Кому надо, тот знает

Анна Петишова
Свет пробивался сквозь маленькое зарешеченное окно под потолком. На серых стенах камеры скопился конденсат, очень сыро и холодно. Сколько я уже здесь нахожусь? Неделю? Месяц? Может, мой разум настолько помутился,что я не заметила, как прошел уже целый год?

Шаги в коридоре. Идёт охранник. Надеюсь, не ко мне. Каждый его приход означает одно — снова поведут на беседу с врачом, а значит, мне заново придется рассказывать то,что я озвучила уже тысячу раз. Каждый раз одно и тоже!

Звон ключей, звук открывающегося засова. Ко мне.

— Заключённый, встать! На выход!

— Подняться с пропитанной потом и мочой койки? Да пожалуйста…Опять к врачу?

— Заткнись!

Разговаривать с охранниками запрещено. Меня повели по коридору. Наручники, вооружённый конвой. Это уже стало ритуалом. В комнате, где я обычно встречалась с врачом, сидел мой адвокат. Джексон Хиллс, юридическая крыса, которая землю рыть будет за те деньги, которые ему платят.

— Снимите с нее наручники и оставьте нас.— брезгливо скомандовал он охране.

— Привет. Ты пришёл. Значит, есть новости?

— Да, привет, новости есть. Для начала, твои родители просили тебе передать,что очень тебя любят. Ещё просили спросить, как ты тут поживаешь и чем тебя кормят.— на этой фразе он усмехнулся.

— Пфф, за заботу спасибо, но я думаю, ты и сам можешь им в красках описать жизнь в одиночной камере тюрьмы строгого режима.— Мои родители, будучи законопослушными людьми, понятия не имели, какого это мочиться в дырку в полу, принимать душ на глазах у охраны и есть заплесневелые консервы. До недавнего времени и я не могла себе представить такой жизни, но что поделаешь, всё меняется.

— Ок, у меня есть к тебе ряд вопросов. Что связывает тебя и Гленна Моро?

— Его фирма поставляла нам кое-какие детали. По сниженной цене. В обмен мы должны были предоставить им конечный продукт со скидкой в десять процентов. А в чём дело?

— Дело в том, что копрорация Моро планировали использовать ваш, как ты говоришь, конечный продукт, в военных целях, а именно - направлять ваших роботов в Ливию.— Моё лицо, словно прошибло током. На секунду я онемела от того,что услышала.

— Я...я, я понятия не имела. Так вот, почему я здесь? Но это безумие! Андроиды не были предназначены для военных целей!— от волнения у меня начали трястись руки.

— Я знаю, знаю. Успокойся пожалуйста и выслушай меня. Корпорация Моро заключила контракт с боевиками Ливии на поставку ваших роботов с целью проведения военных операций против мирных жителей Сирии и Ирака. Мне известно,что андроиды не предназначены для военых целей, но в ходе обыска здания корпорации Моро было обнаружено помещение с компьютерами, предназначеными для перепрограммирования искусственного интеллекта. Такие компьютеры раньше стояли в АНБ, но буквально год назад их списали. Каким образом они попали к Моро — пока выясняется, но теперь к твоей статье еще и приписывается причастность к терроризму. Тебя могут закрыть пожизненно.

— Но...но, но я, я тут ни при чём! Меня посадили за незаконные разработки, да я даже и не знала, что это запрещено. Ты же знаешь, Джекки, ты знаешь, что нас просто прикрыли, ты же всё знаешь!

— Заключённый, успокоиться, иначе уведём обратно  в камеру! — крикнул охранник по громкой связи.

— Тише, Кейт, у меня ещё остались к тебе вопросы. Обидно будет, если тебя сейчас уведут. Я неделю добивался этого свидания. Федералы плотно за тебя взялись, даже встречи с адвокатом приходится сокращать. Так что возьми себя в руки и отвечай на вопросы. Хорошо?

Я сглотнула подступившие к горлу слёзы и утвердительно махнула головой.

— Кроме деловых отношений тебя ещё что-то связывало с Гленном Моро?

— Нет, мы и виделись-то с ним пару раз: когда контракт подписывали, да еще деловая встреча перед этим была. Мы же только начали с ним работать, так что поводов для встреч было не много.

— Хорошо. Расскажи мне, наконец, что, чёрт возьми, за история с этим роботом? Дэро, кажется?

— Это не имеет отношения к делу, Джекки. Я не буду об этом говорить.

— Но это имеет отношение к тебе. К тебе, Кэти и к твоему психическому состоянию. Насколько я знаю, с психиатром ты видишься чаще, чем со мной, но эта их медицинская этика не даёт им права разглашать информацию, полученную от пациента. А я нутром чую, что эта история имеет чуть ли не прямое отношение к тому, что произошло.

