Шукшинские ватники

Юрий Язовских
Василий Шукшин. Рассказы

Значительная часть рассказов Василия Шукшина была посвящена жизни русской деревни. Впервые я с ними познакомился еще подростком – в советское время, а недавно перечитал некоторые из них. Надо сказать, что сейчас рассказы воспринимаются совсем по-другому. Для советского подростка – это просто истории о деревенских жителях, для современного взрослого читателя – это новеллы о ватниках.

В то время когда Шукшин писал о простом народе, быть выходцем из этого народа было полезно и почетно. Правильная биография любого коммунистического деятеля подразумевала правильных родителей из беднейшего крестьянства или рабочего класса. В те годы народ был гегемоном. Солью земли. Фундаментом, на котором держался СССР.
 
Сейчас столпы режима – "новые дворяне" из ФСБ и питерские пацаны. Правильная биография подразумевает работу в правильных органах, или, на крайний случай, правильную спортивную секцию. Происхождение из самого простого народа в автобиографии лучше не указывать, поскольку значение народа для этой страны кардинально изменилось. Простой народ должен смотреть правильные телеканалы и ставить крестик в правильном месте. Это его главные обязанности по отношению к родному государству. Поставил крестик – и делай, что хочешь. Красота! Настоящее раздолье для шукшинских ватников.

А писал Василий Шукшин именно о ватниках, а не о деревенском быдле – как полагают некоторые жители подмосковных дворцов с шубохранилищами. Быдло – это отнюдь не синоним простого человека, который верит всему, что ему сказали по телевизору. Быдло может быть как полуграмотным колхозным трактористом, так и профессором, автором мудреной теории о евразийском характере русской цивилизации. Быдло в генеральских погонах гоняет по Москве на скорости 150 километров в час, и оно же, откликаясь на название автомобильного радиоприемника, едет отстреливать "фашистов" на Украину.
Если сказать кратко, то данный термин охватывает ту часть населения, которая следует в жизни простому правилу: "люби себя, чихай на всех, и в жизни ждет тебя успех."

Термин "ватник" совсем из другой оперы. Это житель деревни или поселка, вся жизнь которого ограничивается самыми простыми житейскими делами и увлечениями. Он работает 5 дней в неделю, по субботам ходит в баню, иногда починяет покосившийся забор, в мае сажает картошку, ежедневно смотрит телевизор и когда есть деньги - пьет водку с соседями. Он почти всегда женат – на какой-нибудь бабе. Абсолютно неважно, на какой. Иногда он спит с женой, по молодости - тогда у ватника рождаются дети. После шестидесяти ватник выходит на пенсию, смотрит телевизор и копается в огороде. Затем он умирает, и лет через 50 никто уже не помнит, что такой человек жил на планете Земля. Ватники могут быть вполне приличными людьми, хоть и не больно культурными, а могут быть настоящими отморозками, которые терроризируют своих соседей бесконечными пьяными дебошами.

Шукшин предпочитал писать о тех ватниках, кто больше работает, чем пьет. А если и пьет, то только потому, что у него болит душа. Главная идея шукшинских рассказов, которую он, по всей видимости, пытался донести до шибко грамотного городского населения СССР: у деревенского мужика тоже есть душа! Бывает, что она мается – непонятно почему, а иногда так болит, что спасу нет! Наиболее характерный пример: рассказ "Верую!". В "Мастере" тоже об этом: пьет мастер Семка Рысь, а почему пьет? Потому что дела для него настоящего нет! Захотел он церковь отреставрировать – не дали. Значится, будет пить и дальше.  В новелле "Степка" этот самый Степка-дурак бежит из колонии, когда ему остается сидеть пару месяцев. Почему он так поступил? Невмоготу стало сидеть – захотелось родную деревню увидеть…. Повидал – теперь можно снова на зону… В рассказе "Микроскоп" мужик вместо шуб детям купил себе микроскоп. Он хоть и классический Иван-дурак, но его заботят глобальные проблемы! Ему не дает покоя мысль уничтожить всех микробов – как колорадских жуков! А чтобы видеть своих врагов – нужен микроскоп….

К деревенским мужичкам-простачкам Шукшин относится по-доброму, но их жен он по-настоящему ненавидит. Ни одной не то, что положительной - даже самой нейтральной черточки у них нет. Это существа, которые стопроцентно враждебны шукшинским ватникам: они орут, бьют и унижают своих мужей. Нет ни единой причины, по которой ватнику стоило бы находится со своей женой-мегерой в одном доме, но он все равно живет с ней – такова его судьба! Женщина у Шукшина напоминает вменяемого человека только в незамужнем состоянии ("Солнце, старик и девушка", "Степка").

Прошло уже полвека после написания рассказов, но они совершенно не устарели. А все потому, что ватники за это время никуда не делись. Правда, теперь они редко ходят именно в ватниках – все-таки мода и в деревне потихоньку меняется. К тому же шукшинские герои потихоньку вымирают – дети ватников все чаще переселяются в город. Тем ни менее, на актуальность рассказов Василия Шукшина этот процесс никак не влияет. Уменьшение классических деревенских ватников компенсируется приростом их городских собратьев, а разницы между двумя подвидами ватников практически нет. Старый добрый Иван-дурак отнюдь не поумнел от того, что заселился в квартиру со всеми удобствами, пересел в более дорогую машину и стал счастливым обладателем пары-тройки потребительских кредитов, которые он вернуть просто не в состоянии.
 
Рассказы Шукшина - весьма полезное чтиво для вдумчивого читателя. Некоторые наши люди до сих пор свято верят, что в этой стране возможна демократия европейского типа: мол, стоит только сменить питерских чудаков на каких-нибудь либералов и организовать свободные выборы - тогда мы заживем как в развитых европейских странах. Ну да. Верить в это можно, если не знать что творится в голове у ватников. Шукшин это знал – ничего утешительного для демократии в России там нет. Да, душа у ватников болеть может, но это нисколько не помогает им сделать осознанный выбор своего представителя в органы власти. Ну не могут они этого! Родились такими! Поэтому и демократия в России суверенная – основана на простом жизненном принципе кота Базилио и лисы Алисы: "На дурака не нужен нож – ему с три короба наврешь и делай с ним, что хошь!". 

P.S.: Одно мне непонятно: Шукшина почему-то совсем не занимал вопрос, как в среде ватников появляются люди совсем другой породы – вроде самого Шукшина. Мог ведь сидеть в своих алтайских Сростках и пимы катать, маясь душой – но нет, зачем-то поперся в Москву, выучился на кинорежиссера, и успел за свою короткую жизнь сделать столько, что мы помним его и сейчас. Может и через сто лет его имя не будет забыто в России – при условии, что на ее месте не будет Китая…