Ч. 1 Самая большая морская трагедия Америки

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2015/09/21/1059

9-го сентября 1857 года у берегов Северной Каролины начался сильнейший шторм. В него попал пароход «Central America», который вышел 3-го сентября из бухты города Колон и направился в Нью-Йорк.

Колёсный пароход «Central America», который прежде назывался «George Law», совершал регулярные рейсы между Нью-Йорком и Панамой. Он мог перевозить до пятисот пассажиров, а весь маршрут занимал пять суток. В тот раз пароход возвращался в Нью-Йорк.

На его борту находились 477 пассажиров и 101 член экипажа. Большая численность экипажа объясняется тем, что помимо паровой машины, приводившей в движение огромные гребные колёса, пароход не расстался с парусами.

Есть такой фильм «Волга-Волга», с Любовью Орловой и другими прекрасными актёрами, в нём герои плыли по Волге на подобном пароходе. Но с небольшой разницей: на «Central America» имелись паруса в дополнение к машине, с которыми следовало управляться. Для этого и нужны были люди.

Шторм, начавшийся 9-го сентября, перешёл в ураган. Скорость ветра достигла 165 км/час. По современной классификации – это ураган второй категории.

Паруса не успели убрать, как их изорвало в клочья. Огромные волны захлёстывали судно. Кочегаров, без устали бросавших лопатами уголь в топку, качкой швыряло от борта к борту.

 Главный механик доложил капитану, что в котельное отделение быстро поступает вода, помпы не справляются. Мощные удары волн привели к тому, что появились течи в уплотнениях между валами гребных колёс и бортами. Вскоре вода залила топку. Упало давление пара в системе. Перестали работать паровые помпы, которыми откачивали воду.

Пароход потерял управление и стал игрушкой неистовых волн. Впечатлительным людям с богатым воображением лучше не представлять себя на месте команды и пассажиров, среди которых находилось множество женщин с детьми.

Капитан приказал поднять флаг в перевёрнутом виде, что означало сигнал бедствия. Ожидали помощи, но только откуда ей было взяться!

Американский народ – это сплав эмигрантов, решительных, предприимчивых и смелых людей со всего света.

 Большинство пассажиров составляли золотоискатели со своими семьями, которые, как мы помним по произведениям Джека Лондона, привыкли искать выход из любой сложной ситуации.

Я забыл упомянуть ещё об одном важном обстоятельстве. Пароход «Central America» впоследствии получил прозвище «золотого корабля».

Дело в том, что помимо пассажиров с багажом, на нём находился ценнейший груз – 9,1 тонны золота, добытого старателями во время Калифорнийской золотой лихорадки.  Но в тот раз  было не до золота, шла борьба за жизнь парохода, а значит и за жизни людей.

Капитаном парохода был коммандер Уильям Льюис Херндон, выдающийся исследователь Амазонки, моряк, который плавал в разных морях и океанах.

Херндон приобрёл боевой опыт, командуя бригом «Iris» во время мексикано-американской войны.

По его команде матросы, офицеры и мужчины пассажиры выстроились в цепи и всю ночь вёдрами откачивали воду, которая хлестала из отверстий. Это была неравная борьба с океаном. Люди её проиграли. Они просто перекачивали океан.

Когда ветер ненадолго стих, все, кто разбирался в котлах, попытались ввести его в строй, но их попытки оказались безуспешными. Трюмы и внутренние помещения были затоплены, пароход погружался в воду.

После затишья ураган вернулся с новой силой.

На рассвете заметили на горизонте два корабля, одним из которых был бриг «Marine». Это вселило надежду в души. Бриг подошёл к терпящему бедствие пароходу. Но он не мог взять всех людей.

 Капитан приказал посадить в спасательные вельботы всех женщин и детей. Уцелели   только три вельбота.  Из мужчин он отобрал матросов, которые могли грести. Всего в шлюпках разместились 153 человека.

Не было никакой паники, руководил трудной и опасной посадкой людей   в вельботы лично Херндон. Спуск вельботов и затем посадка в них, перепуганных детей и женщин в неуклюжей одежде, длинных  юбках, были подвигом капитана и его подчинённых. Одной из пассажирок   коммандер Херндон вручил свои часы и попросил передать их, как память, жене.

Он понимал, что у оставшихся на пароходе нет никаких шансов спастись, стараясь дать людям надежду, капитан приказал ломать деревянные части на судне, чтобы держаться за них в воде. Его спокойствие и мужественное поведение позволяли поддерживать порядок до последней минуты.

Едва закончили погрузку и шлюпки отгребли от парохода, как он стал кормой погружаться в воду. У выживших пассажирок капитан остался в памяти, стоящим в рулевой рубке рядом со штурвалом.  Он склонил голову, наверно молился. Так он и погрузился в воду вместе с пароходом.
В 8 часов утра пароход затонул. В воде оказались сотни людей. Погибли 425 человек. Второе судно, норвежский барк  «Ellen», подошёл, когда пароход затонул, подобрал из воды пятьдесят человек.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/09/23/1735