— Джекки, я повторяю, это не имеет отношения к делу. Мы проводили работу по улучшению искусственного интеллекта. А ситуация с моим, ты слышишь меня? С моим личным роботом — я повторила эти слова, делая ударение на каждом слове— тебя не касается. Ты можеть рыться в моих бумагать, ковыряться в ящике с нижним бельём, узнавать интимные подробности моей личной жизни у соседей, но эта история — моё личное дело. Делай ту работу, за которую тебе платят, но не лезь ко мне в душу.—Мой отказ говорить разозлил его.

— У меня больше нет вопросов. — адвокат рассерженно всплеснул руками — Судебное заседание будет через неделю, но я думаю, его перенесут. Так что если надумаешь что-то рассказать, наша следующая встреча будет через два дня. И я очень рекомендую тебе как следует подумать над моим предложением. Тебе светит пожизненное, и я ничем не смогу тебе помочь до тех пор, пока не буду знать всю информацию. Охрана, выпустите меня!

Он встал из-за стола и вышел, даже не обернувшись. И я осталась одна. Ещё одна встреча, приносящая одни разочарования.

— Заключённый, оставайтесь на месте. У вас ещё одна встреча.

Ну на этот раз уж точно с врачом. И теперь это уже походит на сговор. То,что не высосал из меня адвокат, будет высасывать психиатр. Она снова захочет говорить со мной про Дэро, будет пытаться вывернуть мою душу наизнанку. Но я слишком многим пожертвовала,чтобы сохранить этот секрет. И теперь мне светит пожизненное.

Дверь в комнату для свиданий открылась и внутрь зашёл врач. Миссис Кински. Как всегда, с идеально уложенными волосами, аккуртным маникюром, неброским естественным макияжем. Её нанял мой отец. Он решил, что было бы неплохо, если бы со мной работала целая команда поддержки, но свидания разрешили только с психиатром и адвокатом, а так бы он ещё и оркестр нанял, чтобы я могла засыпать под музыку.

— Здравствуй, Кэти. Я рада тебя видеть. — Она говорила своим доброжелательным голосом, спокойным ровным тоном.

— Здравствуйте, доктор Кински.

Охранники ушли, оставив нас наедине. Миссис Кински села за стол напротив меня, достала блокнот и папку, на которой было написано мое имя.
— Как ты себя чувствуешь, Кэти?— она всегда была очень вежлива и тактична, она даже вызывала у меня чувство доверия, но ее глупые вопросы, вроде этого, порой выводили меня из себя.

—Миссис Кински, я ценю ваше желание быть тактичной, но давайте к сути. Задавайте мне свои вопросы, которые я слышала три дня назад, неделю и десять дней назад, я на них дам те же самые ответы и мы разойдёмся. Вы отправитесь домой, или куда вы там планировали дальше, на меня наденут наручники и под конвоем уведут в камеру.

— Ну зачем же ты так, Кэти?— было видно, что моя грубость задела её.— Я же хочу тебе помочь. Я, конечно, не юрист, но понимаю, что если в качестве истца выступает государство, значит срок тебе грозит серьёзный.

— Да, вы правы. Вы не юрист. И очень жаль. Ваше невероятное рвение докопаться до правды помогло бы вам быстро взлететь вверх по карьерной лестнице.

Доктор Кински откинулась на спинку стула, она хладнокровно воспринимала все мои гневные слова. Выслушав меня до конца, она ответила:

— Дэро жив.
Я остолбенела. Это вопрос? Предположение? Жалкая попытка вывести меня на разговор? Проверка моей реакции? Что это, чёрт возьми?

— Повторите.

— Дэро жив. Его засекли. И он в опасности. Я знаю, что не должна это тебе говорить, но я хочу,чтобы ты понимала, что я пытаюсь тебе помочь. Расскажи мне всё.

—Я ничего вам не скажу до тех пор, пока не увижу подтверждение ваших слов.

Миссис Кински вытащила из своей сумки снимок и положила его передо мной на стол. Дэро. Он стоял возле супермаркета с газетой в руках. Всё так же прекрасен, как и тогда, в день нашей последней встречи. Я не могла в это поверить.

— Но...как? Как они его нашли?

— Тебе лучше знать, Кэти. Ты его создала. Ну, теперь ты расскажешь мне?

Смысла сопротивляться больше не было, Дэро был в опасности.И я начала рассказывать всё, начиная с того момента, когда я впервые подумала о том, чтобы заложить в его программу способность к эмпатии и заканчивая тем днём, когда я, купив билеты на поддельные документы Дэро, посадила его на самолёт до Праги.

— Мне непонятен мотив, Кэти. Зачем тебе было так рисковать ради андроида?

