Александра. Гл. 5

Людмила Каштанова
               
                Гришкина помощь. Друзья детства.

      Наступило лето, первое лето после смерти Лизы. Татьяна посетила ее могилу, как только приехала на  каникулы. На душе ее была тоска и печаль. Она очень жалела кузину, с нежностью вспоминая  о ней как о лучшей подруге с юных лет,  и простила ей  Юрия. В конце концов, каждый человек имеет право выбора себе спутника жизни.  "Меня, - рассуждала она, - подали  Юрию как на тарелочке  с голубой каемочкой.  Он не был со мной   сильно связан, только что отцы вместе воевали, да была какая-то устная договоренность.  Разве это может служить серьезным поводом для  нашего обручения? Несколько коротких встреч не  могут быть крепче долгих разлук". Приняв  к сердцу разрыв с Юрием как естественное событие в жизни, сердце ее успокоилась.

      Экзамены  Татьяна все сдала на «отлично» и была очень горда этим. Об учебе в институте говорила с большим восторгом. Там она, занятая учебой и жизнью института, всё меньше вспоминала  о  Юрии,  даже несколько охладела к нему.  Из маминого письма она узнала о том,  что он, покаявшись за свою вину перед всеми, и особенно перед Татьяной, и простившись с ними, уехал на Кавказ, чтобы искупить свою вину перед нею. "Если  моя семья  простила ему Лизу, значит, и  я должна его простить, - мудро рассудила девушка, - все же он очень хороший".

                ***

     Стояли  погожие июньские деньки, но купаться в речке было еще рановато. Александру в последнее время тяготил вопрос, как достать медальон со дна реки. Матери пришлось признаться, что она сотворила после известного всем случая.  Хорошо, что мать  поняла все и больше о нем не вспоминает, а если Юрий снова приедет и спросит. Будет  уже некрасиво лгать.  «Интересно, - думала она,  -  можно медальон достать или нет? Придется за помощью обратиться к Гришке».

     Не откладывая дело  в долгий ящик, она отыскала дружка и попросила выручить ее.
    - Это тот медальон, что давеча показывали мне? – спросил он.
    - Да, тот.  Нечаянно зацепила рукой, он расстегнулся и упал в воду.
    - А чо вы делали на речке без меня?
    - Чо-чо! – рассердилась Александра. – Я  тебе должна отвечать на твои дурацкие вопросы? – Твое дело помочь мне!
    - Я - чо, я - ничо. Я же не отказываюсь. Просто спросил.
    - А нечего спрашивать! – она строго  посмотрела на него, и Гришка понял, что перед ним барыня, хоть и маленькая, и вздохнул.

    ...Дня три Гришка шарился по дну реки приблизительно в том месте, где  «потерялся» медальон. Вода в речке была чистая, почти прозрачная. Мальчик царапал пальцы об острые камни,  окунался с головой в прохладную метровую глубину, осматривая дно, но медальон не находился. Александра плакала от огорчения, думая, может его щука проглотила. Гришке было  жалко ее, хотя сам порядком утомился искать и боялся, что рак может за палец ущипнуть. Он  виноватым себя чувствовал перед маленькой хозяйкой, что не может найти эту злосчастную вещицу.
     - Давай завтра еще поищем! Будем искать, пока не найдем, - говорил он  Александре после очередной неудачи, чтобы та не теряла надежды.

     Наверное, на этот раз Бог смиловался над мальчиком, видя его старания и страдания.  И вот в очередной раз они пришли на то же место продолжить поиски. Гришка нырнул под воду и стал осматривать дно шаг за шагом. Воздуха ему хватало на минуту. Каждую минуту он выныривал, глотал глубокими вздохами воздух и нырял опять.  Вдруг он завопил: «Ай, зараза, как ущипнул-то!!
     - Что случилось? – с берега окрикнула Александра.
     - Да рак, зараза, ущипнул! Сейчас я его поймаю, а то еще ущипнет! – и Гришка стал за ним охотиться. Но рак, шустрый в своей стихии, довольно быстро стал убегать от него.  Нашел щелку меж камней и забился туда.  «Щас я тебя! - Гришка с азартом охотника раздвинул камни, и под камнями что-то блеснуло желтое.   Гришка вынырнул, вдохнул воздуха и сразу нырнул обратно.   Он отчетливо увидел медальон, схватил его и вынырнул.

