, которым хочется делиться лишь с природой и с той Великой Светлой Силой, которая её создала, которая создала и тебя, потому что понимаешь, что ни один человек помочь тебе не в состоянии.

«Часто спрашивают, почему так много грустных песен. И вот я открываю одну толстую книгу и читаю: „Русская музыка с трогательной простотой обнаруживает душу мужика, простонародья. Ничто не говорит так сердцу, как их светлые мелодии, которые все без исключения печальны. Я бы обменял всё счастье Запада на русский лад быть печальным». Это сказал немец».

Откуда появляется такой голос, способный пробуждать, способный исцелять?... Настоящий голос появляется из души, больше ему появиться неоткуда, всё остальное – лишь звуки, они не способны наполнить, они лишь удовлетворяют чувства, быстро проходят и забываются, не оставляя следов.

В 11 лет Максим пишет песню «Афганистан»
«Я вас туда не посылал;
Я вас туда не посылал;
Вы слышите, матери плачут,
Услышьте же плач матерей!
На этой чужбине далёкой,
Они потеряли детей».

https://www.youtube.com/watch?v=zejQXIL98MU

Поражаешься такой высоте гражданской позиции в столь юном возрасте. Хотя, разве есть возраст у души? У меня был друг, по возрасту старше моего отца, но я совершенно не чувствовала этой разницы. Наверное, у души всегда должен быть один возраст – возраст вечной молодости, возраст стопроцентного здоровья, возраст вечного весеннего цветения, любви и радости, наполненности счастьем и светом.

Владимир Высоцкий рвал своим хрипом горло на части, рвал свою душу и бросал, пытаясь достучаться… пытаясь сорвать эту пелену, пытаясь вырвать человека из состояния сна и вернуть к жизни. «Перемен требуют наши сердца!» взывал Виктор Цой, и его голос, взлетая ввысь стрелой, растворялся, распыляясь на миллиарды лучиков, и сыпался на землю искорками салюта, каплями дождя.
«Листая старую тетрадь
Расстрелянного генерала,
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
Россия…
…………….
О, генеральская тетрадь,
Забитой правды возрожденье,
Как тяжело тебя читать
Обманутому поколенью.
Россия!...»
Песнями своими пытался достучаться Игорь Тальков, которого Максим особенно уважал.

«После смерти Игоря Талькова я долго хотел написать о нём песню, и долго искал я подходящие стихи в разных патриотических журналах. И вдруг почувствовал, что песня, которую я давно уже исполнял в своих концертах, очень подходит для этого момента, для его гибели. Это старинная русская песня «Соловейко».
Ты воспой, ты воспой в са;ду, соловейко,
Ты воспой, ты воспой в са;ду, соловейко.
Ох, я бы рад тебе; воспева;ти,
Ох, я бы рад тебе; воспева;ти.

Потерял, растерял я свой голосочек,
Потерял, растерял я свой голосочек.
Ох, по чужим садам летая,
Ох, по чужим садам летая.

По чужим по садам, по садам летая,
По чужим по садам, по садам летая.
Горькую ягоду всё клевал,
Горькую ягоду всё клевал.

Мать Максима вспоминала, что у сына были печальные глаза. С самого рождения у него было много нянек: мама, бабушка, дедушка, отец, и каждый пел над ним свою колыбельную песню. Так Максим знакомился впервые с русской песней. Разве может человек радоваться, разве может чувствовать себя полноценно счастливым, когда видит вокруг страдания, когда осознаёт весь трагизм человеческой жизни…?

После того как в 1990-м году Максим исполнил песню «Журавли», на слова Петра Орешина  - пришло к нему настоящее признание, о нём заговорили.
«Полюбил я заоблачный лёт
Легкокрылых степных журавлей.
Над ухлю;пами русских болот,
Над безмолвием русских полей.

Полюбил я заоблачный шум
Над землёю тоскующих птиц;
Красоту неисполненных дум
И печаль человеческих лиц.

Полюбил я осеннюю мглу
И раздолье плывущих полей.
Этот крик по родному селу
Золотых, как мечта, журавлей.

Пусть осенние ночи темны,
Над полями — зелёная мгла.
Выплывает из злой тишины
Светлый звон золотого крыла.

Полюбил я заоблачный лёт,
Вечный зов журавлей над селом.
Скоро, скоро от синих болот
Поднимусь золотым журавлём».
https://www.youtube.com/watch?v=wF5wUtSP60k

Светлый отрок с печальным лицом, Брянский соловушка, называли его. Так может петь только светлая душа, открыто, ярко, чисто, душа, которая не носит камень за пазухой.

Тело Максима нашли в Десне, он не дожил всего две недели до своего семнадцатилетия. В биографии сказано: «трагически погиб 5 июня 1995 года, при невыясненный обстоятельствах». По смерти, Максим в сонном видении являлся прихожанке храма, в котором служил, своей сверстнице. Она спросила его как он погиб, в чём причина его смерти, на что он ответил: «Не велели сказывать». Поэтому и гибель, смерть его воспринимается церковью как таинство.

А нужно ли об этом знать? Да, за Максимом шла молодёжь, многим это не нравилось. Но зачем разбирать жизнь человека, если у нас осталось то, ради чего он жил? У нас остались его песни, его дух, золотым журавлём летящий над бескрайними просторами родной земли.

Конечно же, огромная заслуга родителей в том, что они смогли воспитать сына таким, смогли направить его на верный путь, направить в служение людям.

Я тоже попыталась этой статьёй внести свою лепту в то великое дело, которым жил Максим Трошин. И теперь каждый из читателей, причитавших эту статью, видя в небе ключ журавлей – невольно задумается о том, что жил в России такой парень, Максим Трошин, который пел русские песни, для нас, и песни его имеют право жить с нами пока живы мы.

Спасибо тебе, Максим, за то, что ты есть, за то, что живы твои песни, за твой голос, за твою светлую душу. Разве может быть что-то прекраснее песни человеческой Души?...


22.09.2015 г.
г. Киев

В статье использованы тексты из песен Максима Трошина, его высказывания из интервью.

Документальный фильм о Максиме Трошине можно посмотреть здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=JYVEYmmF8C8