— Я не могла допустить его смерти. Федералы уже начали рыть под меня и
отправить Дэро подальше отсюда было единственным решением. Если бы федералы его поймали, они уничтожили бы его память и процессор. А я не могла перекачать его данные на компьютер, потому что главный вышел из строя, а починка заняла бы два дня, у меня не было столько времени, а обычный компьютер не выдержал бы такого количества информации.  Вы не понимаете, Дэро уникальный. Второго такого нет. В него заложено колоссальное колдичество знаний и операций, он почти как человек.

— Ты скрываешь от меня истиные мотивы своего поведения.  Уникальный набор операций и супермощный процессор — не причина для того,чтобы сидеть в тюрьме. Скажи мне, зачем ты спасла Дэро и для чего ты разрабатывала этих роботов?

— Дэро был экспериментальной моделью. Когда я узнала, на что он способен, я захотела создать кучу таких роботов и внедрить их в человеческое общество. Я знала, что правительство не позволило бы мне этого сделать, но все равно хотела. У него такой уровень эмпатии, какой простым людям и не снился даже. Он может найти общий язык с кем угодно, он искренне сочувтсвует человеку и всегда готов прийти на помощь. Проблема безответной любви, одиночества решена. Я создала нечто необычное, уникальное, фантастическое.

— Ты полюбила его?— Миссис Кински заглянула мне в глаза и взгляд её был таким пристальным, что казалось, она смотрит мне прямо в душу и видит всё,что там спрятано.

— Да. Я полюбила его.

— И поэтому ты рисковала своей жизнью. Я рада,что ты мне все рассказала. Кэти, я общалась с твоим адвокатом.— Заговор! Я так и знала! Кински негде было взять снимок с Дэро, его ей дал Джекки. Я так и знала. — Мистер Хиллс предположил,что если мы сможем выявить истиную причину того, для чего ты разрабатывала этих роботов,  он сможет защитить тебя в суде и доказать твою непричастность к разработке андроидов в военных целях.

— Каким образом это может помочь?

— Если суд будет знать твои истиные мотивы и это исключит твою связь с терроризмом, наказание смогут смягчить, присяжные пойдут тебе навстречу, возможно, удастся отделаться условным сроком и лишением лицензии на разработки. Так мне объяснил Хиллс.

— А что будет с ним? Что будет с Дэро? Если его уничтожат,  все это не имеет смысла.

— Я не знаю, Кэти, этим займется Хиллс. Я свою работу выполнила.

— Сука продажная. Уведите меня в камеру!

Гудок, двери открылись, наручники защёлкнулись, конвой, коридор, камера. Кински, наверно, уже вовсю сливает все Хиллсу. Надеюсь, у него есть план. И надеюсь, в нём ещё осталось что-то от человека и он сможет меня понять. Весь день я провела в раздумьях, пыталась сама выстроить план защиты. Дело бесполезное, конечно, но это давало ощущение участия.  Меня упрятали за рещётку за преступление, которого я не совершала. Мои действия тоже не были законными, но злого умысла у меня не было, да и к тому же итак понятно, что моя организация просто перешла дорогу не тем людям. Теперь же я вынуждена сидеть в камере и надеяться на помощь постороннего человека, кроме Хиллса мне никто не может помочь.

На следующий день охранник принёс мне конверт. Уже распакованый — почту проверяли. Надпись на конверте гласила о том,что письмо от адвоката. Мои руки дрожали от волнения. С минуту я помедлила, просто держала в руках этот конверт и боялась заглянуть внутрь. Я не знала,что меня там ждёт. Хорошие или плохие новости. И мне казалось, что пока я не прочитаю письмо, ничего не произойдёт. Словно своим бездействием я могла как-то повлиять на уже произошедшие события. Потом я вытащила сложеный пополам листок бумаги. В письме Хиллс благодарил меня за сорудничество и извинялся за то,что Кински повела себя неэтично, мол, это было необходимо. Джекки написал, что сделает все возможное, чтобы добиться минимального наказания для меня и в успехе исходя дела не сомневается. На счёт Дэро прогноз был не столь оптимистичен. Хиллс ясно дал мне понять,что федералы не позволят роботу разгуливать среди людей, так что максимум, что он мог сделать, это ходатайствовать об отключении Дэро и сохранении его данных на флешку.

Видимо, это конец. Дэро станет исходным материалом для каких-нибудь секретных разработок правительства, а я уверена, что так оно и будет. Правительство давно уже трудится над усовершенствованием искусственного интеллекта, но пока ничего дельного у них не выходит. А взяв за основу мой проект, их возможности будут безграничны, только вот применять их будут скорее против нас, чем во благо человечества.