     - Н-нашел! Н-нашел! – он с зажатым в руке медальоном направился к берегу.
     - Что нашел? – побежала  навстречу Александра.
     - М-медальон в-ваш н-нашел, - стуча зубами от озноба, Гришка протянул ей   драгоценную вещь.
     - Нашел!  Да, это он! Вот спасибо! -  на радостях она чмокнула парнишку в мокрую щеку и обняла. – Скажи, что ты хочешь  за него?
     - Н-ничего мне н-не нужно, - смутился он, - в-вам от этого стало хорошо, и л-ладно.
     - Тебе надо  скорей  домой, да чаю горячего с медом выпить,  а то  у тебя зуб на зуб не попадает. Бежим скорей! Не хватало еще, чтобы ты заболел. - и они помчались в усадьбу со всех ног.
      
                ***

      - Мамочка, помнишь мы говорили про медальон, который мне подарил Юрий? – спросила Александра, когда пришла домой и увидела мать, занимающуюся комнатными цветами: очисткой и пересадкой.
     - Помню, конечно?
     - Вот он, посмотри! -  она протянула ей ладонь с  медальоном.
     Лидия Семеновна, вытерев руки, взяла его и повертела в руках, затем открыла его. Он был пуст внутри.
     - А сюда вкладывается портрет  или волосы любимого, например, - подсказала она дочери.
     - У меня нет ни того, ни другого, ни третьего,- вздохнула Александра.
     - Ничего, когда-нибудь будут! - возвращая ей Юрин подарок, улыбнулась Лидия Семеновна.

     - Надо Гришку как-нибудь отблагодарить, - Александра стала перед зеркалом надевать медальон, - он ведь достал медальон из реки. Продрог весь, пока искал. 
     - Конечно, надо!  Давай купим ему красивую рубашку и штаны! - предложила Лидия Семеновна.
     - Давай! - согласилась Александра, - а я подарю ему свою старую азбуку и научу его грамоте.
     - Ну, тогда научи грамоте и других ребят. Это полезней будет, чем бегать по двору без толку.

     Александра почувствовала угрызение совести, как она сама до этого не додумалась, ведь Гриша  - такой толковый и любознательный. Вон, как он любит животных!  Их зверинец уже пополнился зайцем и куропаткой.  Гусениц собирает, ловит бабочек – хочет сделать коллекцию для нее.
     Так Александра открыла свою  маленькую школу из четырех учеников в небольшой комнате во флигеле. Там,  оборудовав комнату  всем необходимым материалом, она стала учить дворовых друзей своих  читать, писать, считать. За лето ее ученики – Гриша, Федя, Дуняша и Фрося научились читать по слогам и знали сложение и вычитание простых чисел, а Гриша, приходивший на занятия в новой зеленой атласной рубашке и серых в тонкую полоску холщовых штанах,  был самым лучшим учеником.

   В свободное время он часто собирал вокруг себя зрителей - дворовую ребятню и показывал им свое умение играть на балалайке.  Игре на балалайке показал ему дед Кузьма, который мастерски умел играть на ней. Гришка играть  еще хорошо не мог, но старался подыгрывать на слух русским народным песням: "Во поле береза стояла" или "Барыня". Ребятишкам было весело слушать его игру, заигрывая друг  с дружкой. Частенько послушать Гришкину балалайку и поиграть с ребятней приходила и Александра. 



                продолжение http://proza.ru/2015/11/18/686