Была река

Виктор Афсари
       Странное дело. В свердловской области есть деревня Пермяки. Есть в Пермском крае свой Париж, своя Челяба – это понятно. А вот как Пермяки занесло в соседнюю область? Может быть основали деревню выходцы из Перми, а может и потому, что здесь берёт своё начало самый длинный приток Чусовой – Сылва, большая часть которой протекает в Пермском крае.. . Само имя реки обозначает «талая вода» в переводе с коми-пермяцкого языка.

       Река извилистая с перекатами. В нижнем течении более полноводная и со спокойным течением. Впадает Сылва в Чусовской залив Камского водохранилища. Подпор камской воды делает в этих местах Чусовую и Сылву значительно полноводней. На всём протяжении, а это 493 километра, Сылва протекает в очень живописных местах. Это леса, поля, равнины и холмистая местность. Особенно хорошо берега реки украшают скальные массивы.

       В 100 км от Перми в селе Филипповка, что на окраине Кунгура, по правому берегу реки на склоне Ледяной горы расположилась Кунгурская ледяная пещера. Немного ниже по течению на левом берегу стоит красивый скальный массив Ермак. На Ермаке произрастает три вида реликтовых мхов. Но и сами по себе эти места овеяны множеством легенд. Сылва река непростая. В её русле имеется шесть разновидностей внутриводного обледенения, что при образовании донного льда может приводить к зажорам. Это явление, когда донный лёд разрастается и становится препятствием для течения реки, своего рода природной плотиной. Когда воду что-то сдерживает, тогда и беда недалеко.

        Помню, как в детстве вверх по Каме пролетали белоснежные «Ракеты» на подводных крыльях, шедшие в Кунгур. Это на нас, мальчишек, производило огромное впечатление. Тогда и сам Кунгур нам казался чем-то сказочным. Годы пролетели. С тех пор я неоднократно бывал в Кунгуре. Городок мне нравится. Но вот река Сылва особого впечатления не производит, да и никаких «Ракет» и теплоходов там и в помине нет.

       Я очень люблю историю. Меня радует, что кунгуряки и кунгурятки, а именно так и зовут жительниц города, создали своё Землячество. Не в каждом большом городе такое встретишь. Это Землячество объединяет кунгуряков, разбросанных волею судеб по всему свету. Среди прочего, Землячество проводит и большую работу по популяризации истории родного края. Краеведение уменьшает число «Иванов, родства не помнящих». Это достойно уважения. Мне очень нравится серия наборов открыток: «Кунгурский край. История». Так в первом выпуске использованы фотографии, сделанные в конце XIX – начале XX веков. На обороте открыток напечатаны очень интересные тексты. Эти выпуски проводятся в тесном содружестве с краеведческим музеем, а следовательно информация, размещённая там достоверна.
 
       Среди 16 открыток первого выпуска я увидел на двух грузовые колёсные пароходы. На обороте было написано:  «…В начале XX века по реке Сылве торгово-пассажирскими пароходами перевозились в центр России через г. Пермь изделия кунгурских мастеровых, тюки знаменитой кунгурской юфти.
На кунгурской пристани часто бывало тесно судам. Порой в один день грузились товарами до 60 параходов. Только в 1890 году в Кунгур по рекам Каме, Чусовой и Сылве было доставлено различных грузов до 7 тыс. тонн.
Регулярно с 1888 года два раза в неделю до Перми от пристани отходил пароход, в котором размещалось до 150 пассажиров.
К сожалению, современные жители Кунгура лишены возможности любоваться красотами пермского края с борта парохода». Всё это значит, что на реке одновременно находились сотни параходов. Трудно не разделить сожаление авторов.

       На другой открытке этого выпуска пишется о том, что на кунгурском механическом заводе господина Гакса за три десятилетия было сделано 45 грузопассажирских и 69 буксирных колёсных парохода. Эти пароходы успешно работали на Сылве, Чусовой, Каме и Волге более 40 лет. Надо сказать: «… в то время торговый оборот города (Кунгура) составлял 1 миллион золотых рублей в год, что в три раза больше, чем торговый оборот г. Перми».

       Работали кунгуряки. Работала река Сылва. Глядя на Сылву в Кунгуре в настоящее время, не верится, что по реке можно без проблем проплыть хотя бы на моторной лодке. Почему же мелеют наши реки? Ведь Сылва – это только частный случай.  Может быть девиз, призывавший победить природу и забрать у неё все богатства, работает и сейчас. До каких пор можно оставаться можно просто смотреть на разрушение природы? Вырубание лесов, без восстановления их в прежнем объёме, ни к чему хорошему не приведёт.

       А наши почтовые ящики продолжают ломиться от всякого рода рекламной макулатуры, которая не читаемой уходит в мусор.


                «Пароход на Сылве»
                Кунгурский край. История.
                Выпуск 1.
                Набор открыток
                Фотография номер 11